Педагогический проект Контрольно-оценочная деятельность в 1 классах


Педагогический проект

«Контрольно-оценочная деятельность в 1 классах
Большесосновского муниципального района»

Актуальность. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) требует переосмысления педагогической деятельности в целом и оценочной практики в частности.
Система оценивания занимает особое место в новых стандартах НОО и рассматривается как одна из важных целей обучения.
Стандарт предусматривает введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся к освоению основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), а также использование эффективных форм и методов оценки результатов.
Отличительная особенность содержания новой системы оценки - ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Оценка на единой критериальной основе, само - и взаимооценка не только дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Оценочную деятельность необходимо планировать начинать с первого класса, в период, когда ведется безотмечное обучение. В это время педагогу необходимо подобрать эффективные приемы оценивания учащихся, продумать способы вовлечения обучающихся в оценочную деятельность, с целью их мотивации и саморазвития.
Поэтому сегодня общеобразовательные учреждения Большесосновского муниципального района озадачены решением проблемы контрольно-оценочной деятельности в 1 классах.
Проблема.Учитывая современные подходы к организации контроля образовательного процесса и оценки его результатов, возникла необходимость разработки проекта и создания районной проблемной группы для эффективного решения данного вопроса.
Цель и задачи работы проблемной группы. Необходимо пересмотреть контрольно-оценочную деятельность учащихся 1 классов общеобразовательных учреждениях Большесосновского муниципального района.
Проанализировать основные документы и научно-методическую литературу по данной проблеме.
Выбрать наиболее эффективные приемы контрольно-оценочной деятельности учащихся 1 классов.
Разработать «Листы учебных достижений» по предметам.
Определить структуру «портфолио», как систему оценки индивидуальных достижений обучающихся с учетом требований к результатам освоения ООП НОО.
Проанализировать полученные результаты, отследить эффективность выбранных приемов и методик оценивания и группы в целом.
Руководитель: Бурдина Наталья Александровна, учитель первой квалификационной категории МБОУ «Большесосновская средняя общеобразовательная школа»
Участники проекта и работы проблемной группы: учителя начальных классов Большесосновского муниципального района.
Проект был внедрен для учащихся начальных классов.
Для представления опыта работы районной проблемной группы учителей начальных классов, выбрана форма педагогического проекта.
Проект рассчитан на 2 года и поэтапность его реализации:
1этап: подготовительный (2011-2012 учебный год);
2 этап: основной - разработка и внедрение (2012-2013 учебный год);
3 этап: рефлексивный – анализ полученных данных (2012 – 2013 учебный год).
Объект исследования:процесс организации контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: разработка и внедрение контрольно-оценочных листов и портфолио учащихся.
Гипотеза:Если использовать современные мотивационные приемы контрольно-оценочной деятельности учащихся 1 классов,соответствующие НОО ФГОС, то повысится качество образовательного процесса.
План реализации проекта.
Этап
Сроки
Основные мероприятия


Подготовительный
2011 - 2012
Изучить научную и методическую литературы по проблеме организации контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; 
Для чёткой организации оценочной деятельности необходимо:  - познакомить с системой оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС второго поколения. Выявить особенности контроля и оценки учебных достижений, обеспечивающие реализацию ФГОС;
–рассмотретьПоложение о системе оценки, определить критерии;
- рассмотреть приемы контрольно-оценочной деятельности.


Разработка и внедрение
2012-2013
- выбрать эффективные приемы контрольно-оценочной деятельности;
- разработать и апробировать задания для контроля и оценки учебных достижений по предметам, диагностический инструментарий для определения уровня сформированности УУД;
- разработать материал необходимый для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся; 
- использовать данные приемы в практике работы учителей начальных классов Большесосновского муниципального района


Заключительный
2012-2013
Анализ полученных результатов.




Ожидаемые результаты.
- Будет пересмотрена контрольно-оценочная деятельность учащихся 1 классов общеобразовательных учреждениях Большесосновского муниципального района;
- будут проанализировать основные документы и научно-методическая литература по данной проблеме;
- будут выбраны наиболее эффективные приемы контрольно-оценочной деятельности учащихся 1 классов;
- будут разработаны «Листы учебных достижений» по предметам;
- будет определена структура «портфолио», как система оценки индивидуальных достижений обучающихся с учетом требований к результатам освоения ООП НОО;
- будут проанализированы полученные результаты, отслежена эффективность выбранных приемов и методик оценивания;
- будут использованы мотивационные приемы контрольно-оценочной деятельности учащихся 1 классов, соответствующие НОО ФГОС;
- повысится качество образовательного процесса.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Данный проект можно будет использовать в других образовательных учреждениях муниципальных районов.
Данные мотивационные приемы и методики можно использовать в качестве дополнительных (кроме отметки) в последующих классах с целью повышения качества образования.