Театрализованное представление. « О героях былых времён».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С.Пушкина


Театрализованное представление.
« О героях былых времён».
Автор: учитель общественных дисциплин
Кудина Валентина
Владимировна
Трубчевск 2015 год
Сценарий вечера памяти.
Форма проведения: Театрализованное представление.
« О героях былых времён».
( Звучит колокольный звон в записи)
Ведущий 2: - Что это? Ты слышишь?
Ведущий 1: - Это колокола. Колокола памяти…
Ведущий 2: - Колокола памяти? А разве такие бывают?
Ведущий 1: - Бывают, слушай! Это говорит сама память…
Ведущий 2: - Но разве память бывает живой?
Ведущий 1: - А ты не веришь? Человек может умереть дважды: там, на поле боя, когда его догоняет пуля, а второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее! Второй раз человек должен жить в памяти потомков!
Ведущий 2:
Где только нет сынов твоих, Россия!
Они сражались, побеждая зло...
В Отечественной сколько покосило,
В войне афганской сколько полегло?!
Пусть не сопоставимы эти войны
И не сравнима численность потерь,
Но сыновья отцов своих достойны.
Они лежат в одной земле теперь
Ведущий 1:
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землей.
Поклонимся за их великий бой.
Ведущий 2: - Объявляется Минута молчания. (стук сердца в записи)
- Отдавшим свои жизни за Родину возложить цветы.
(После «Минуты молчания» начинается возложение цветов к сооружённому «Обелиску». В записи звучит скорбная музыка.
( Как только венок ляжет к подножью монумента пошла инсценировка «Письмо» )
Выходит солдат, достаёт треугольник и начинает читать письмо. Запись боя.
«Милая Тонечка!
Я не знаю, прочтешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе... Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За нее умереть не страшно... Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она — могила-то?
1-й ведущий.
Письмо А. Голикова опубликовал в «Красной звезде» подполковник в отставке Т. Васин, многое сделавший для розыска материалов о герое-танкисте. Александр Голиков и его товарищ Павел Абрамов погибли в этом бою 28 июня 1941 года. Их похоронили местные жители. На могиле героев установлен обелиск.
2-й ведущий:
Кружилась в поле злая осень,
Летела поздняя листва,
Их было только 28,
Но за спиной у них — Москва.
На них чудовища стальные
Ползли, сжимая полукруг...
«Так защитим Москву, родные!» —
Сказал гвардейцам политрук.
Летят бутылки и гранаты,
Последний бой всегда суров.
«Бей за Москву, за нас, ребята!» —
В последний раз кричал Клочков.
Не пропустили вражьи танки
Герои родины своей,
В сырой земле лежат останки,
Лежат тела богатырей.
И славу ветры им разносят,
И слышит Родина слова:
«Их было только 28,
Но за спиной была Москва!»
Песня «Обелиск» в исполнении учащихся . Инсценирование песни:
(Перед обелиском склонилась женщина в чёрном, подходит маленькая девочка кладёт цветы, женщина утирает слёзы, обнимает девочку. На сцене появляется солдат с автоматом, изображая стрельбу, он падает… К нему подбегает медсестра, оказывает помощь, перевязывает голову и оттаскивает его со сцены, спасая жизнь солдату. Мать уводит девочку за руку со сцены)
1 Чтец (в солдатской форме)
Хотят ли русские войны —
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей
И у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат —
И вам ответят их сыны
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны.
Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно ночью спать могли.
Спросите тех, кто воевал,
Кто вас на Эльбе обнимал —
Мы этой памяти верны —
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны.
(Слайд с портретом ДРУНИНОЙ ЮЛИИ ВЛАДИМИРОВНЫ)
1 вед. ДРУНИНА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА (1924–1991), русская советская поэтесса, прозаик. Родилась 10 мая 1924 в Москве в учительской семье. В 1941 добровольцем ушла на фронт (сначала в авиаполк на Дальнем Востоке, затем санинструктором на 2-м Белорусском и 3-м Прибалтийском фронтах); Друнина спасала солдат, видела человеческие страдания, тысячи раз рисковала своей жизнью, дважды была ранена. Самое сильное чувство, которое она испытала в жизни, - война. Когда началась война, я ни на минуту не сомневалась, что враг будет разбит, больше всего боялась, что это произойдёт без моего участия - всеми силами я хотела и старалась попасть на фронт. Всеми силами! ( Слайд: Портрет поэта)
Далее музыкально-поэтическая композиция.
(Девушка- старшеклассница читает стихи Юлии Друниной под музыку: Бетховен 5 симфония)
О, Россия! С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия, как сердце, одна.
