Нравственно-половое воспитание подростков и подготовка к семейной жизни воспитанников школы-интерната

Нравственно-половое воспитание подростков и подготовка к семейной жизни воспитанников школы-интерната

Нравственное – половое воспитание подростков в школе-интернате является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса. Задачи формирования мужественности и женственности в поведении детей, привития гигиенических навыков; сохранения репродуктивного здоровья, развития эмоциональной сферы детей, формирования у детей установок на семейную жизнь решаются при организации самых разнообразных форм образовательной деятельности.
Одной из форм нравственно-полового воспитания подростков, которая практикуется в школе – интернате является проведение психологических занятий в рамках реализации программы «Я уверен в себе» по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни для обучающихся 8 – 9 классов. Важной составной частью программы является серия занятий по формированию семейных ценностей. Необходимость обращения к этой проблеме вызвана ростом числа неблагополучных семей, значительным распространением сиротства, как социального явления.
Анализ современной ситуации показывает, что для тех, кто провел детство в стенах детского дома, школы-интерната, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными создать благополучную семью, а что самое печальное - сохранить ее. Часто их дети также оказываются воспитанниками различного рода интернатными учреждениями.
Одной из основных причин этого является то, что дети-сироты не имеют опыта проживания в семье, у них отсутствует положительный пример родителей и отношений между ними, все это находит свое отражение в искажении взаимоотношений, которые выстраивают воспитанники с окружающими людьми.
Известно, что умственно отсталые подростки, равно как и их многие нормально развивающие сверстники, черпают информацию о половых взаимоотношениях не из авторитетных источников, поэтому сведения такого рода часто искажены, они вульгарны и примитивны по своему содержанию. К сожалению, средства, используемые в современной литературе, кино- и видеоматериалах по вопросам межполовых отношений имеют ярко окрашенный порнографический характер, что не может не оказывать негативного влияния на формирующуюся аффективную и личностную сферу подростка.
Основные задачи программы:
формировать личность, способную осознать себя, понимать других, планировать и реализовывать свои жизненные планы;
развивать у воспитанников потребность в созидательном труде, здоровом образе жизни, создании семьи;
повышать социальную компетентность воспитанников.
Программа включает 20 занятий и рассчитана на два года. Проводятся занятия 2 раза в месяц во внеучебное время.
На занятиях практикуются самые различные формы и методы. Основной, конечно, является беседа с включением разнообразных приемов, позволяющих поддержать интерес к теме занятия, установить обратную связь с подростками, активизировать познавательную деятельность детей, развивать умения размышлять, обсуждать, делать выводы.
Так, например, в процессе дискуссии «Что такое любовь?» ребята попытались сформулировать данное определение, высказать свое мнение, отношение.
Целью занятия «Любовь и ответственность» было формирование представлений о культуре интимно-личностного взаимодействия подростков на стадии свиданий.
Через ряд упражнений: «Бегущая ассоциация», «Любовь и ответственность для мужчины и женщины», «Социальный атом» ребята получили информацию о возможности насилия на стадии свиданий и о том, как важно уважительное отношение к другому человеку.
Таким занятиям, как правило предшествует определенная работа: чтение художественной литературы, индивидуальные беседы, анкетирование. Просмотр и обсуждение кинофильмов об особенностях взаимоотношений людей в разных ситуациях, особенно в семье.
При рассматривании темы «Понятие о браке. Нормы и правила (моральный кодекс), по которым живет семья» тесное взаимодействие проходит с учителем по обществознанию.
На занятия, темы которых связаны с сохранением здоровья и формированием установок на здоровый образ жизни, приглашаются медики. В своих беседах и консультациях они рассказывают о причинах и последствия вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), о физиологических особенностях мужчины и женщины, сохранении репродуктивного здоровья, правилах безопасного секса и др.
Для усвоения навыков, правил полоролевого поведения используются практические методы: моделирование ситуаций, тренинговые упражнения, полоролевые игры.
Например, широко используем игры, ситуации, закрепляющие навыки и правила межполового общения:
Правила и приемы ухаживания за девушками. (Игра «бутылочка» -парень должен был оригинально предложить девушке выйти за него замуж); игра-имитация «Любимая подвернула ногу») и.т.д
Трудности семейной жизни (размолвка, ревность, измена, развод). Способы преодоления трудностей.
Секреты семейного счастья; - Усвоению определенных моделей поведения способствует моделирование семейных отношений в различных ролевых играх
· (в гостях, переживания «родителей» за больного «ребенка», помощь «детей» работающим «родителям», проводы «солдата» «на войну» и т.д.).
