Исследовательская работа «Государственная символика МР Мишкинский район Республики Башкортостан»


Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное казенное учреждение
«Отдел образования Администрации
МР Мишкинский район Республики Башкортостан»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с. МишкиноМР Мишкинский район Республики Башкортостан
Номинация «Этнографические исследования»
Проектно-исследовательская работа
на тему:
«Государственная символика МР Мишкинский район Республики Башкортостан»
Автор: Адыев Нияз,
обучающийся 7 А класса МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино МР Мишкинский район РБ
член ДО «Литературное краеведение»
МБОУ ДОД ДДЮТиЭ «Путник»
МР Мишкинский район РБ

Руководитель:  Адыева Валерия Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
ЗДВР МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино РБ,
руководитель ДО «Литературное краеведение»
МБОУ ДОД ДДЮТиЭ «Путник»
МР Мишкинский район РБ
Место проведения исследования: МР Мишкинский район, с. МишкиноСроки выполнения проекта: Июль 2014-ноябрь 2014
Мишкино -2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. Основные государственные символы: герб и флаг…………5 стр.
Глава 2. Значение символов, использованных при создании герба Мишкинского района……………………………………………………. 6 стр.
2.1.Символика образа медведя………………………………………….. 6 стр.
2.2. Символика образа пчелы……………………………………………. 9 стр
2.3. Символика кушака…………………………………………………….10 стр2.4. Символика цвета………………………………………………………10 стр2.5. Герб и флаг Мишкинского района. ………………………………….11 стрГлава 3. Исследование уровня информированности обучающихся
МБОУ СОШ№ 2 с. Мишкино о государственной символике Мишкинского района……………………………………………………………………… .14 стрЗаключение………………………………………………………………….15 стр
Список литературы………………………………………………………….16 стр
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Я проживаю в селе Мишкино Республики Башкортостан, и у нашего района очень красивый герб и флаг. Мишкинский район – моя малая Родина, и я думаю, что любой человек обязан любить свою малую Родину. Но ведь сложно любить то, чего не знаешь. Именно поэтому свою исследовательскую работу я решил направить на исследование информированности обучающихся 2-4 классов о государственной символике, в частности, об государственной символике Мишкинского района. Думаю, что наша работа - актуальна, так как важно, чтобы мы – подрастающее поколение, знали о своей малой Родине как можно больше и, изучение символики, в данном случае Мишкинского района, сопутствует и знакомству с историей его возникновения.
В связи с этим нами была определена цель работы – установить уровень осведомленности обучающихся 2-4 классов о районной символике, предложить пути популяризации знаний о ней в данной возрастной группе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение литературы по значениям государственных символов, анализ;
2. Изучение значений элементов, использованных при создании герба и флага Мишкинского района.
3. Составление опросника о символике с. Мишкино для обучающихся 2-4 классов МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино, установления уровня осведомлённости о районной символике, анализ полученных результатов.4. Разработка мероприятия, направленного на знакомство и популяризацию герба и флага Мишкинского района.
Объектом нашего исследования является уровень информированности обучающихся 2-4 классов по теме «Государственная символика МО Мишкинского района», предметом исследования – символика МО Мишкинский район.
При исследовании были использованы следующие методы работы:
- изучение литературы, ее анализ;
- разработка вопросов для наблюдения;
- опрос обучающихся, сбор и обработка результатов опроса;
- поиск материала, адаптация его для сценария мероприятия направленного на знакомство и популяризацию знаний о символике Мишкинского района.
Исследовательская работа состоит из следующих частей:
- введения, в котором раскрываются цель, задачи, актуальность, методы и приемы, использованные при написании исследования.
- основной части, содержащей в себе: сведения о государственной символике, о значении цвета в геральдике, толкования значений из различных источников тех элементов, что были отображены на гербе и флаге Мишкинского района; исследование уровня осведомленности обучающихся 2 - 4 классов МБОУ СОШ№2 села Мишкино.
- в заключении подведен итог проведенной работы, также в нем предложены пути решения сложившейся ситуации по популяризации знаний о государственной символике Мишкинского района.
Список литературы содержит в себе перечень тех источников, к которым мы обратились в процессе написания исследовательской работы.
В приложении представлены иллюстративные материалы, составленные нами опросники, результаты опроса, а также разработка мероприятия, направленного на популяризацию знаний о символике Мишкинского района среди обучающихся 1-4 классов.

Глава 1. Основные государственные символы: герб и флаг.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Например, бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России. Есть символы, которые представляют и страну, и её историю, и народы, её населяющие.
В нашей стране - это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.
Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства и национального суверенитета, отличительный знак государства.
Государственный герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знамёнах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.
Происхождение современных символов и эмблем теряется в глубине тысячелетий и относится, по-видимому, к эпохе первобытнообщинного строя. Тогда повсеместно была распространена вера в кровнородственные связи и отношения между конкретным кланом и каким-либо существом, растением или даже предметов неживой природы. Каждый род и племя, равно как отдельные члены его связывали свое рождение с этим животным и считались прямыми потомками таких воображаемых предков.
