Конспект урока по русской словесности в 5 русском классе Тема: К.Д. Бальмонт. Книга «Фейные сказки»: «Фея», «Чары Феи», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Светлый мир».

Конспект урока по русской словесности в 5 русском классе
Тема: К.Д. Бальмонт. Книга «Фейные сказки»: «Фея», «Чары Феи», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Светлый мир».
Цели урока:
знакомство с поэтом, циклом стихотворений "Фейные сказки",
повторение темы " художественные средства языка",
воспитание любви к природе, к близким людям.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: работа по стихотворениям, биографии.
Оборудование: портрет поэта, выставка книг, рисунки детей, карта мира.
Слова для изучения: фея, сравнение.
Эпиграф к уроку:
"Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе."
Александр Блок.1907г.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Активизация знаний.
Вступительное слово.
- Многие ли из вас слышали имя этого поэта?
В наши дни трудно поверить в то, что Константин Бальмонт был одним из самых знаменитых поэтов России начала 20-го века. Его стихи не только читали, учили, знали, но и посвящали свои стихи ему.
Бальмонт был неутомимым тружеником, больше всего в жизни он ценил учебные занятия, причём всегда занимался самообразованием. Ежегодно прочитывал целые библиотеки, читал запоем с детства. В 5 лет он самостоятельно научился читать, и отец, очень радостный и растроганный, подарил ему первую книгу, что-то о дикарях-океанийцах. С тех пор Бальмонт читает Пушкина и Жуковского, Лермонтова и Некрасова, Андерсена и, конечно, Жюль Верна и Майн Рида.
Каждый день регулярно писал, изучал языки. Зачем?
(прочитайте запись на доске)
- Много ли это?
Бальмонт оставил огромное литературное наследство.
В своей жизни он много путешествовал, объездил весь мир, совершил кругосветное путешествие: Канарские острова, Африка, Зеландия, Гвинея, Цейлон, Индия и много других мест. Но больше всего он любил Россию.
3. Проверка домашнего задания.
Выучить стихотворение С. Есенина.
4. Формирование новых знаний.
Поэзия Константина Бальмонта через много-много лет вернулась к нам, и сегодня мы познакомимся с книгой его стихов "Фейные сказки".
- О чём говорит название этой книги?
В Москве в 1905 году была напечатана эта книга, в ней 71 стихотворение. Посвящена она Нине Константиновне, дочери К.Бальмонта.
- Какой писатель посвящал свои произведения дочке? (Д.Родари)
Чтение стихотворения "Посвящение" (или подготовленный ученик).
- Какими чувствами проникнуто посвящение? (любовь, нежность)
- Как Бальмонт называет свою дочку? (ласково - Ниника)
- А какие ещё слова помогли вам определить, что поэт очень любит девочку? (глазки, букетик, росинки, слёзки)
- С чем сравнивает слёзы? (росинки)
- Какой это приём? (сравнение)
- Давайте подумаем, какая она, Фея?
Чтение стихотворения "Фея" (читает ученик).
- Какой мы видим Фею?
- Почему волшебница?
- Как вы думаете, почему поэт выбрал именно Фею в свои помощницы? (нежная, добрая)
- А какими мы видим фей в других произведениях? (всегда добрые, готовы прийти на помощь)
- Как выглядит Фея?
5. Физминутка.
6. Закрепление.
Читаем стихотворение "Наряды Феи".
 - Какие наряды носит Фея? Кто ей помогает? (колокольчик, росинка, трава, солнечные лучи, лунный свет)
- Чтобы описать красоту нарядов Феи, какие приёмы использует поэт? (эпитеты: дивно-чудные, голубой, алмазный, душистый)
- Изумрудный - это какой цвет?
- Опал, топаз, хризолит?
(на обратной стороне доски или используя мультимедиа:
хризолит - золотисто-зелёный
опал - молочного цвета
топаз - дымчатый цвет)
- А как сказано о ландыше?
- Что помогло так красиво сказать? (метафора)
Итак, добрую Фею все помогают принарядить, она очень красивая. Есть у Феи и помощник - ветерок.
Чтение стихотворения "Ветерок Феи".
- Каким чувством проникнуто?
- Какой он, ветерок? (озорник, будто живой (олицетворение)
Ветерок помогает поэту сочинять стихи, как настоящий живой помощник:
Нашептал мне пенье строк.
- Понравились ли вам прочитанные стихотворения? Чем? (они напоминают сказку, очень нежную, ласковую, радостные песни)
Константин Бальмонт знакомит нас с миром Феи, где живут её друзья и враги: стрекозы, жуки, муравьи, тритоны, ромашки, лилии, колокольчики. Стихотворения очень напевны, музыкальны, искренни, нежны.
7. Контроль.
Есть у Бальмонта ещё и другие стихотворения, проникнутые совсем иным настроением. Одно из них - стихотворение "Осень".
- Настроение?
- Почему?
(лёгкая грусть, так как близка осень, птицы улетают, становится холоднее)
- А как об осени говорит поэт? Найдите строчку.
- Что это за приём? (олицетворение)
- Что означает "заплачет спросонья"?
- Зачем поэт использует в стихотворениях изобразительно-выразительные средства? (более точно, красиво, выразительно рассказать нам о чём-то, чтобы было интересно)
8. Рефлексия.
- Что вы узнали о поэте, Константине Бальмонте?
- Что вам понравилось?
Своей дочери, Нинике, он рассказывал, как пишет стихи.
Рождается внезапная строка,  За ней встаёт немедленно другая,  Мелькает третья ей издалека,  Четвёртая смеётся, набегая.
И пятая, и после, и потом,  Откуда, сколько, я и сам не знаю,  Но я не размышляю над стихом  И, право, никогда - не сочиняю.
- Как же создаются его стихотворения? (очень легко, сами по себе строчки встают одна за другой)
- Это на самом деле так? (вряд ли, труд поэта нелёгок)
9. Оценивание.
10. Домашнее задание: выучить наизусть одно стихотворение из книги "Фейные сказки".

15