Конспект урока по географии для 8 класса «Западно-Сибирская равнина: особенности природы»


Урок географии в 7 классе
Автор: Учитель географии Горбань Татьяна Петровна.
Раздел «Природно-хозяйственное районирование»
Урок в теме №51
Тема урока: Западно-Сибирская равнина: особенности природы.
Цель: Познакомиться с особенностями рельефа, геологического строения. Вод, климата, природных зон Западной Сибири.
Задачи:
Образовательная: Сформировать представление о Западно-Сибирской равнине, как плоской форме рельефа, расширить знания о рельефе, геологическом строении территории, географическом положении гор.
Развивающая: Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся. Развивать устную речь, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, в условиях новых учебных задач.
Воспитательная: Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу родной страны.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Географический диктант
Урал делится на пять частей: Полярный, приполярный… назовите оставшиеся три части.
Самая северная часть Урала.
Самая высокая и труднодоступная часть Урала.
Самая низкая часть Урала.
Самая живописная часть Урала.
Самая освоенная человеком часть Урала.
III. Изучение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с природным районом Западная Сибирь. Это низкая, плоская, сильно заболоченная равнина. О ней много писали наши поэты:
Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина на север,
Равнина на юг.
Как будто гористую
Землю разгладил
Какой то гигантский утюг.
(Поэт И. Фролов)
Ребята, сегодня вы сами будете изучать равнину. Для этого разделитесь на 6 групп, каждая группа получает листок с заданием.
1 группа Географическое положение Западно-Сибирской низменности
Задание.
Определить площадь равнины, протяжённость с севера на юг, с запада на восток.
Границы равнины-на севере, юге, западе, востоке.
На контурной карте указать грангицы равнины, полуострова, губу, моря, р. Енисей, Урал, Обь, нагорье Казахский мелкосопочник.
2 группа Рельеф Западно-Сибирской низменности
Задание.
Определить абсолютные высоты равнины. В каком направлении общий уклон равнины?
Почему рельеф плоский?
Какое влияние на рельеф оказал ледник?
Что такое Сибирские увалы?
3 группа Климат Западно-Сибирской низменности
Задание
Определить, какие факторы сформировали континентальный и суровый климат равнины?
Определите изменение температуры, осадков и испаряемости с запада на восток и с севера на юг.
В какой части равнины избыточное увлажнение и почему?
4 группа Поверхностные воды
Задание
Определите крупные реки, бассейн океана, скорость течения, берега рек.
Почему Обь и её притоки весной очень сильно разливаются?
Какое происхождение имеют озёра равнины?
Объясните причины заболоченности равнины.
5 группа Природные зоны равнины
Задание
В чём особенности размещения природных зон на равнине?
Как приспособились растения и животные к суровости климата?
Что такое урманы, гривы, колки?
На работу в группах даётся время 12 минут.
По истечении времени каждая группа отчитывается перед классом, остальные фиксируют в тетрадь основные моменты.
IV. Д/З
Пар 35, читать. Приготовить сообщение о минеральных ресурсах равнины.