Говорят: из малого выходит великое. Наш Мишкинский район – часть великой страны, и у нас тоже есть свои государственные символы. Это герб, флаг и гимн района. В данной исследовательской работе мы остановимся на изучении герба и флага МО Мишкинский район.
Прежде чем определить значение изображений медведя, пчел, кушака на гербе и флаге Мишкинского района, основных цветов, мы ознакомились, какое значение имеют они в мифологии, традициях, представлениях других народов.
Глава 2. Значение символов, использованных при создании герба Мишкинского района культурах других народов.
2.1.Символика образа медведя.
Медведь - противоречивый символ, он ассоциируется одновременно с добродушием и яростью, с богатырской силой и неуклюжестью, с обжорством и материнской нежностью, в русской традиции медведь олицетворяет царя зверей, что на языке соревнований означает удачу и победу. Символ медведя связан c пробуждением сил природы. Старые Медвежьи культы на территории Европы возникли не только потому, что Медведь являлся самым крупным лесным зверем и самой желанной добычей древнего охотника, но и из-за той великой силы, сокрушительной мощи и некого постоянства, которое отражалось в этом Царе Северных Лесов. Древний ритуал охоты раньше понимался как необходимость для выживания в суровых условиях древности и как сакрально-магическое и уважительное взаимоотношение между охотником и Зверем. Охотник стремился не только овладеть запасом мяса, но и постичь Дух Зверя, впитать его, связать со своим собственным Духом. И физически убитый, но не униженный истреблением, Дух Зверя отплачивал ему тем же. Воин брал имя Зверя себе, как бы компенсируя жизнь зверя в своей собственной жизни. Он приобретал великую славу в глазах своего рода, благородство воина, мужество и духовные качества поверженного в честной борьбе могучего противника. И Зверь становился не только духовным опекуном его самого, но и опекуном всего рода, в рядах которого родился славный Герой.
Антропологи утверждают, что культ Медведя был распространён от Эльбы до Урала.
Берсерк - «неукротимый медведь» называли тех, кто показал свою храбрость тем, что убил медведя своими руками. Они съедали сердце животного и одевались в медвежьи шкуры - это давало им возможность принимать образ животного и сражаться с силой и яростью медведя. Берсерк мог воевать без оружия, он отнимал его у встречного противника, поэтому изначально оружие было как - бы ненужно. Обязательна была сила духа и вера, как нематериальная составляющая силы. По описанию берсерк прыгал в военном снаряжении на 5 метров.
Роль медведя очевидна в культовой практике и мифологии не только германцев, но и славян.
Народная память сохранила из тотемических времен знание о связи человека и медведя, в его полудухе - полуживотном первопредке. Отсюда полyмедведь-полyчеловек славянских сказок - "Медвежье Ушко", "Медведко", "Ведмiдь","Медведович", "Медведюк". Возможно, более древний, чем былинные богатыри. Славянский берсерк, ездящий на медведе, сам оборачивающийся в него, получающий силу от Леса и его Бога, силу Мертвых и Павших, вод и огней подземных. Славяне называли своих воинов берсерков иначе - рыкари, кричащие воины. По одной из версий от слова «рыкарь» произошло слово рыцарь, а не от немецкого «рейтер» - всадник. Наиболее известные славянские берсерки - Рагдай Удалой, ходивший в одиночку на 300 воинов, Ольбег Ратоборич, Демьян Куденевич, а также воины князя Святослава и три сотни воинов Храма Свентовита Арконы. Неслучайно эти образы в былинах и сказках наводят ужас на служителей христианского культа.
В Древней Греции медведь считался культовым животным богини Артемиды. Священные танцы в честь Артемиды Бравронии жрицы исполняли в медвежьих шкурах. Артемиде был посвящен месяц артемизион - март, время, когда медведи выходили из зимней спячки.
Если для индоевропейцев медведь почитался с присущей им религиозностью, т.е. не считался злом, то в иудейской, библейской традиции он нес смерть и разрушение. В Ветхом и Новом завете рисуется образ Медведя - страшного фантастического или даже апокалиптического зверя, впрочем, как и все, что приходит с Севера.
В общем понятии символизирует воскресение (появление весной из своей зимней берлоги с медвежонком), новую жизнь, а значит, инициацию и ритуалы, связанные с переходом.
В героических мифах медведь - солярный символ, т.е. солнечный.
Является эмблемой Королевства Персии и России.
В традиции американских индейцев означает сверхъестественную силу, выносливость, крепость, смерч.
У кельтов принадлежит к лунным силам; атрибут богини Берн.
У китайцев олицетворяет силу и храбрость.
