Конспект урока по русскому языку на тему « Обучающее сочинение «Письмо ветерану».


Тема урока: « Обучающее сочинение «Письмо ветерану». Использование в тексте глаголов в форме настоящего времени 2-го лица, множественного числа».
Деятельностная цель:  знакомство с правилами написания письма.
Образовательная цель: формирование умения самостоятельно применять правила написания письма; использовать в тексте глаголы в форме настоящего времени 2-го лица, множественного числа.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: интерактивная доска Smart, проектор Bеng, ноутбук, памятки, бланки для писем, цветные карточки, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера.
Ход урока
Ι. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Класс украшен веточками сирени. У каждого ученика на груди георгиевская лента.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Как вы думаете почему?
(Наш класс украшает сирень). (У каждого символ Победы – георгиевская лента).
- Перед вами две карточки: фиолетового и желтого цвета. Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению сегодня. Фиолетовая карточка – плохое настроение, зелёная карточка – хорошее.
II. Актуализация и пробное учебное действие
- Ребята, с какими литературными жанрами мы с вами познакомились на уроках «Литературного чтения»? (Басня, повесть, рассказ, сказка, миф, былина).
- Вы забыли, есть ещё эпистолярный жанр.
- Почему такое удивление? (Мы не знаем, что такое эпистолярный жанр).
-Давайте предположим, что такое эпистолярный жанр? (Высказывания детей).
- Вам интересно узнать правильный ответ? (Да)
- Послушайте небольшое стихотворение (Заранее подготовленные дети инсценируют стихотворение)
Друг ко мне пришел домой,И сказал мне Леха:“Деду написать письмо хочуХорошо, не плохо.
Только как вот?Помоги, выручай, дружище!”Я сказал: “Садись, пиши,Да пиши почище!”
Леха сел. Я диктовал: “Здравствуй, дед мой, здравствуй!”А затем я замолчал….
Леха смотрит на меня.Я смотрю на Леху:Как же сделать хорошо,Написать не плохо?
Долго мучились мы с ним,Голову ломали.Даже чуть не подрались,Весь листок помяли.
Что же делать нам, друзья?Вопием: “Спасите!Деду написать письмо,Просим, помогите!”
- Так что же такое эпистолярный жанр? ( Это, наверное, письмо как текст).
- Где ещё мы можем найти ответ, на этот проблемный вопрос? (В толковых словарях).
Дети, используя словари М.Фасмера и С.И.Ожегова, определяют этимологическое и лексическое значение слова.
Латинское слово «эпистола» - письмо, послание. Этимология этого слова (письмо) у Фасмера (словарь показать) «рисовать, марать». В словаре Ожегова. (Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь). Слайд 3
III. Выявление места и причины затруднения
- В наш век компьютеров, в век мобильной связи самопроизвольно возникают вопросы к эпистолярному жанру. Какие вопросы вы хотите задать этому жанру и получить на них ответы?
Таблица " толстых " и " тонких " вопросов (ТРКМЧиП) (Слайд 4)
«Толстые» «Тонкие»
Объясни, почему…..? Кто?
Почему Вы думаете ...? Что?
Зачем нам знакомиться с...? Когда?
В чем различие ...? Сколько …?
Предположите, что будет, если... ?Как ...?
Ученики сами формулируют вопросы, на которые хотят получить ответ в конце урока.
(Что такое письмо? Когда пишут письмо? Сколько можно написать писем? Как пишут письма? Зачем нам надо знакомиться с эпистолярным жанром? Объясни, почему пишут письма?) и т.д.IV.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Кто может ответить, чем мы будем заниматься на уроке? (Будем писать письмо).
- Кому будем писать? (У нас георгиевские ленты, давайте напишем письмо солдату, защитнику, ветерану). Слайд 5- Почему, вы решили написать письмо ветерану? ( Вся страна и мы, в том числе, ждём праздник Победы 9 Мая). Слайд 6
- С чего начнём? (Строим проект наших действий.) (В спорах приходим к схеме- алгоритму написания письма) Слайд 7
Зачин - Приветствие. Обращение.
Информационная часть - Повествование+описание+рассуждениеКонцовка – прощание, подпись, дата
V. Реализация построенного проекта.- Какими словами начнем письмо? (Словами приветствия)
- О чём, мы можем написать ветерану? (О том, что мы гордимся им, помним о нём, и не опозорим его).
