Урок развития речи Письмо ветерану


Тема урока. Урок письма. Письмо ветерану.
Цели урока. 1. Знать композиционные особенности эпистолярного жанра.
Формирование навыков написания письма.
2. Развивать связную письменную речь обучающихся.
Пополнять словарный запас.
3. Воспитывать чувство патриотизма в детских сердцах,
нравственно-этические черты характера.
Оборудование к уроку. Компьютер, проектор, экран, презентация «Мой прадед- защитник Отечества», кадры из кинохроники времен Великой Отечественной войны, слайды на тему «Героические страницы Великой войны»; видеозапись «Слово ветерана Великой Отечественной войны к юному поколению» (Ячменёв Анатолий Николаевич, житель нашего хутора, 1927 года рождения)

Ход урока. Организационный момент.
1. Проверка домашнего задания. Презентация «Мой прадед –
защитник Отечества!»
(Эту презентацию выполнили сами ученики под руководством учителя за неделю до урока).
2.Слово учителя (объявление темы урока и постановка целей).
Дети, сегодня у нас урок письма. Вы узнаете, каковы особенности композиции письма, какой стиль речи, какие слова и обороты употребляются при написании письма. Затем каждый из вас напишет письмо. Мы будем говорить о любви к Родине, о светлой памяти павшим защитникам и умершим ветеранам ВО войны, о благодарности ныне живущим ветеранам.
Но сначала вы, адресанты, должны определить адресата и тему письма.
Запишите в тетрадях новые слова: адрес, адресант, адресат, эпистолярный жанр;
мужество, героизм, патриот, подвиг, ветеран.
(Ученики по толковому словарю определяют лексическое значение каждого слова)
3. Беседа с классом. 1) 22 июня 1941 года. Что это за дата?
2) 9 мая 1945 года. Какой праздник в этот день отмечает
вся наша великая страна?
3) Кто разгромил фашистскую Германию?
(Солдаты Красной Армии, наши деды и прадеды)
4) Какие качества проявили защитники Родины?
(Огромную любовь к Родине, ненависть и беспощадность к жестокому врагу, готовность отдать жизнь за свободу родной
земли, мужество, героизм…)
(В это время на экране идут слайды «Героические страницы Великой войны»)

4. Учитель. Дети, предлагаю вам посмотреть видеозапись. К вам со словами приветствия и напутствия обращается ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, уважаемый и старейший житель нашего хутора – Ячменёв Анатолий Николаевич.

5. Слово учителя. 70 лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы страшных боев и взметнулось над немецкой столицей наше Красное Знамя Победы. Но какой дорогой ценой досталась эта победа нашему народу! Миллионы истинных патриотов сложили свои головы, отдали свои жизни, чтобы Россия осталась свободной и великой страной.
6. КАДРЫ ИЗ КИНОХРОНИКИ (советские солдаты бегут в атаку с криками «ура», падают, сражённые пулями, грохот орудий, дым пожарищ…) За кадром звучит песня «Священная война». (2 минуты)
Учитель. Дети, вы прочувствовали, что выпало на долю нашим солдатам? (Они шли на смерть, чтобы остановить страшного врага… Они умирали, но не отступили... Они ненавидели фашистов, били их, уничтожали, мстили за разрушенные города и сожжённые деревни, за смерть детей и женщин.)

7. Учитель. 1) Сейчас на уроке вы напишете письмо. Кто адресат ваших писем? (Ветеран Великой Отечественной войны)
2) О чем вы будете писать ветерану? (Мы выразим благодарность ветеранам за свободную Родину, за мирную, счастливую жизнь; напишем, что гордимся великим подвигом, мужеством своих прадедов; скажем, что будем свято чтить память павших в боях героев, ушедших из жизни ветеранов, заботиться о ныне живущих участниках ВО войны…)
8. Практическая работа под руководством учителя. Подготовка к написанию письма.
Учитель. Сначала мы составим план письма. Эпистолярный жанр имеет свои особенности построения текста. С чего начинается любое письмо?
( Дети: Называют имя адресата, с ним здороваются, приветствуют его). ПРАВИЛЬНО, МОЛОДЦЫ!
Как озаглавим пункт 1 ?1.Приветствие. (Какие варианты приветствия вы предлагаете?)
Уважаемый ветеран; дорогой наш ветеран Великой Отечественной
войны…
(и обязательно имя, если пишете конкретному человеку).
УЧИТЕЛЬ. Теперь надо назвать адресанта, то есть кого? (СЕБЯ, АВТОРА ПИСЬМА)
Это начало письма. Как озаглавим 2 часть письма?
2. Вступительное слово. Какие варианты могут быть?
Пишет Вам ученица… Вам пишет Ваш правнук….
Приближается великий праздник, День Победы…
Я поздравляю Вас…
Я хочу Вам сказать слова благодарности…
УЧИТЕЛЬ. Как озаглавим часть письма, где адресант выскажет
свои самые важные мысли адресату?

(Основная часть, главная часть, основная мысль…)

3. Основная мысль. О чем вы будете писать?
( О мужестве, героизме, о любви к Родине… Чтим память… Не забудем подвиг советских солдат
Я горжусь… )4. Пожелания (если пишете ныне живущему ветерану).
Желаю Вам здоровья, долгих лет жизни,
радости в жизни, бодрости духа…
5. Прощание (Заключение). До свидания, уважаемый…..
Низкий Вам поклон, дорогой…
С уважением….
Этот примерный план письма проецируется на экран, и дети пользуются им при работе над письмом.
Самостоятельная работа. Учащиеся пишут письма ветеранам.
Проверка. Вслух читают 2 письма.
Рефлексия. 1. Дети, какие чувства вы переживаете в душе сейчас?
2. Как вы оцените сами наш урок?
3. Составьте синквейн со словом солдат.
Солдат (звучит песня военных лет и идут кадры военной хроники)
заслуженный, старый.
Воевал, защищал, победил.
Родину отстоял в жестоких боях.
Ветеран.
Д. З. Отредактировать письмо и переписать. Принести на следующий урок.
(Лучшие письма вложим в конверты и отправим ветеранам.)