В христианстве означает зло, дьявола, жестокость, жадность, плотский аппетит. Полагали, что медвежата рождаются бесформенными и, таким образом, их считали символом трансформирующей регенерирующей власти христианства над язычниками. Является эмблемой святых Бландины, Галла, Флорентина, Максима. Битва Давида с медведем символизирует конфликт между Христом и дьяволом.
У айнов медведь является культурным героем и божественным посланником.
У тевтонцев он посвящен Тору. Медведица Атла олицетворяет женский принцип, а медведь Атли - мужской. Для шамана медведь - посланник лесных духов.
Жестокая, примитивная сила; знак воинов в Северной Европе и Азии. Медведь был одним из воплощений бога Одина в Скандинавии, неистовый воин Берсеркере носил медвежью шкуру, как и древнегреческая богиня-охотница Артемида. Медведь связан со многими воинственными божествами, включая древнегерманского Тора и кельтского Артио из Берна (швейцарский город, букв, «медведь»).
Медведь является символом силы у североамериканских индейцев.
В Китае медведь — знак мужской отваги, а появление медведей в сновидениях было признаком рождения сыновей.
Медведь (особенно самка) также встречается как символ материнской силы, заботы, теплоты (хотя Балу из «Книги джунглей» Р. Киплинга — представитель мужского пола).
Для северояпонских айну и индейцев-алгонкинов в Северной Америке медведь является родовой фигурой.
У японцев медведь символизировал доброжелательность, мужество и силу.
Медведь — также символ луны. Шаманы используют маску медведя для вступления в контакт с лесными духами.
Юнг считал, что медведь символизирует темные стороны подсознания. У христиан и в исламской традиции он предстает как темная сила, жестокая, похотливая, мстительная и жадная.
В западном искусстве медведь олицетворяет грех чревоугодия. Можно привести следующие библейские упоминания медведя: Давид сражался с медведем; в одном из мест Библии описаны лохматые медвежата, облизываемые матерью, ставшие символом язычников, нуждающихся в духовной опеке Церкви.
В русской культуре медведь традиционно предстает в образе добродушного зверя, обладающим харизмой. Достаточно вспомнить несколько медвежьих имен: Мишка, Михайло Потапович, Топтыгин, чтобы понять, что медведь скорее добрый «соседушко», страж, чем сатрап. Об этом же говорят и гербы российских городов. Среди земельных эмблем допетровской Руси, по сути древнейших территориальных гербов России, известны три, на которых помещались изображения медведей. Два медведя появились ещё во времена Ивана Грозного и известны на печатях его царствования – прежде всего на знаменитой т.н. «Большой государственной печати», созданной в конце 1570-х гг. (не позднее августа 1578 г.), в период Ливонской войны. Однако все три эмблемы с медведями приобрели окончательный вид только к 1672 г., когда вошли в не менее знаменитый «Титулярник» среди других земельных эмблем. Больше в допетровский период медведей в русской земельной эмблематике нет. Обращает на себя внимание и то, что все три медведя сопряжены с конкретными территориями севера и северо-востока Руси, причём с теми, которые когда-то воспринимались в целом как окраинные, в некотором смысле периферийные – это Новгородская земля, Ярославская и Пермская.
На территории Мишкинского района компактно проживает народность мари, для которых символ образа медведя очень важна и значима. Медведь является персонажем многих марийских мифов, сказок, песен, пословиц, загадок, обрядов жизненного цикла, религиозно - мифологических представлений, сохраняющих и поныне отголоски тотемизма. Марийцы, особенно проживающие в лесных районах, издавна почитали медведя как хозяина леса. В произведениях марийского фольклора много сюжетов, рассказывающих о сожительстве марийских женщин с медведями. В этих легендах отражается архаическая идея магического содействия зверя плодородию, позже превратившая медведя в покровителя семейно-брачных отношений. С развитием хозяйства у марийцев культ медведя претерпевал некоторые изменения. Медведя стали связывать с почитанием солнца и все сильнее с идеей плодородия. Зимний цикл марийских религиозных обрядов, связанных с хозяйством, проводили после «Маска пайрем» («Медвежий праздник»). У марийцев медведь, с его спячкой и весенним пробуждением, связывается с почитанием солнца. Медведя считали также божеством-покровителем и охранителем.
2.2. Символика образа пчелы.
В Греции пчелы были символом труда и послушания; согласно дельфийской традиции, они возвели второй храм в Дельфах. Пчелы, в качестве высокоорганизованных существ, связываются и с идеей монархии как идеального устройства общества; они становятся символом покорного народа.
В Египте иероглиф, обозначающий пчелу, фигурирует в качестве знака-детерминанта в передаче царского титула. Пчелиная матка символизирует верховную власть; подобно тому, как пчела накопляет нектар, царь преумножает мощь, мудрость и богатство.
В христианстве пчела символизировала Христа, восставшего из мертвых, и в целом наделялась положительным значением, олицетворяя порядок, трудолюбие, мудрость, скромность, усердие и красноречие.
