Методическая разработка учебного занятия «ЭМОЦИИ. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
НА ТЕМУ
«ЭМОЦИИ. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ»
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»








ПОДГОТОВИЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
СПЕЦДИСЦИПЛИН
С.А. ЗОТОВА



2016

Тема учебного занятия «Эмоции. Проявление эмоций в профессиональной сфере»
Цель учебного занятия:
Познавательная: создавать условия для  осмысления нового фактического материала: понятия эмоций, их роли в профессиональной жизни человека,  видах эмоций, внешнем проявлении эмоций и чувств.
Развивающая: способствовать формированию и развитию логического мышления студентов: анализу, сравнению, выделению главного, обобщению; умению отвечать на вопросы преподавателя по теме.
Воспитательная: способствовать созданию доброжелательной атмосферы сотрудничества и взаимопонимания между преподавателем и обучающимися, между обучающимися и коллективом группы.

Вид учебного занятия – традиционный.

Тип учебного занятия – усвоение знаний на основе имеющихся.

Ведущая педагогическая технология- технология развивающего обучения.

КМО для учебного занятия:
1. рабочая программа,
2. раздаточные дидактические материалы:
- Таблица «Виды эмоций и чувств» (приложение 1),
- фотографии лиц с различными эмоциями (приложение 2),
- набор цветного картона (приложение 3),
- перечень техник и приемов управления эмоциями (приложение 4),
3. презентация по теме учебного занятия.







Этапы учебного занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность
студентов
Возможные варианты ответов
ОК, ПК

1. Оргмомент





Приветствие. Работа с дежурными. Определение готовности студентов к работе.
Проверка рабочего места, настрой на восприятие темы учебного занятия. Принимают цели занятия, определяют для себя объём предстоящей работы.



2. Целеполагание и мотивация студентов
Определение темы занятия.
Показ ролика.
1 слайд
-Что объединяет всех этих людей?
Тема
2 слайд
- что такое эмоции с вашей точки зрения?
Понятие эмоции
3 слайд
- насколько важна данная тема для вас?
- для чего нам нужно знать особенности проявлений эмоций человека?
4 слайд

Студенты отвечают на поставленный вопрос.




Студенты записываю тему занятия.

Студенты записывают понятие

-Работа в ресторане.
- эмоциональность.





- отражение действительности.
- Работа с людьми предполагает знание психологии эмоций.
- для слаженной работы коллектива.

ОК 1

3. Актуализация опорных знаний
Понятие «Эмоции», «Чувства».
- В чем разница между эмоциями и чувствами?
Слайд 5.

- Какие эмоции Вам знакомы.

- На какие группы можно подразделить эмоции человека?


Студенты отвечают на поставленный вопрос.



- Чувства имеют устойчивость и возникаю при удовлетворении высших потребностей.

- грусть, радость, печаль

- положительные и отрицательные эмоции.


III. Изучение новой темы
Знакомство с видами эмоции.
Слайд 6.
Работа с раздаточным материалом «Классификация эмоций».
Приложение 1.
Приложение 2.
Слайд 7.
Внимательно воспринимают материал:
-выбор эмоции по фото,
- выбор эмоции в цветовой гамме,
- показ мимикой эмоцию.
Принимают задание, осмысливают его, определяют вид эмоций.
Рассказ о проявлении эмоции в жизни.
ОК 6.

IV. Закрепление
Беседа о помощи эмоций и их помехам работе, поиск способов выхода из эмоций.
- Какие вы знаете способы снятия эмоционального напряжения (отрицательного)?
Работа с таблицей « Способы управления эмоциями».
Приложение 3.
Слайд 8.
Студенты высказывают свои мнения.
- успокоить человека.
ОК 8, 9

V. Рефлексия
Общий вывод о значимости эмоций в профессиональной деятельности человека.
Студенты высказывают свои мнения.



VI. Домашнее
задание
Объяснение выполнения домашнего задания. 
Задание: составить
кроссворд по теме «Эмоции».
Слайд 9.
Студенты принимают информацию о домашнем задании, задают уточняющие вопросы.









Список литературы:

1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.2014 г.
2. Дубровина И.В. Психология – М, ИЦ «Академия», 2012, 464 стр.
3. Психология эмоции. Тексты под ред. Вилюнаса В.В., Гиппенрейтер Ю.Б. Эмоции человека. – М.МГУ, 2012г.
4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева – СПб: Питер, 2013, 713 стр.













































Приложение 1.

ЭМОЦИЙ

Обозначение эмоции
Содержательная характеристика

Интерес
Положительное эмоциональное состояние, которое стимулирует развитие навыков и умений, способствует приобретению знаний, выступает мотивом обучения, побуждает к творческим устремлениям.

