Программа элективного курса по психологии Что я могу узнать о себе, или кто я?









ПРОГРАММА элективного курса «ЧТО Я МОГУ УЗНАТЬ О СЕБЕ, ИЛИ КТО Я?»

9 класс
Учитель: Сальникова Е.А.
Учебник: М.Ю.Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов»

18 часов









2013-2014 учебный год
МКОУ СОШ №1 г. Сима



Пояснительная записка

У учащихся старших классов складывается потребность в развитии социального интеллекта. Старшекласснику важно при этом получить оценку окружающих, сравнить ее с самооценкой.
Групповые занятия «Что я могу узнать о себе, или кто я?» являются мостиком в личностном развитии девятиклассника, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего.

Цели занятий:
- формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь;
- развитие социального интеллекта (овладение способами и приемами конструктивного взаимодействия с окружающими);
- развитие рефлексии;
- развитие эрудиции.

Задачи:
- обеспечение участников теоретической информацией по психологии;
- обеспечение участников средствами познания других людей и самопознания;
- развитие навыков групповой работы;
- формирование мотивов самоактуализации.

Этапы проведения:
Подготовительный (ориентировочный) (занятия с 1-го по 3-е).
Развивающий (с 4-го по 15).
Заключительный (коррекционный) (занятия 16-18).
Проведение занятий рассчитано на психолога, так как в содержание программы включены проективные методики, приемы социодрамы, ролевой игры, сложный блок теоретической информации по психологии. Кроме этого используется групповая оценка и дискуссия как базовые методы социально-психологического тренинга.






№ п/п
Тема
Кол-во часов


Введение к курсу занятий. Психология. Методы психологии.
1 час


Что такое тренинг. Самопрезентация.
1 час


Понятие о личности.
1 час


Ценностные ориентации личности.
1 час


Воображение. Групповая оценка.
1 час


Отношение к окружающим людям.
1 час


Конструктивное взаимодействие.
1 час


Темперамент.
1 час


Характер.
1 час


Характеристика человека.
1 час


Потребности человека.
1 час


Интеллект.
1 час


Эмоции и мимика.
1 час


Жесты и наблюдательность.
1 час


Навыки распознавания эмоций и чувств.
1 час


Умение понимать других.
1 час


Безусловно позитивное отношение к окружающим.
1 час


Итоги. Зачет.
1 час


Литература для подготовки к занятиям:

М.Ю.Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов», М. «ВАКО», 2005.
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., Мысль. 1991
Аверченко Л. К. "Загляни в свою душу", областная ассоциация "Интеллектика", серия "Психологическая служба школы", Омск, 1992
Бурлачук Л.Ф.. Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, Наукова Думка. 1989
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., Просвещение. 1987
Кон И. С. Психология ранней юности. - М., Просвещение. 1989
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как вырабытывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как перестать беспокоиться и начать жить: Пер. с англ. - М., 1990
Леви В. Искусство быть собой. - М., Знание. 1991
Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. - М., Издательский центр "Академия". 2001
Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. - М., "Когито-Центр". 2001
Немов Р. С. Психология. - М., Просвещение, 1994
Прихожан А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М., Творческий центр "Сфера". 2000.
Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. - М., Новая школа. 1993
Рейнуотер Д. Это в ваших силах. - М., Прогресс. 1993
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М, Дидакт. 1992
Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., Прогресс. 1993
Савченко М. Ю. Личностное развитие. - М., "Вако". 2005
Самоукина Н. В. Психология оптимизма.- М., Изд-во Института психотерапии. 2001
Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., Педагогика, Пресс. 1992
Смирнова Е. Е. Психология общения. - С-Пб., Каро. 2005
Штангль Антон. Язык тела. - Баку, Сада. 1992
Хрящева Н. Ю., Макшанов С. И., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. - С-Пб., "Ювента", 1999
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации // Кудряшов. А.Ф. - Петрозаводск, Петрком. 1992
Мир детства: Юношеский возраст //А.Г. Хрипкова. - М., Педагогика. 1982
Психология. Словарь/Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского - М., Политиздат. 1990




Список литературы, рекомендуемой для учащихся:

Жариков Е. С. , Крушеницкий Е. Л. Для тебя и о тебе - М., Просвещение. 1991
Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу. - Баку, Сада. 1992.
Прощицкая Е. Н. Выбираем профессию. - М., Просвещение. 1995
Прихожан А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., Сфера, 2000

15