В целом пчела соотносится с верхней частью мирового древа, что и определяет ее общую положительную символику и соотнесение с духовной сферой и верховной властью. Во многих традициях пчелы связываются с богом-громовержцем. Кроме того, в качестве «открывателей» весны пчелы ассоциируются с плодородием, и в этом случае посвящаются богине-матери (жриц Кибелы, Реи, Деметры называли «пчелами»). В качестве источника меда пчелы могут наделяться сакральным статусом; они выступают олицетворением высшей мудрости и сближаются с символикой поэзии и поэта; также они фигурируют в различных ритуальных и медицинских практиках. У некоторых народов пчелы связывались с душами умерших.
Вот некоторые значения символа пчелы, найденные нами:
- «подательница жизни», символ рождения, смерти и воскрешения;
- трудолюбия, непорочности, гармоничной жизни, царского достоинства.
- женские силы природы, душа земли, материнство, плодовитость;
- душа — в греческой, арийской, ближневосточной, исламской традициях;
- смерть, бессмертие, возрождение — на гробницах;
- защита, заботливость, храбрость, бдительность;
- порядок (как врожденное понимание его необходимости),
- организованность, организаторские, творческие и технические способности;
- общество (упорядоченное, действующее по своим непреложным законам), государство, иерархия, общества.
- монархия, монархическая система, царская (королевская) власть — Древний Восток, Египет, Греция;
- усердие, рвение, трудолюбие;
- совместный труд, монастырское житие;
- общительность, чуткость;
- альтруизм, бескорыстие, самоотверженность, незаинтересованность;
- чистота, чистоплотность во всех смыслах;
- чистота души, пример этической чистоты и нравственности;
- бережливость, умеренность, хозяйственность;
- сдержанность, скромность;
- одухотворенность, красноречие, вдохновение, вдохновенность;
- мудрость, пророчествование, просвещение.
Таким образом, пчела символизирует собою организованность, бескорыстие, самоотверженность, совместный труд, альтруизм, чистоту души, пример этической чистоты и нравственности.
2.3. Символика кушака.
Кушак – это пояс. Пояс считался символом чести и достоинства. При посвящении в рыцари посвящаемому повязывали пояс как знак его нового статуса. Кроме того, на Руси было в древности принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана; даже новорождённой девочке повязывали поясок. Выражение «распоясаться» в русском языке означает «обнаглеть», «забыть о правилах приличия». Сорвать с кого-то пояс при людях было тяжким оскорблением (таким же, как, например, дать пощёчину). Значит, можно сделать вывод: кушак - символ чести и достоинства, а также своеобразный оберег.
2.4. Символика цвета.
Определенную роль играют и цвета выбранные при создании герба и флага - красный, золотой и серебряный
1. Красный цвет - цвет всего мистического, таинственного, потустороннего. Издавна красный цвет считался цветом мудрости и власти. У древних иудеев он был царским цветом, в православии символизировал божественное проявление. В Древнем Риме цезари носили пурпурные тоги. Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. В русском: красная площадь – красивая площадь; фольклорные образы: красна девица, красно солнышко. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно. Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни.
В геральдическом языке красный имеет название «гюльз» (gu).
В европейской традиции красный символизирует право, силу, мужество, любовь, храбрость, войну.
И инков Древнего Перу он обозначал войну.
В Китае и на Дальнем Востоке - преданность и справедливость.
2. Желтый (золотой) цвет ассоциируется со светом, сиянием звезд. Золото благодаря своей неизменности стало символом вечного, всего того, что не подвержено земному времени, что имеет высшую ценность. Из золота изготовлялись маски для мумий, чтобы душа могла получить новую, нетленную плоть и существовать вечно. Желтыми всегда изображались тела богов.
Согласно классической традиции в европейской геральдике золотой цвет - это символ верховенства, величия, уважения, великолепия, богатства.
Золотой - регальный цвет китайских императоров.
В средневековой рыцарско-дворянской символике золотой был символом богатства, силы, честности, верности и постоянства.
В Индии золотой символизирует истину.
В античности золотой был цветом разума и бессмертия.
3. Серебряный цвет в геральдике. По европейской классической традиции серебряный - символ чистоты, невинности, непорочности, мудрости и радости (безмятежного состояния души). Серебряный цвет — символ совершенства, благородства, чистоты помыслов, мира, взаимопонимания.
2.5. Герб и флаг Мишкинского района.
В композиции герба Мишкинского района переданы название района, его исторические, географические и социально-экономические особенности.
Вот геральдическое описание нашего герба: в червленом поле золотой восстающий медведь, держащий на поднятых в разные стороны передних лапах серебряный кушак в виде арки, обремененный двумя червлеными, обращенными друг к другу, цветами на стеблях, выполненных в стиле марийского орнамента, сопровожденный по сторонам шестью (по три с каждой стороны) летящими к нему золотыми пчелами (одна над другой). Можно сказать, что символ нашего района – говорящий. Медведь – мишка – Мишкино.
