Урок литературного чтения для 3 класса по курсу «Любимые страницы», тема: Зимняя природа в изображении С. Есенина «Берёза» и М. Пришвина «Деревья в лесу»

Урок литературного чтения по курсу «Любимые страницы» (О. В. Кубасова). 3 класс.
Тема: Зимняя природа в изображении С. Есенина «Берёза» и М. Пришвина «Деревья в лесу»
Цель: - познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина «Береза» и рассказом
М. Пришвина « Деревья в лесу»; ввести учащихся в мир описания зимней
природы; учить работать с текстом поэтического и прозаического плана;
обогащать словарный запас; формировать умения находить красочные средства,
помогающие рисовать картины природы; работать над выразительным чтением
учащихся;
развивать поэтический вкус и образное мышление в процессе работы; развивать устную монологическую речь;
воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, живопись, музыку; умения работать в группах, парами.
Оборудование: музыка Брамс « Венгерский танец № 1 соль – минор», Гайдн « Серенада
Анданте Контабле соч.3 № 5», Моцарт « Эльвира Мадиган»; рисунок окна, репродукция картины И. Грабаря « Февральская лазурь», портрет С. Есенина, М. Пришвина; слайды зимней природы; доска.
Технические средства: магнитофон, проектор, компьютер.

Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

Мобилизующий этап

-Ребята, вы когда-нибудь заглядывали в окна?
-А интересно ли заглянуть в это окно?! Что же там? (Открываются ставни окна)
-Какая?
Дети входят в класс под музыку




-Картина!
-Картина зимней природы.

Формулирование и конкретизация темы урока
-Судя по картине, вы можете предположить, о чем же мы будем говорить на уроке литературного чтения?
- Ребята, мне хочется, чтобы вы увидели и почувствовали красоту зимнего природы.
(Выходят художник и музыкант, их действия)
-Как выразил красоту зимней природы музыкант?
-А художник?
-На литературном чтении с помощью чего может выражаться красота зимней природы?
-Кто поможет увидеть эту зимнюю красоту в произведениях?
-Вы сказали, что мы будем говорить о зимней природе в изображении поэта и писателя.


-Сможем ли мы все произведения о зиме сегодня рассмотреть?
Откройте учебники на стр. 135 и сформулируйте тему урока.


(Вывешивается тема урока и два портрета)
-Я приготовила два портрета, а Игорь расскажет о С. Есенине.
А вы внимательно слушайте и запишите самое интересное для себя в читательский дневник.

-Что интересного для себя записали?


-О зимней природе.






-С помощью музыки.

-С помощью красок.

- При помощи слова.


-Поэт и писатель.






-Нет.
-Зимняя природа в изображении С. Есенина « Береза» и М. Пришвина « Деревья в лесу»


Сообщение о С. Есенине.



Ребята работают в читательском дневнике.
2-3 человека зачитывают


Постановка частных проблем
-Ребята, прослушайте стихотворение С. Есенина.

-Какую картину Вы представили?
-Что бы поместили на первый план?
-Что еще вы нарисуете?
-Какие краски возьмёте? Почему?


Ученик читает стихотворение С. Есенина
Рассуждение ребят.



-Потому что зима.


Поиск решения
-Прочитайте стихотворение про себя.
–Всё понятно?

-С каким чувством С. Есенин описывает березу? Какие слова подсказывают вам это?


-Найдите и подчеркните строчки, в которых рассказывается о цвете. Серебряный снег – это какой? А золотой?

-Очень интересно в стихах описание инея. Найдите это описание. Кайма – что это такое? А бахрома?


-Какое время дня рисует поэт? Как вы догадались?

-Какое утро солнечное или пасмурное? Найдите и подчеркните.
-Есть ли в тексте сравнение? Олицетворение?
-Напомните мне, что такое сравнение, олицетворение.


Дети работают с текстом простым карандашом.

-С. Есенин любуется белой березой, восхищается красотой.

-Белая береза, серебряный снег, золотой огонь снежинок,


-«На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой».


-Утро: заря, сонная тишина, иней еще не растаял после морозной ночи.
-Солнечное: «горят снежинки в золотом огне»

-Да, есть.

Объяснение детей

Частичное закрепление новых знаний
-Следующая работа в группах. Вы находите и подчеркиваете простым карандашом:
1 группа – сравнение;
2 группа – олицетворение.
-Давайте проверим.
-А теперь выразительно прочитаем стихотворение вслух.

Работа в группах
Одна группа отвечает , другая дополняет.




Выразительное чтение стихотворения.

Первичное закрепление приобретенных знаний
(Появляется репродукция И. Грабаря)
-Нравится ли вам картина?
-Какое настроение вызывает эта картина у вас?
-Хотели бы вы, чтобы она висела у вас дома? Закройте глаза и представьте себя стоящим у этой березы на снегу. Опишите свои ощущения.
-Теперь послушайте, как была создана эта картина.

-В чем сходство картины со стихотворением С. Есенина?

Работа с картиной




Высказывания детей.




(Ученик читает о картине).


-В обоих случаях мы говорили о березах: у С. Есенина одна береза, а у
И. Грабари – березовая роща.

Физминутка




-Напомните, о каком произведении мы хотели еще поговорить. Откройте страницу учебника 136.
-Прочитайте самостоятельно рассказ

Работа с учебником
-М. Пришвина. «Деревья в лесу»


Самостоятельное применение новых знаний
-Вам все были слова понятны?
(Вывешиваются на доску слова)
1.Что такое пороша?
2.Как вы понимаете:
–тяжелые лапы;
-кружевные арки;
-ель царствует, а береза плачет.
- А посмотрим, все ли были внимательными читателями:
1..О каких фигурах говорит автор?
2.Найдите строки, в которых говорится о ели.
3.Прочитайте предложения, описывающие березу.
Давайте прочитаем этот рассказ вслух


Объяснение детей.




Перечитывание текста детьми и с карандашом.





Чтение по абзацу -
2 человека


Итог урока с творческим заданием

-С какими произведениями мы сегодня познакомились?
-Что в них общего?
-Что авторы хотели показать в своих произведениях?
(Звучит музыка).
-Ребята, сейчас мы с вами создадим картину зимней природы. Побываем в роли художника. Вот силуэт дерева, при помощи красок оживите его.
Затем найдите место для него на этом панно.
-Посмотрите на него внимательно, и вы увидите среди деревьев березку.
-Не случайно красавицей русских лесов называют люди – березу. Это символ и гордость русского народа.
(Закрываются ставни)








Под музыку дети самостоятельно раскрашивают дерево.

Рефлексия
Вот мы и заглянули в это загадочное окно. Понравилось вам?


Домашнее задание
-Выучить стихотворение С. Есенина Береза.
-Подобрать пословицы и поговорки о зимнем лесе.
-По желанию: выберите какое – либо дерево и понаблюдайте за ним в течение недели, и запишите все изменения в читательский дневник.






















МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 с углубленным изучением английского языка»












СОВРЕМЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ




Ширшина Юлия Николаевна,
учитель начальных классов,
II квалификационная категория

















Ангарск, 2008г.

< Заголовок 16 Заголовок 2@ Заголовок 3< Заголовок 46 Заголовок 6Ў: 15т6 Основной текст14C:\Documents and Settings\1\Мои документы\открыт.doc1PC:\Documents and Settings\1\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия открыт.asd1PC:\Documents and Settings\1\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия открыт.asd1PC:\Documents and Settings\1\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия открыт.asd
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·z z z