Радость
Положительное эмоциональное состояние, которое связано с возникновением возможности в достаточно полной мере удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до настоящего момента была либо невозможной, либо неопределенной.

Удивление
В зависимости от ситуации может характеризоваться как положительная, так и отрицательная эмоциональная реакция. Возникает в ответ на внезапно возникшие обстоятельства, вызывая торможение всех предыдущих эмоций и направляя все внимание человека на объект, вызвавший его. При определенных обстоятельствах может переходить в интерес.

Гнев
Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, которое может быть вызвано внезапно возникшим большим препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для человека потребности.

Отвращение
Отрицательное эмоциональное состояние. Вызывается определенным объектом (предметом, другим человеком, явлением, обстоятельством), непосредственное взаимодействие с которым (физический контакт, наблюдение) резко противоречит с принципами (идеологическими, нравственными или эстетическими), установками человека.

Уверенность
Это состояние ума, в котором выражается согласие суждению без боязни возможности ошибки; состояние бытия без сомнения, свобода от сомнения. Уверенность - это естественная стадия знания, которая называется реализованной. Принцип передачи знания очень прост. Если мы говорим о том, в чём сами уверенны - мы заражаем человека верой. Если мы говорим о том, что в нашем сознании ещё не закрепилось - мы заражаем человека недоверием. Это крайне важно при общении с новыми людьми.

Симпатия

Это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь, проявляющееся в приветливости, доброжелательности.

Страх
Отрицательное эмоциональное состояние. Может быть вызвано получением информации о реальной или предполагаемой угрозе жизненному благополучию, целостности субъекта. Стимулирует развитие неуверенности человека в своих силах и возможностях, может парализовать волю к действию. Но в других случаях, в зависимости от личностных особенностей человека и конкретных обстоятельств, может способствовать повышению активности.

Стыд
Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое осознанием человеком несовпадения собственных мыслей, желаний, поступков, внешности с ожиданиями окружающих.


Отчаяние

Связанна с ощущением невозможности удовлетворить какую-либо [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Чаще всего отчаяние является следствием сильного негативного влияния на жизнь человека. Это может быть смерть близкого человека, крупная значимая неудача и т. д. Человек, понимая, что не может контролировать это негативное влияние, начинает думать, что не может никак исправить эту ситуацию, в результате этого у него рождается субъективное ощущение безысходности, бесперспективности, собственного бессилия.


Приложение 2.



Приложение 3.

ТЕХНИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ СОЗНАНИЯ:
- планируйте рабочее время исходя из поставленных задач;

- можете сказать «я подумаю», «давайте перенесем разговор» или любую другую фразу, которая позволит выиграть время, чтобы навести порядок у себя в голове. Обозначьте срок, по истечении которого сможете дать ответ;

- ведите внутренний диалог, при этом анализируйте все, что происходит с вами в течение дня; это поможет не только понять себя, но и в будущем искоренить общение с ненужными людьми, вызывающими негатив;

- старайтесь видеть в любой ситуации положительные стороны;

- будьте вежливы, не превышайте своих полномочий, не реагируйте слишком остро на критику;

- визуализируйте возникшую эмоцию: представьте зарождающийся в вас гнев в виде огня, а затем вообразите, как мощная волна обрушивается на него, не оставляя даже уголька;
- научитесь жалеть того, кто вызвал у вас негативные эмоции;
- смейтесь, используйте свое чувство юмора: смех провоцирует дополнительный выброс эндорфинов, тем самым значительно улучшая настроение;
- выпускайте пар: топайте ногами, хлопайте дверьми, бейте кулаками в матрас или просто резко скажите: «Ухх!», позвольте себе выплакаться;
- медленно сосчитайте в уме до 10, после «десять» вам уже не захочется грубить или скандалить;

- принимайте всё таким, как есть: ориентируйте свое мышление на принятие, а не на необоснованные ожидания;
- выпейте прохладной воды: процедура может послужить «переключателем»: пейте медленно, маленькими глотками, сосредоточив всё своё внимание на процессе;

- энергично подвигайтесь: физическая нагрузка отлично сжигает негатив;

-сделайте самомассаж: энергично разотрите ладони и помассируйте пальцы. закройте глаза и положите руку на лоб, не опуская при этом голову.


УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА ВНЕШНЕМ УРОВНЕ:
- сделаете что-нибудь приятное для себя: выпьете чашечку вкусного кофе/чая, посмотрите на снимки ваших любимых, включите приятную мелодию;.

- создайте для себя комфортные рабочие условия: поставьте в рамку фотографию дорогого человека или любимого питомца, выберите кружку, из которой вам будет приятно пить чай/кофе, прикрепите стикер с ободряющей надписью;

- по возможности, старайтесь не пересекаться с излишне темпераментными людьми, так как любое неверное замечание, направленное в их сторону, может спровоцировать скандал.


gђ Заголовок 215