«Почему именно медведь?» - а не какая-либо другая фигура, задался я вопросом. И узнал версию ответа на мой вопрос – легенду.
Легенда гласит, что три века назад на месте нынешнего районного центра Мишкино были девственные леса, наполненные животными и дичью, протекала глубоководная река Иняк, богатая рыбой. Именно к этому месту в 1709 году подъехало 3 семьи переселенцев: Михаил Исенбаев, Албай Алтыбаев и Урускай Асильдин. Навстречу новоселам на полянку у реки вышел хозяин леса и земли - Медведь. Старожилы утверждают, что такая встреча и послужила основанием для названия села Мишкино, впоследствии давшего название району. Именно поэтому центральной фигурой герба является золотой медведь.
На гербе - фигура медведя - это образ хозяина земли. Медведь изображен уверенным и энергичным и является символом народа, занятого мирным созидательным трудом. Поднятые лапы медведя, держащие серебряный кушак в форме ворот, символизируют открытость, гостеприимство, добродушие мишкинцев. В районе в основном проживают марийцы. В связи с этим на серебряном кушаке размещен марийский орнамент, исполненный красным цветом. В марийской терминологии красный цвет обозначает цвет огня, солнца, дающих жизнь всему живому на земле. И символика этого цвета имела такую интерпретацию "солнце" - это жизнь, а его цвет "оберег".
С особым трепетом и заботой население района относится к древнему занятию, передающемуся из поколения в поколение: пчеловодству. В древности пчеловодство у марийцев было бортевое. В ХIХ веке постепенно население переходит к пасечному пчеловодству. В настоящее время по количеству пчелосемей район в Республике Башкортостан занимает лидирующее положение. Об этом факте свидетельствует наличие в гербе шести золотых пчел. Золотые пчелы также символизируют трудолюбие, самоотверженность, умение находить согласие, организованность, коллективизм, то есть качества присущие людям, проживающим в Мишкинском районе. Золотой цвет в гербе - это уважение, богатство и олицетворяет труженика, земледельца, являющегося главным богатством района. Серебряный цвет - это благородство, чистота помыслов, намерений, миролюбие, сотрудничество народов.
Мне было интересно узнать, как давно у нашего района есть герб и флаг, и кто создатель этих символов?
Автором герба является Салават Гилязетдинов, а появился герб сравнительно недавно – в июне 2006 года. Как значимый символ в жизни, истории и развитии Республики Башкортостан, герб нашего района внесен в Государственный регистр символики в Республике Башкортостан с присвоением регистрационного номера 028, и в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 3002.
Флаг наш очень похож на герб, но есть и некоторые отличия, на нем уже нет золотых пчелок. Он разработан на основе герба, языком символов и аллегорий отражает исторические, географические и социально-экономические особенности района. Приведу описание флага:
«Прямоугольное полотнище красного цвета с соотношением ширины к длине 2:3, в центре которого стоящий на задних лапах, повернутый к древку медведь желтого цвета, держащий над головой в поднятых в разные стороны передних лапах кушак белого цвета, на котором два обращенных друг к другу цветка красного цвета, выполненные в стиле марийского орнамента».Флаг Ми́шкинского района — официальный символ Мишкинского муниципального района Республики Башкортостан Российской Федерации. Флаг утверждён 12 июля 2006 года и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 3227, а также в Государственный регистр символики в Республике Башкортостан под номером 028.
Таким образом, изучив значение символов медведя, пчел, кушака, а также символику цвета, я нашел много общего в различных толкованиях этих значений, и конечно мы – мишкинцы, неотделимы и от других народов, не только России, но и мира. В гербе МО Мишкинского района сочетаются символы, обозначающие дружелюбие, толерантность, трудолюбие, сплоченность мишкинцев, чистоту их помыслов. Действительно, из малого – выходит великое. Множество муниципальных образований составляют Республики, те в свою очередь – великую, державную Россию. И у нас всех – одна цель: жить в мире и согласии, в труде и радости, в уважении друг к другу. Все это отражается в государственных символах и районов, и республик, и держав.
Глава 3. Исследование уровня информированности обучающихся МБОУ СОШ №2 с. Мишкино о государственной символике Мишкинского района.
Ознакомившись с различными толкованиями элементов, изображенных на гербе и флаге Мишкинского района, определив их значение применительно к символике нашего района, мы приступили к следующему этапу нашей работы. Суть его – исследование уровня информированности обучающихся начальных классов по символике Мишкинского района. Работа была проведена следующим образом:
- было составлено два вида опросника, (устный и письменный) (см. Приложение 5).
-проведено исследование уровня информированности обучающихся 2-4 классов МБОУ СОШ №2 с. Мишкино по символике Мишкинского района; все данные записывались в дневник по форме, которое имеется в приложении (см. Приложение 6).
