Урок грамоты в 1 классе на тему Твердые и мягкие согласные


11.03.15 Грамота
Тема: Твердые и мягкие согласные
Цель: обобщить и закрепить знания о твердых и мягких согласных
Задачи: 1. Совершенствовать представления о том, что произнесение согласного зависит от последующего за согласным гласного;
2. Развивать умение наблюдать, делать посильные выводы и обобщения, развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки;
3. Воспитывать любовь и интерес к предмету, аккуратность, усидчивость, серьезное и ответственное отношение к учебному труду.
Оборудование: презентация – тренажер «Твердые и мягкие согласные звуки», цветные мелки, гость урока – кот Леопольд.
Ход урока
Орг. момент
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно
Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Звучит песня кота Леопольда
- Ребята, кого мы слышим? Молодцы, это кот Леопольд! Он пришел к нам на урок, посмотреть, как вы занимаетесь, и проверить, как вы усваиваете учебный материал, внимательно ли слушаете на уроке! После изучения новой темы, он устроит вам проверку, с которой, я надеюсь, вы с легкостью справитесь!
- Ну, в добрый путь!
Жужжащее чтение
Работа над скороговорками
Запись числа, минутка чистописания
Нн на не ня ни ну ню снег снежинка медвежонок
Актуализация знаний
Отгадайте загадки от Леопольда:
Скачет зверушка,Не рот, а ловушка:Попадет в ловушкуИ комар, и мушка.(Лягушка)
Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинка.
Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
(Кошка)
Сама мелковата, а хвост богатый.
С ветки на ветку скок-поскок,
Орешек за орешком щелк-щелк!
(Белка)
У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора.(Заяц)
Запись слов – отгадок на доске.
- Вспомним тему прошлого урока – разделим слова на слоги.
- С каких звуков начинаются слова-отгадки?
- Чем отличаются гласные от согласных? (стихотворение - правило)
- В чем отличие звуков от букв? Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько гласных букв? А гласных звуков?
- Какие буквы не имеют своего звука? Как они называются?
- Когда йотированные гласные обозначают два звука в слове?
- Что еще знаете о гласных? Как проверить слабый безударный звук?
- Какими бывают согласные? Назовите парные согласные. В каком ряду на ленте находятся звонкие звуки? А глухие?
Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы с вами более подробно остановимся на твердых и мягких согласных.
Работа по теме урока
- Назовите согласные, которые всегда твердые, всегда мягкие. От чего зависит твердость – мягкость остальных согласных?
- Какие гласные смягчают согласные звуки?
На доске таблица.
- Давайте выполним звуковой анализ слов – отгадок. Обратите внимание на гласные, которые «дружат» с твердыми и мягкими согласными.
- В каком из слов звуков больше, чем букв? Почему?
Физминутка
Упр. 2 – списать, подчеркивая гласные после твердых и мягких согласных.
Упр. 3 – списать, вставляя пропущенные буквы.
Закрепление
Проверяем свои знания! Играем с Леопольдом!
Презентация – тренажер «Играем с Леопольдом». Определяем твердые и мягкие согласные в словах.
Итог
Оценивание учащихся.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Понравился ли вам урок? Посмотрите на доску. На доске карточки – солнышки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Выберите рисунок, который соответствует вашему настроению. Представьте себя лучиками этого солнца и разместите на нем свой лучик.
Прозвенит сейчас звонок
И закончится урок!
Вы, ребятки, отдохните,
Силы новой наберите.
Это нужно детворе
Для здоровья, при игре!
- А кот Леопольд прощается с нами! Просмотр отрывка из мультфильма «День рождения кота Леопольда», где он призывает ребят жить дружно.