- За что мы благодарны ветерану? (Зато, что он стал победителем и освободил нашу страну от страшного врага в 1941-1945 году).
- Какими синонимами можно заменить слово «Ветеран»? (Герой – победитель, дедушка, бабушка).
- Что можно пожелать солдатам победы? (Здоровья, долголетия, встречи с нами)
- Перед вами лежат памятки, которые помогут вам написать правильно сочинение в форме письма-поздравления, благодарности Слайд 8 (Слайд «Структура письма ветерану»)
Работа в парах.
- Работая в парах, вставьте пропущенные буквы в тексте.
Памятка1. Обращение.
Дорогой, уважаемый, ветеран, герой – победитель, дедушка, бабушка…
2. Сообщение.Благодар.м Вас за то, что Вы …
Мы помн.м, что Вы сделали для …
Горд.мся тем, что жив.м с Вами… , вид.м Вас на…
Наде.мся и мечта.м встрет.ться с Вами …
Обеща.м Вам, что…Поздравля.м Вас с …Жела.м Вам…
3. Прощание.До свидания.
4. Подпись
Ученики 4а класса
5. Дата
22.04.2015г
VI.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.- Давайте проверим правильность заполнения памяток. Глаголы, которые встретились в памятке, запишем в таблицу, вспомним правило правописания глаголов настоящего времени, 2-го лица, множественного числа
(Приём составление таблицы ТРКМЧиП)
На доске.
I спрII спрнадеемся благодарим
мечтаем помним
обещаем гордимся
поздравляем видим
желаем (не) опозорим
(Благодарим. Ставлю глагол в неопределённую форму – благодарить, не исключение, суффикс и, глагол II спр., в окончании пишем и;
Мечтаем. Ставлю глагол в неопределённую форму – мечтать, не исключение, суффикс а, глагол I спр., в окончании пишем е ) и т.д.
Физминутка(выполняют движения по тексту)
Сели мы писать письмо,
Очень важное оно.
Долго мы его писали
И немножечко устали.
Встанем, ручками встряхнем
И немножко отдохнем.
Пошагаем мы на месте
И попрыгаем все вместе,
Развороты вправо, влево.
На носочках потянулись,
Все друг к другу повернулись,
Очень мило улыбнулись.
Головою покачаем
Раз и два, поприседаемИ работу продолжаем!
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Напишите письмо, ветерану Великой Отечественной войны, пользуясь памятками. Слайд 9
VIII.Включение в систему знаний и повторение.- Кто из вас хотел бы сейчас прочитать вслух свою работу?
Примерный текст.
Здравствуйте, дорогой ветеран.
Благодарим Вас за то, что Вы прогнали с нашей земли ненавистного врага. Мы помним, что Вы сделали для нашей Родины. Высоко ценим Ваш вклад в Победу. Гордимся тем, что живём с Вами в одном городе. Надеемся и мечтаем встретиться с Вами в нашей школе. Обещаем Вам, что мы не опозорим Вас своими делами и поступками. Поздравляем Вас с Днём Победы! Желаем Вам здоровья и долгих лет жизни.
Ученики 4а класса. 22.04.2015г.
Выделение удачных сочинений, предложений, слов.- Свою работу каждый из вас может оформить в виде фронтового треугольника, сделать аппликацию, нарисовать что-либо. Это украсит письмо и придаст ему индивидуальность. (Выполнение мини-проекта, по оформлению письма). Слайды 10,11
- Что будем делать с письмами? (Вручим ветерану в честь праздника Победы. Этим мы доставим минуты радости пожилому человеку).- Какие вы молодцы! 
Ветеран письмо получит,
Вспомнит, как писал своё.
Непременно рад он будет,
Что не забыли мы его! ( Мельникова Ульяна)
Слайды 12-15
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Поделитесь своим впечатлением об уроке
«Шесть шляп мышления» (ТРКМЧиП)  Слайд 16
-          Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.
-          Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.
-          Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.
-          Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.
-          Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
-          Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связано
Перед нами две карточки фиолетового и желтого цвета. Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению в конце урока. Фиолетовая карточка – плохое настроение, зелёная карточка – хорошее.
- Урок окончен. Спасибо за работу.