Нами было опрошено 103 человека, что достаточно для истинности результатов.
Проведя анализ, на основании полученных результатов, нами был сделан следующий вывод:
- обучающиеся знают, что у Мишкинского района есть герб и флаг, но не вполне связывают эти значения с государственной символикой;
- обучающиеся 2-х классов знают, что на гербе есть символ медведя, но не все знают о пчелах, кушаке;
- лишь часть 4 классов знают значение символов, отображенных на гербе и флаге;
- лишь часть обучающихся 2-4 классов знают легенду, взятую за основу при создании символики Мишкинского района.
- никто не знает имя и фамилию автора герба и флага.
Исходя из этого, нами была предпринята попытка разработки мероприятия, направленного на популяризацию знаний о символике Мишкинского района.
Данное мероприятие содержит в себе театрализованную деятельность, игровые элементы, конкурсную часть. В разработке мероприятия учтены те моменты, которые нужно было осветить наиболее ярко:
- имя автора герба и гимна;
- легенду, взятую за основу, при создании герба и флага;
- значение символов для государства; значение символов Мишкинского района.
Эта разработка может использоваться педагогами дошкольных учреждений, классными руководителями начальных классов, педагогами дополнительного образования в целях ознакомления учеников, воспитанников с символикой района. (см. Приложение 7).
Заключение.
Таким образом, заканчивая исследовательскую работу, мы пришли к следующим результатам:
- изучение геральдических особенностей государственных символов района необходимо, так как попутно изучается и взаимосвязь различных народов друг с другом, и история родного края;
- уровень информированности обучающихся начальных классов МБОУ СОШ №2 с. Мишкино – достаточно высок, (из 119 опрошенных обучающихся лишь 14 человек не знают те или иные сведения о государственной символике Мишкинского района), но требуется дополнительная работа по углублению знаний о государственной символике Мишкинского района;
- для лучшего усвоения знаний о государственной символике Мишкинского района, необходимо подавать их в увлекательной форме.
Можно сказать, что цель нашей исследовательской работы была достигнута – мы определили уровень информированности обучающихся начальных классов МБОУ СОШ №2 с. Мишкино, выявили некоторые пробелы знаний о государственной символике района, и в связи с этим предприняли попытку разработки мероприятия, направленного на популяризацию знаний о государственной символике района. Думаем, что данная исследовательская работа была проведена не напрасно
Список использованной литературы
Ю.А. Арсеньев. Геральдика. М., 1997.
Г.А. Леонтьева. Хронология, археология, геральдика. М., 2000.
В.И. Даль. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М., 2006.
А.Б Лакнер. Русская геральдика. М., 1990. Н.А. Соболева. Российская городская и областная геральдика XVIII – XIX вв. М., 1981.
Н.А. Соболева. Символы России. М., 1993.
Сайт Администрации Мишкиснского района (http://mishkino.org/o-mishkinskom-rayone.html)
Официальный сайт МБОУ Лицей №1 с. Мишкино (http://mishschool.narod.ru/hist_ray.htm)
Приложение 1.
Опросники для обучающихся 2 – 4 классов на выявление уровня информированности о государственной символики МО Мишкинский район.
Опросник для письменных ответов.
1.Что относится к государственным символам?
2. Есть ли государственные символы у Мишкинского района?
3. Что изображено на гербе Мишкинского района? Отметьте.
а) волк; б)медведь; в) соболь;
а) бабочки; б)муравьи; в)пчелы;
а) сапоги; в)шляпа; в)пояс;
4.Медведь обозначает: а) хозяин леса; б) хозяин земли; в) хозяин людей;
5. Пояс обозначает:
а) гостеприимство мишкинцев;
б) чистоплотность мишкинцев;
в) веселость мишкинцев.
6. Пчелы обозначают:
а) коллективизм, трудолюбие, организованность;
б) веселость, любовь к цветам;
в) злость, любовь к сладкому.
7. Кто является автором герба Мишкинского района?
а) Буляков Ф.М. в) Гилязетдинов С.В.
8. Кто является автором гимна Мишкинского района?
а) Буляков Ф.М. в) Гилязетдинов С.В.
Приложение 2.
Опросник для устных ответов.
Знаете ли вы государственные символы? (герб, флаг, гимн).
Есть у нашего района своя символика? (есть, это герб, флаг, гимн).
Что изображено на гербе нашего района?
