Исследовательский проект Что скрывается за словом


Исследовательский проект «Что скрывается за словом»
Цели и задачи проекта: создать условия для:
1)раскрытия индивидуальности ребенка, раскрытия его творческой личности;
2)развития системного мышления и целостного миропонимания;
3)развития способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
4)обучение исследовательским навыкам и умениям;
5) обучения умениям работать совместно( решать проблемы в малых группах, вести диалог, дискуссию, принимать точку зрения другого человека;
6) развития способности к самопознанию, формирования положительной «я- концепции» и понимания ценности и уникальности другого человека.
Ход занятия.
1. Организационный момент .( Дети сидят по группам)
- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Добрый день, гости званые!
Слово молвит вам Марина Геннадьевна. Вижу очи удивленные. Почему?
- Приглашаю вас отправиться на несколько столетий назад. Представьте себе, что вы оказались в далеком прошлом. В старинном русском городе.
… Послушаем разговор.
- Эх, и сафьяну навезли! Шушун красив! Поневы на любой вкус! И на персты есть, что надеть! Матрен, глянь, вот те и четыги ! А повойников –то , глаза разбегаются.
- Кто уже догадался, о каких словах пойдет речь? ( Устаревшие слова. )Назовите родственные слова-( старина, старый, состариться, старик).
- По наследству от бабушки мне достался сундучок. Сегодня на уроке мы откроем старинный бабушкин сундучок, в котором хранится много устаревших слов и попробуем открыть их тайны.
Мы узнаем, что скрывается за словом. Слайд.
- Сегодня будем исследовать слова: понева,
шушун, повойник, четыги.( Слова вешаю на доску)
2. Мотивация.
- Нарисуйте, что по вашему мнению могут обозначать эти слова.
(Каждому ученику группы раздается листочек со словом: понева, шушун, повойник, четыги. Дети работают индивидуально.)- Вывесите свой рисунок в соответствующую группу.
(Как только нарисовали , вывешивают рисунки на доску в соответствующую группу.)
- Одинаковы ли изображения одного и того же предмета в каждой группе?(нет)
- Почему нарисовали по- разному?( не знают, что представляют собой эти вещи)
-Сформулируйте проблему нашего исследования.
Слайд.
Проблема!
( Мы не знаем как на самом деле выглядят эти вещи, что они собой представляют.)
3. Планирование исследования.
- Чтобы решить эту проблему, что мы должны сделать?
( Узнать значение слова, затем узнать, как выглядят эти вещи)
- _Где вы будете искать информацию?( в толковом словаре, интернете)
-Сейчас мы будем работать в группах. У каждой группы свое слово.( раздаю слова)
Слайд.
- Прочитайте задание, которое вы должны выполнить.( Читает ученик)
Задание:
1.Найдите в словаре или интернете значение слова.
2. Познакомьтесь с материалами, которые предоставлены. Подготовьте рассказ о предмете.
3.Нарисуйте предмет.
4. Изготовьте модель.
План ответа : ( читает ученик)
Мы нашли информацию о …
Узнали…
Самым интересным оказалось…
Оформили результаты работы в виде…
Из этого можно сделать вывод…( знания помоги представить предмет)
4. Исследование.
Каждая группа получает одно слово, словарь, статью, ножницы, бумагу, цветные карандаши, клей, бумажную куклу.- Все необходимое лежит у вас на столе.
- Распределите обязанности в группе, кто что будет делать и приступайте к работе.
Представьте свою работу в виде, рисунка, макета, рассказа.
(Дети работают в группах самостоятельно. Учитель оказывает помощь, если она нужна.)5. Обмен информацией.
- А теперь давайте узнаем, что обозначают слова, как на самом деле выглядят эти вещи.
Группы представляют свою информацию в виде рассказа, вывешивают новые рисунки рядом с первоначальными работами, показывают свои макеты.
Слайд.
1 группа – понева. Показываю оригинал.
2 группа- шушун. Показываю оригинал.
3 группа- повойник. Показываю оригинал.
4 группа – четыги .Показываю оригинал.
6. Связывание информации.
- Изменились ли ваши рисунки, почему они приобрели теперь такие черты?
- Что же повлияло на ваши рисунки и макеты, почему они изменились ?( знаем значение слова, представляем этот предмет)
- Выделите общую мысль, которая связывает все заключения и сформулируйте обобщение.
Слайд
Знания влияют на то, как мы видим и изображаем мир.
7. Подведение итогов.
- Давайте вспомним , какова была проблема.
- Решена ли проблема?
- Что помогло нам решить проблему?( знания)
- Что нового узнали и открыли для себя?( узнали , как называлась русская повседневная национальная одежда )
Слайд.
- На Руси была и нарядная одежда, которую надевали по большим праздникам. Она была яркая и очень красивая. Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству.
Одним из любимых праздников на Руси была Масленица- проводы зимы. Встречали весну веселыми гуляньями, играми, песнями- веснянками, сжиганием чучела зимы, национальным русским блюдом- блинами- символом солнца.
Слайд. ( Видео)
8. Рефлексия.
Слайд
Дополните фразы:
Я узнала…
В ходе работы удалось научиться…
Порадовалась тому, что …