Литературно — музыкальная композиция Давайте, люди, никогда об этом не забудем!


МОУ Школа – сад с.Катравож
Литературно-музыкальная композиция
«Давайте, люди, никогда
об этом не забудем!»

Подготовила воспитатель Сязи О.Н.
Катравож 2017год
Цель:
Расширять   знания  детей  о   Великой  Отечественной  войне,  о  блокаде  Ленинграда: знакомить   с  жизнью  жителей  в блокадные  дни.
Оборудование: компьютер, проектор, дети заранее учат стихи о войне, блокаде. Оформлен стенд «Давайте люди, никогда об этом не забудем!»
Ход мероприятия
Ведущий: (Звучит запись голос Левитана о начале войны)
Слайд 1-3. Война…  Она  ворвалась  в  мирную  жизнь  нашей  страны  22  июня  1941 года.
По  всей  стране  кровавыми шагами  шла  война,  оставляя после  себя  разрушенные  города,  сожженные   села   и   деревни,  убитых  и  раненых
людей.  Все,  кто  мог  держать  оружие  ушел на  фронт  защищать  своих  детей,  свою  семью,  свой  дом,  Родину.
8   сентября  1941  года  немецко-фашистские  дивизии,  преодолев,  героическое  сопротивление   наших  солдат  и  мирных жителей,  вышли  к  окраинам  города Ленинграда.
Город  и  его  жителей  взяли  в   кольцо,  началась   блокада, которая  продолжалась   900  дней  и  ночей.
Слайд 4, 5. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.
Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов.
Ведущий: 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда
Стих рассказывает Паша Х.
Блокада! Блокада! Блокада!
Погасли огни Ленинграда.
В снегу от разрывов воронки
Чернеют, как стаи вороньи.
Блокада. Блокада. Блокада.
У Нарвских ворот баррикада.
На фронт уходящие танки.
И с гробиком детские санки.
Блокада. Блокада. Блокада.
И голод, и ноги, как вата.
И смерть каждый день на пороге.
А в школе сегодня уроки.
Уроки с тетрадкой и мелом,
Уроки под страшным обстрелом.
Уроки, как вызов блокаде.
И выстрел… и кровь на тетради.
==================================================================
В метельной ночи ЛенинградаПомерк Петропавловский шпиль.С твоими ветрами, блокада,Клубится морозная пыль.Склонившись под мглой снеговою,Девчонка с ведерком пустымЧуть движется, а за НевоюКлубится пожарища дым.А там, меж сугробов горбатых,Где трудно и взрослым шагать,На саночках узких ребятаВезут свою мертвую мать.Везут — и за вымершим садомИх след исчезает в Снегу,А небо трясёт канонада—На месть и на гибель врагу.Сметая фашистские доты,Не молкнут Кронштадта форты!Отважная наша пехотаСтоит у бессмертной черты.Ни звездочки, ветер и темень.Лишь в сердце: ни шагу назад!Ты в сердце навек, как поэма,Мой город родной — Ленинград!
6 - 10 слайд (Включить  запись «Звук  метронома»)
Его  слышали все  ленинградцы,  они  знали,  если  работает  радио  и  слышен звук  метронома, - значит - город  жив,  метроном  стучит,  как  сердца  ленинградцев. Этот  звук  слышали  все.
Быстрый  темп  означал  начало  воздушной  тревоги,  медленный – отбой  тревоги.
Стих читает Егор Р.
Стучит метроном,  как  сердца  ленинградцев,
Всех  тех, кто в  блокадном  аду  выживал.
Бороться,  дышать, судьбе  не  сдаваться,
Час  испытаний суровый  настал.
Хотели  враги  Ленинград уничтожить,
Стереть этот  город с  земли.
Сломить этот  город,  прорвать  оборону
Фашисты никак  не  смогли.
Враги  окружили  наш  город,
В  блокадном  кольце  Ленинград.
Над  Лиговским,  Невским  проспектом
Снаряды  и  пули  летят.
Рано  зима  в  этот  год  наступила.
Морозы  пришли,  холода.
И в мирную  жизнь  ленинградцев
Ворвалась  нежданно  война.
«Война,  блокада  Ленинграда»
Стих читает ведущий.
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина...
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках г узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных...
Так с декабря кочуют горожане
За много верст, в густой туманной мгле,
В глуши слепых, обледеневших зданий
Отыскивая угол потеплей.
Вот женщина ведет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице,
В руках бидончик-это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа...
Товарищи, мы в огненном кольце...
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот
Завернутое в одеяло тело
На Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь,-к вечеру добраться б...
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем : правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
11 слайд «Дорога жизни»
Стих читает Андрей С.
Чтобы  спасти  ленинградцев,
Зимой в сорок  первом  году.
С хлебом  шли  в  город  машины,
По  Ладоге, прямо  по  льду.
 Бомбежки,  метели,  заносы…
Уходят  машины  под  лед,
Но  каждый  шофер  твердо  верил,
Что  город  любимый спасет.
==================================================================
…на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут,
Прислушиваются тревожно:
К заре, сказали, привезут…
Гражданочки, держаться можно…
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
12 слайд Дети в блокадном Ленинграде
Ведущий: Дети в осажденном городе… Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало – около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.
Дети ждали хлеба.
13 слайд (Зачитать на слайде записи блокадных дневников детей)
14 слайд (Показать  фото  Тани Савичевой  и   страницы  из  ее  дневника.)
- На  Васильевском  острове  жила   ленинградская  семья  Савичевых. Они  жили дружно,  заботились   друг  о друге,  вместе проводили  выходные  дни, вечерами  читали  книги, играли  с  детьми,   гуляли по  городу. Их  семья была  большая  и  дружная.
Но  война   ворвалась  в  мирную  жизнь  всех   ленинградских  людей… 
Папа  Тани,  как и  все,  другие  мужчины  ушел на  фронт -  бороться  с фашистами.  Остались  дома  одни  женщины  и  дядя  Лека…
Вот  такая    беда  пришла  в их  семью…
Школьница  Таня  Савичева   вела  дневник  в  страшные  дни  блокады.
-Когда   умерли   все  родные,  чудом  выжившая Таня     попала  в  детский  дом. Оттуда  ее  вывезли  на  Большую  землю.  Два  года  врачи  боролись  за  жизнь  девочки,  но спасти  Таню   так  и  не  смогли.    Таня   умерла…
Стих читает Алеша Х.
Сегодня  опять  окружен  Ленинград,
Кольцом,  но  уже  не  блокады.
Прошел  Пояс  Славы  во  славу  солдат,
Защитников  Ленинграда.
15 слайд «Зеленый  пояс  Славы» 
Ведущий:
Это  уникальный  памятник,   находящийся,  там,  где  проходила  оборона  города,  где  защитники  Ленинграда  остановили  фашистские  дивизии,   где   проходил  рубеж   героической  обороны  Ленинграда,  называется  он  Зеленый  Пояс  Славы. Посвящен  он  мужеству  и героизму,  проявленными  защитниками   Невской  Твердыни.
Там  много  памятных     каменных      сооружений,  зеленых  насаждений,  памятников,   захоронений   защитников  Ленинграда в  годы  войны  и  блокады.  Это  символ  бессмертного  подвига  защитников  и  жителей  Ленинграда,  на  берегах  Невы,  на  полях  сражений.
(Включить запись песни «День Победы»)
Рефлексия:
- Какие чувства вы испытывали при просмотре презентации?
- Что нового узнали сегодня?