(на красном фоне медведь, держащий в поднятых лапах кушак, шесть пчел, летящих к медведю, одна над другой)
Знаете ли вы легенду, взятую за основу при создании герба? О чем она? (О том, как трем семьям переселенцев, искавшим место для поселения на берегу Иняка, встретился Медведь – Хозяин земли и своим доброжелательным поведением дал понять – эта земля может принять их. На этом месте и были заложены первые жилища, впоследствии ставшие селом Мишкино).Что обозначает фигура медведя на гербе? (образ хозяина земли. Медведь изображен уверенным и энергичным и является символом народа, занятого мирным созидательным трудом).Что обозначает кушак в поднятых лапах медведя? (Поднятые лапы медведя, держащие серебряный кушак в форме ворот, символизируют открытость, гостеприимство, добродушие мишкинцев).Что обозначают пчелы? (В настоящее время по количеству пчелосемей район в Республике Башкортостан занимает лидирующее положение. Об этом факте свидетельствует наличие в гербе шести золотых пчел. Золотые пчелы также символизируют трудолюбие, самоотверженность, умение находить согласие, организованность, коллективизм, то есть качества присущие людям, проживающим в Мишкинском районе).Какие три основные цвета использованы при создании герба? (красный, золотой и серебряный)
Что обозначает красный, золотой и серебряные цвета? (красный цвет обозначает цвет огня, солнца, дающих жизнь всему живому на земле. И символика этого цвета имела такую интерпретацию "солнце" - это жизнь, а его цвет "оберег"; золотой цвет в гербе - это уважение, богатство и олицетворяет труженика, земледельца, являющегося главным богатством района; серебряный цвет - это благородство, чистота помыслов, намерений, миролюбие, сотрудничество народов).
Кто является автором герба Мишкинского района? (Салават Гилязетдинов)
Приложение 3
(отмечено количество человек, не знающих ответы)
Результаты ответов
Пункт 2 «а»,
16 человек 2 «б» ,
18 человек 3»а»
17 человек 3 «б»
19 человек 4 «а»
25 человек 4 «б»
24 человек
1 1 2 1 2 1 3 1 1 1 4 1 5 1 6 1 1
7 8 16 18 17 19 25 24
1 пункт 2 пункт 3 пункт 4 пункт 5 пункт 6 пункт 6 пункт Итого
Знают 105
Не знают 4 2 4 2 2 2 все 14
Из 119 опрошенных с символикой герба и флага Мишкинского района:
Знакомы – 105 человек. Незнакомы частично - 14 человек.
Приложение 4
Разработка мероприятия, направленного на популяризацию государственных символов Мишкинского района.Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Вас приветствуют юные краеведы детского объединения «Литературное краеведение». Наше выступление посвящено национальному единства и согласию.
Ребята, все мы живем в большой, дружной, многонациональной
республике … (Башкортостан). - Почему я сказал «большой»?
( потому, что территория Башкортостана огромна).
- Почему я сказал «многонациональной»?
(на территории нашей республики проживают представители 100 национальностей).
- Какие национальности вы можете назвать?
(башкиры, татары, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, русские, украинцы, белорусы, немцы, латыши, эстонцы, евреи, армяне). 12
- Как вы понимаете слово «дружной»? Правильно, дружно – это значит жить в дружбе. На чем строится дружба?(Понимание, уважение, взаимопомощь, терпимость)
- Когда люди дружат – к чему они стараются прийти, если вдруг возникает какая-либо спорная ситуация? К компромиссу, т.е. к такому решению, которое устраивает всех. То есть люди приходят к согласию. Что такое согласие? Люди уступают друг другу, понимают друг друга, уважают друг друга.
- Как вы понимаете слово «единство»? «Един» - это значит «один». Жить вместе, быть едиными в решении разных вопросов, быть терпимыми друг к другу. Когда люди живут в единстве и согласии это значит - нет войн, нет негатива по отношению к другим национальностям.
- В каком районе мы живем, ребята? (В Мишкинском районе). - Представители каких национальностей проживают у нас в районе?
(мари, татары, башкиры, русские, таджики, армяне, удмурты).
- Ссорятся ли они между собой? (нет)
- Наш район – многонациональный. Можно сказать, что на примере дружбы, согласия, единства нас, тех, кто живет в Мишкинском районе, можно понять и об отношениях между людьми во всей республике.- Сегодня мы с вами узнаем, почему у нашего района такое «говорящее» название, и какие государственные символы у него есть.Сцена 1:
(Художник за рабочим столом что-то рисует красками, что-то вычитывает из книги. Ставит на мольберт изображения герба и флага, рассматривает их. На столе табличка: Салават Гилязетдинов – автор герба и флага Мишкинского района). К нему подходит ребенок и спрашивает:
-Дядя Салават, что это?- Это, дружок, государственные символы нашего района: герб и флаг.
- А что такое государственные символы?- Это, сынок, то, что должно быть знакомо каждому: герб, флаг и гимн. Именно по этим знакам мы можем определить, о какой стране идет речь, что важно для этой страны, и нам в этом помогут государственные символы. Это как имя и фамилия у человека.(в это время идут слайды с изображением герба, флага, гимна)
-У нашего района тоже есть Герб и Флаг, я только что закончил их создание. Вот это – герб, а это – флаг.- Почему и на флаге и на гербе изображен медведь?Видишь ли, сынок, есть старая легенда, рассказывающая о том, как люди поселились на месте нашего села, у берега реки Иняк…
Сцена 2.