В доверительных беседах с девочками пытаемся найти ответы на вопросы:
-Что дает девочкам общение с мальчиками?
-Какие правила необходимо знать при общении с мальчиками?
-Что делать если он меня не любит;
Вопросы нравственно-полового воспитания девушек решаются в процессе реализации цикла воспитательских занятий «Оставайся здоровой и красивой» для воспитанниц 8-9 классов.
Цель данных занятий: формирование заботливого отношения к своему здоровью, как залог рождения здорового потомства и сохранения семьи.
Занятия проводятся 2 раз в месяц в форме бесед, консультаций, практикумов.
Задачи:
1. Обучить гигиеническим навыкам, способствующим сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.
3. Вооружить необходимыми знаниями о профилактике венерических болезней и о мерах по предупреждению ранней беременности.
4.Сформировать доминантное отношение к семье, женской социальной роли и материнству.
5.Выработать толерантное и уважительное отношение к противоположному полу.
Данные задачи реализуются через доверительные беседы с подгруппой девушек: «Гигиена девушки», «Особенности женского организма и сохранение женского здоровья» и др. Активное участие в данных мероприятиях принимают медицинские работники. Они отвечают на вопросы девочек, которые те задают лично или через почту доверия «Девичьи секреты». Важен, интересен и полезен цикл досуговых мероприятий «Девичьи вечеринки», ценность которых заключается в их эмоциональной окрашенности. Здесь же девушки узнают о культуре внешнего вида, учатся правильно подбирать свой гардероб, пользоваться косметикой, красиво сервировать стол и принимать гостей. В импровизированных «Салонах красоты» проводятся мастер-классы по подбору косметических и гигиенических средств, созданию повседневного и праздничного макияжа, причесок и др
В программу включены также такие темы как:
Женщина – хранительница домашнего очага.
Здесь девочки знакомятся с правилами создания интерьера, приобретают некоторые навыки косметического ремонта, учатся поддерживать чистоту своего жилья;
На практических занятиях готовят некоторые блюда для праздничного семейного ужина, красиво накрывают на стол, делают заготовки на зиму.
Для подготовки воспитанниц к выполнению в будущем социальной роли матери воспитатели используют моделирование ситуаций: «Мой ребенок идет в детский сад», «Укладывание ребенка спать», «Я играю со своим ребенком». При этом девочки упражняются в использовании ласковых слов, колыбельных, прибауток, потешок, детских игр.
Культура взаимоотношений в семье.
На этих занятиях особое внимание отводится вопросам взаимоотношений членов семьи, становлению и сохранению семейных традиций. В результате подобных бесед девушки знакомятся с такими семейными традициями как празднование дня рождения и Нового года, воскресные обеды и семейные чтения, совместные прогулки, походы, посещения кинотеатра. Некоторые из них стали групповыми и школьными традициями. Проведение традиционных дел способствует улучшению межличностных отношений, побуждает девочек позитивно проецировать собственное будущее.
Нравственно-половое воспитание и просвещение мальчиков проходит на встречах в клубе выходного дня «Мальчишкины тайны» или Немного о сокровенном» (8-9 классы). Данные занятия проходят 2 раза в месяц и рассчитаны на 2 года.
Здесь подростки могут получить ответы на все многие интересующие их вопросы: об особенностях течения полового созревания, о половых различиях, о роли семьи в личной и общественной жизни. Свободное общение позволяет видеть юношей в естественной непринужденной атмосфере. В процессе общения становится, возможным высказывать свое мнение и суждение, самим решать проблемные ситуации, участвовать в ролевых играх, дискуссиях, отстаивать и доказывать свое мнение.
В процессе занятий используются разнообразные методы и приемы:
Словесные – беседа - диалог, беседа – диалог с формами дискуссии, чтение, встреча с медицинским работником, психологом, рассказывание сказок и притч о любви; наглядные – демонстрация фотографий, рисунков, фильмов, видиороликов; практические– анкетирование.
В процессе интимных бесед, которые проходят в вечерней, домашней обстановке, затрагиваются такие темы как: «Сексуальные отношения», «Способы профилактики юношеской гиперсексуальности», «Болезни, о которых говорят шепотом».
Найти ответы на вопросы: что такое переходный возраст? что значит быть стильным? Как правильно питаться? ребята также могут найти в литературе, которую подобрали педагоги.
Продолжением данной работы являются различные школьные конкурсы, общешкольные мероприятия: «Леди и джентльмены, «Мисс и Мистер Школа», фольклорные праздники, в которых дети упражняются и закрепляют полученные знания и представления, умения и навыки, приобретают опыт полоролевого общения.