Я и другу скажу, я скажу и врагу -
Без тебя, Как без сердца,
Прожить не смогу...
_____________________________________
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Целовались. Плакали и пели. Шли в штыки. И прямо на бегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
Мама!
Мама!
Я дошла до цели...
Но в степи, на волжском берегу,
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
______________________________
Я не привыкла,
Чтоб меня жалели,
Я тем гордилась, что среди огня
Мужчины в окровавленных шинелях
На помощь звали девушку -
Меня...
Но в этот вечер,
Мирный, зимний, белый,
Припоминать былое не хочу,
И женщиной -
Растерянной, несмелой -
Я припадаю к твоему плечу.
______________________________-
Я принесла домой с фронтов России
Веселое презрение к тряпью —
Как норковую шубку, я носила
Шинельку обгоревшую свою.
Пусть на локтях топорщились заплаты,
Пусть сапоги протерлись — не беда!
Такой нарядной и такой богатой
Я позже не бывала никогда..._____________________________________________________
Танец с красной лентой. (Музыка: Бетховен 5 симфония)
Второй ведущий: У войны не женское лицо, но воевали не только девушки, но и подростки.
Театральная миниатюра: « Разведчицы». По рассказу А. Жарикова «Бытошские молодогвардейцы».
Звучит музыка: Шуман «Грёзы.
На фоне мелодии ведущие произносят текст перед занавесом.
1-й. Осенью 1941 года через посёлок Бытошь, близ Брянска, беспрерывно двигались немецко-фашистские войска. Враг подтягивал свои силы для наступления на Москву.
2-й. Передвижение вражеских войск привлекло пристальное внимание народных мстителей. Не случайно почти вся бытошская молодёжь осталась в посёлке, чтобы в условиях глубокого подполья вести беспощадную борьбу против фашистских оккупантов.
1-й. Боевые задания поступали от партизан, которым нужны были сведения о передвижении фашистских частей. Лариса Морозова и Зина Слесарева собирали информацию о фашистах в соседних деревнях и передавали в штаб отряда.
2-й. При выполнении одного из заданий юные разведчицы были схвачены
гитлеровцами.
Открывается занавес.
В записи слышны шаги, звяканье ключей, скрип двери.
Двух девушек 14, 15 лет выталкивают силой на сцену.
Девушки прижимаются спинами друг к другу, опускаясь
на пол.
Зина. Ну, неужели нет никакой надежды на спасение! (обращаясь к подруге)
Лара? Что ты молчишь?
Лара. Ой, Зиночка, больно-то как! Как хочется отомстить за смерть товарищей, за сожжённые гитлеровцами деревни…
Зина. (с горечью) Не вырваться нам из этого подвала.
Лара. (повернувшись лицом и взявши подругу за руку) Теперь надо молчать
До конца… Всё равно расстреляют за связь с партизанами. Не скажем фашистам, где партизанский отряд, не выдадим.
Зина. (встаёт лицом к стене, резко оборачивается, прислоняясь спиной, упираясь ладонями) Страшно как умирать! Они гады сегодня избили маму (закрывает лицо руками, плачет). А она мне: «Дочка не выдай! Всех не перевешают. Держись! Не унижайся перед врагами». Мамочка. (оседает на пол)
Лара. (встаёт) Никогда, никогда не выдадим партизан! Не предадим Родину!
Зина. Лара, а у меня сегодня День рождения…
Лара. (подбегает к Зине) Зиночка, а сколько тебе исполнилось?
Зина. Пятнадцать, только пятнадцать…
Лара. (эмоционально) Зина, а давай кровью своей напишем на этой проклятой подвальной стене, что проклинаем фашистов – убийц детей и матерей,
Что умираем за свободу, за жизнь хорошую!
Отомстите за нас, люди! Смерть немецким оккупантам!
Звучит вначале тихо, затем громче музыка А. Александрова «Священная война», на фоне которой девушки читают текст песни.
Лара.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силою тёмною,
С проклятою ордой!
Зина.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идёт война народная,
Священная война!
Лара.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Зина.
Не смеют крылья чёрные
Над родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Лара.
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб.
Зина.
Встаёт страна огромная,
Встаёт на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Звучит громко запись последнего куплета.
Занавес закрывается.
Ведущий: Нет, не ослабнет наша память,
Она навеки нам дана,
Чтоб вновь и вновь могли мы славить
Святые ваши имена.
Победа! Какое крылатое слово!
Оно, как огонь зажигает сердца,
Оно трепетать заставляет любого,
Оно поднимает на подвиг бойца!
Звучит песня в исполнении учащихся «Поклонимся великим тем годам».
(Демонстрируется слайд с горящим Вечным огнём.)