(На сцену выходят три мальчика и три девочки в национальных костюмах мари. У девочек на руках куклы в свертках, в руках у мальчиков – луки, на поясах – мечи.)
1 девочка: Албай, я так устала, скоро ли мы найдем пристанище?
2 девочка: Урускай, там, я вижу, виднеется гладь реки, спустимся к ней, передохнем.
3 девочка: Михаил, смотри какая чудесная поляна, рядом с ней река, идемте…
Албай: Друзья, смотрите какие густые леса, знать охота здесь будет удачной!
Урускай: Река Иняк чиста и широка, в ее водах много рыбы, удачна будет и ловля!
Михаил: Долго мы скитались в поисках места для жизни. Говорит мне мое сердце, что это наш дом! Сюда шли мы долгими днями!
Ясно светит солнце, словно соглашается с нами, ветви деревьев качают ветвями, словно шепчут нам – оставайтесь. Здесь мы построим свои дома, и здесь будут жить наши внуки и правнуки!
1 девочка: Ай, Албай, кто там качает ветви?
2 девочка: Урускай, мне страшно…
3 девочка: Медведь…
(Из-за дерева выходит медведь, смотрит на людей, качает головой и медленно уходит. Люди провожают его взглядами).Михаил: Я был прав, это – наше место, ведь даже сам Хозяин Земли – Медведь, позволил нам остаться.
Урускай: Тебе, Михаил, как старшему, и ставить дом первому.
1 девочка: А давайте в честь Хозяина Земли назовем наше поселение – Мишкино…
Сцена 3.- Теперь ты понимаешь, почему наше село назвали Мишкино?- Да. Но ведь тут еще есть пчелы, они для чего?
- Видишь ли, пчелы – дружные, переживают за одно дело, за то, чтобы жизнь в улье была хорошей. В нашем районе люди тоже дружные, несмотря на то, что мы все разных национальностей. Кто живет у нас в районе?- Да, я знаю. Марийцы, татары, башкиры, чуваши, мордвины, удмурты, русские, украинцы, армяне. И мы не ссоримся.- Так и нужно. А еще в Мишкинский районе много людей, которые занимаются пчеловодством, поэтому и на гербе есть пчелки.- А что в лапах у медведя?
- Это – кушак, так раньше называли пояс. Видишь, он поднят в форме арки, как ворота. Кому открывают ворота, двери?- Гостям.- Правильно. Кушак – белого цвета, это значит, мишкинцы чисты в своих мыслях, и очень гостеприимны, видишь, медведь словно ждет гостей. А узор на нем видишь?- Да, дядя Салават, вижу. Я такое видел на вышивках моей бабушки Парсуло.
- Да, это марийский орнамент, ведь в Мишкинском районе проживает много марийцев.- А почему так много красного цвета? Не голубого, не зеленого?- Красный цвет у марийцев – цвет солнца, солнце дает жизнь всему живому, оберегает нас от печалей. Это как цвет оберега. Но еще и золотой цвет – это уважение, а серебряный – означает чистоту мыслей и дел.
Мальчик: Вот какой наш автор герба – Гилязетдинов Салават. Теперь я знаю, что у любого государства есть свои символы! Герб, флаг и гимн. У мишкинского района на гербе и флаге изображении медведь, держащий в поднятых лапах белый с красным марийским орнаментом кушак, а к нему летят шесть пчел. Медведь – это символ хозяина земли, а значит человека, работающего на земле. Кушак в форме арки – знак гостеприимности мишкинцев, пчелы – знак троудолюбия, дружбы, взаимопонимания, и еще Мишкинский район славен своими пчеловодами. Красный цвет – это цвет солнца, а значит жизни, золотой – уважение, а серебряный – мишкинцы светлы душой и делами.И герб наш появился не просто так, а на основе легенды о Хозяине Земли – Медведе и встрече с ним трех семей переселенцев, одного из которых звали Михаил.Ведущий: Все ли вы хорошо запомнили, ребята? А мы это сейчас проверим!
(ребятам задаются вопросы из разработанного нами опросника, а самым внимательным и знающим вручается грамоты).
Ведущий: Видите, ребята, как важно знать историю своего края, своего района. Вы, зная о гербе, флаге, об авторе, можете рассказать и взрослым, и своим друзьям, ведь вы – граждане нашей большой многонациональной страны. Каждый из нас должен знать историю своего края, своей малой Родины, ведь из малого – выходит великое! Если каждый человек будет гордиться, работать и жить на благо Родины – все мы будем счастливы!
Приложение 5

Фото 1. Герб муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан

Фото 2. Флаг муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
Приложение 4
Фото 1. Карта муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан


Фото 2. Салават Мухаметович Гилязетдинов, автор герба муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан