Конспект классного часа на тему: Письмо ветерану



Конспект классного часа

Тема: «Учимся писать письма. Письмо ветерану».
Цель урока: расширить представления учащихся о многообразии риторических жанров (на примере письма, беседы, художественного чтения) их особенностях, языковом оформлении и ознакомить с текстами фронтовых писем, их содержанием, оформлением.
Задачи:
- развитие умений обучающихся видеть содержательные, структурные особенности написания письма;
- воспитание патриотизма, чувства ответственности, нравственных основ человеческой личности;
- ознакомление с нравственно-этическими правилами, нормами общения с помощью письма.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, толковые словари С. И. Ожегова, аудиозапись песен «Землянка», «Старые письма», «Жди меня и я вернусь», раздаточный материал для уч-ся (образцы писем, памятка «План письма»), презентация «Учимся писать письма. Письмо ветерану».

Класс: 3
Учитель: Домащенко Дарья Александровна













Ход занятия
Организационный момент.
Прозвенел звонок – Время начинать урок. Мы друг другу улыбнемся, За работу все возьмемся.
Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока. - Тему классного часа нам поможет определить стихотворение Ивана Фролова. (Тихо звучит аудиозапись «Старые письма» в исполнении Клавдии Шульженко)
Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах,- На бумаге налет желтизны И протерты до дыр на изгибах. Эти письма эпохи войны, Необычного требуют чтения: Тем их краткие строки сильны, Что мы сами их продолжение.
- О чем  говорится в стихотворении? ( о письмах военных лет) - Попробуйте  догадаться, чем займемся на уроке? ( будем писать письма) - Да, ребята, сегодня на уроке мы будем писать письмо – не просто письмо, а письмо ветерану.
- Ребята, а кто такие ветераны? (Высказывания детей).
- Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. В этом году отмечается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.
- Дайте, пожалуйста, толкование слова «письмо», что оно обозначает? (учащиеся рассуждают, дают ответ)
- А теперь аосмотрите внимательно на слайд и прочитайте определение слову «письмо», которое я взяла из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова: «Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь»
- Следует отметить, что написание писем, как творчество, существует с древних времен.  В форме писем сочинялись целые романы и даже стихи. Однако, все современные средства связи - мобильные телефоны и Интернет, постепенно вытесняют письма, а раньше письмо было единственным средством коммуникации, написание писем было целым искусством.
1. Мотивационная разминка. История треугольного письма.
Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Вот так - Конверт-треугольник – это обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось его всё равно должна была прочитать цензура. Почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.
Объяснение нового материала.
1. Знакомство с образцами писем. Ребята, по содержанию письма были различными: письма-поздравления, письма-пожелания, письма – рисунки, или просто информационные письма. - Ребята, у вас на столе лежат образцы писем. Прочтите их. Определите, о чем эти письма?
Мой любимый прадедушка! Поздравляю тебя с Днём Победы! Желаю тебе радости, здоровья крепкого вдвойне, а самое главное, чтобы ты пожил подольше на земле. Целую и обнимаю тебя. Твой правнук Степан. 9 мая 2009г. Это письмо – поздравление. Здравствуй, Маруся!  Перед боем с фашистами пишу тебе, моя любимая, несколько слов. Может быть, придется погибнуть. А так не хочется думать о страшном, когда зеленеет трава, распускаются цветы, а дома меня ждут отец с матерью и ты с нашим сынишкой. Воспитай Толика так, чтобы он ненавидел фашистов, любил Родину и был честным гражданином.  Целую тебя крепко. Твой Иван. 28.12.1942г.  Это письмо – пожелание.
Здравствуй, дорогая бабушка! Как ты поживаешь? Как твоё здоровье? Как растут твои цветы и овощи? Ходишь ли ты в лес? Скоро у нас начнутся летние каникулы. Я заканчиваю успешно учебный год. Сразу после школы приеду к тебе в гости. Не скучай, не болей. До свидания, дорогая бабушка. Твой внук Саша. Это информационное письмо. - А это письмо-рисунок (Слайд) бойца своим родным, где он пишет:
«Рисунок для доченьки. Я воюю»
- Но бывают и другие письма . Долгожданные письма из дома С каким нетерпением ждали  бойцы весточку от родных и близких. Как нужны они были  перед трудным боем.
-Послушайте вот такое письмо-стихотворение. Знаю, друг мой, Ты вернёшься! Я ведь очень жду И морозным зимним утром Я встречать приду. Очень жду тебя, мой друг, Каждый день и ночь –  Снег ли падает вокруг Или жёлтый дождь Жду, когда подруга-почта Писем не несёт: Уговариваю сердце –  Вечером пришлёт На дворе мороз трещит Иль стоит жара –  Всё равно я жду тебя, Жду издалека. - Это письмо трогает тем, как обращается подруга к бойцу, какие слова находит, чтобы подбодрить его в разлуке. 2. ФИЗМИНУТКА (выполняют движения по тексту)
Сели мы писать письмо,
Очень важное оно.
Долго мы его писали
И немножечко устали.
Встанем, ручками встряхнем
И немножко отдохнем.
Пошагаем мы на месте
И попрыгаем все вместе,
Развороты вправо, влево.
На носочках потянулись,
Все друг к другу повернулись,
Очень мило улыбнулись.
Головою покачаем
Раз и два, поприседаем
И работу продолжаем!

Формирование новых знаний.

Подготовка к написанию письма ветерану.
-Итак, ребята, прежде чем начать писать письмо ветеранам, давайте подумаем, как мы его напишем.
-А поможет нам в написании письма вопросы, которые вы видит на доске и памятки, которые лежат у вас на парте.
-Итак, ребята, обратили внимание на доску. Попробуем ответить на вопросы, которые на доске. Вы можете пользоваться памяткой.
- Какими словами начнем письмо? (Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер)
- О чем мы можем написать ветерану?
- За что каждый человек благодарен ему? Какие слова благодарности используете?
(Спасибо, огромное спасибо, большое спасибо, благодарю Вас.)
- Что можно пожелать Солдатам победы? Какие слова пожелания выберите?
(Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, будьте счастливы.)
- Какими словами закончите своё письмо? (До свидания, с уважением.)
- У Вас на столах лежат памятки: (Слайд «Структура письма ветерану»)
ПАМЯТКА «СТРУКТУРА ПИСЬМА»
Обращение
Дорогой, уважаемый, ветеран, герой –
победитель, дедушка, бабушка

Основное содержание письма
Хочу рассказать
Поздравляю Вас
23февраля, Праздник Победы,9 Мая.

Благодарность, просьба
Хочу поблагодарить
Спасибо Вам
Желаю Вам
счастья, здоровья, долгих лет жизни

Концовка письма
До свидания
С уважением
С благодарностью
Твой внук, правнук, ученик 3 класса (Прощание, подпись, дата и место написания письма)


Формирование умений и навыков.
1. Написание письма учащимися.
- Напишите письмо ветерану Великой Отечественной войны, пользуясь памятками.
-Затем, после того, как вы напишите своё письмо, мы с вами сделаем письмо-треугольник, как это делали наши деды и прадеды.
Самостоятельная работа учащихся.
Итог урока. Рефлексия.
- Кто из вас хотел бы сейчас прочитать вслух свою работу?
Выделение удачных сочинений, предложений, слов.
-  Письмо вы можете вручить любому ветерану не только в честь праздника, но и в будний день. Этим вы доставите минуты радости пожилому человеку.
- Классный час окончен. Спасибо за работу.