Коррекционный час по лексической теме (конспект для детей с ЗПР подготовительной к школе группы)


Коррекционный час
по лексической теме

(конспект для детей с ЗПРподготовительной к школе группы)
Составила
учитель-дефектолог
Кожевникова Р.Н.
Цель проведения коррекционного часа:
практические рекомендации воспитателям по использованию заданий учителя-дефектолога во время проведения коррекционного часа.
Цель: систематизация знаний по теме «Домашние животные»
Задачи:
Продолжать работу над автоматизацией звука [С] с Данилом изолированно и в обратных слогах, с Германом изолированно и в слогах со с течением, с Егором - изолированно.
Закреплять правильное произнесение звуков [С], с Романом и Степаном во фразах.
Продолжать работу над автоматизацией звука [Ш] с Алешей изолированно.
Закреплять названия: домашних животных, их детенышей и их жилищ.
Упражнять в словообразовании: (глаголов по звукоподражанию (МЯУ –мяукает; притяжательных прилагательных - кошачий (по образцу).
Упражнять в составлении предложений по образцу, по картинке.
Повторить понятие «пара».
Упражнять в различении, назывании и конструировании многоугольников.
Закреплять умение ориентироваться в пространстве, выполняя команды (справа, слева, по(с)зади, впереди).
Формировать умение ориентироваться в задании, выполнять работу в соответствии со словесным указанием.
Развивать операции обобщения, логической классификации, умозаключения (в упр. «4-ый лишний»).
Способствовать развитию ритмической стороны речи и координации движений (в упр. «Конь меня в дорогу ждет»).
Тренировать мелкую моторику (в процессе выполнения пальчиковой гимнастики; упр. «Построй жилище для животных»).
Воспитывать дружеское отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
Оборудование: магнитная доска, фланелеграф, предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей; игрушки - домашние животные и их детеныши; дидактическое пособие «Где, чья мама» на фланелеграф; счетные палочки; дидактическое пособие «Узнай по части»; предметные картинки с изображением сена и мяса; колокольчик; корзинка с подарками (сыр, сосиски, клубок и шарик из шерстяных ниток).Предварительная (словарная) работа: разбор слов – равнодушный, неустанно, привязанность (как качество).
Ход коррекционного часа:
Педагог зачитывает стихотворение:
Шел к нам в гости старичок,
Старичок с ноготок,
Нес подарки нам в корзинке,
А куда свернул с тропинки,
Мы и не заметили,
Нигде его не встретили.
1.П. - Отправляемся на поиски подарков. Но прежде, необходимо выполнить задания, которые приготовил нам старичок.
А вот и первое задание. Внимательно посмотрите на картинки, найдите здесь лишнюю и объяснитепочему она лишняя.
Упр. «4-й лишний»
варианты:(взрослые домашние животные - детеныш домашнего животного; животные у которых есть рога – животное, у которого нет рогов; трое животных одного цвета и одно животное другого).
Дети рассматривают предложенные варианты и объясняют свой выбор.
П. – Молодцы. Давайте я вам еще раз напомню кто же такие домашние животные.
Педагог зачитывает стихотворение, по ходу чтения на магнитную доску вывешивает предметные картинки с изображением домашних животных
К домашним животным мы тех отнесем
С которыми в тесном контакте живем.
Коровы и лошади, овцы и козы,
Мы их укрываем в тепле от мороза,
Их кормим и поим, коль надо – стрижем,
Их ласково гладим, всегда бережем.
Они к нам привязаны, очень послушны
И к голосу нашему не равнодушны.
Одни нам дают молоко и сметану,
Другие нас возят везде неустанно,
А третьи наш дом охраняют,
Еду от мышей сберегают.
2. П.- Ребята, вы слышите? Мне кажется, кто-то плачет. Это теленок. Как думаете, почему он плачет? (Ответы детей). Да, вы правы, он потерял свою маму. А вот и второе задание старичка. Нужно каждому малышу помочь найти его маму. Когда они встретятся, то получится пара - мама со своим ребенком. Посмотрите, как это сделаю я. (В задании используется дид/пособие«Где чья мама», которое приготовлено на фланелеграфе).
Педагог дает образец выполнения задания, находит среди картинок маму и ее детеныша.
Это пара. Свинья со своим поросенком.
Дети по очереди выходят к доске, составляют пару и рассказывают о ней по образцу.
П.–Молодцы ребята. Вы хорошо справились с заданием. Малыши нашли своих мам, встретились друг с другом. Давайте расскажем про их встречу (п/г «Встреча»)
Повстречались два котенка «мяу-мяу!» (упр. «кошка»)
два щенка «гав-гав» (упр. «собака»)
два жеребенка «и-го-го» (упр. «лошадка»)
два козленка «ме-э-э» (упр. «коза»)
два теленка «му-у-у» (упр. «бычок»)
смотри какие рога!
3.П. - Малыши так развеселились, что не заметили, как набежала туча, поднялся сильный ветер. Послушайте как он шумит:
(Алеша выполняет звукоподражательное упражнение «Шум ветра» и произносит: «Шшшш; Ш-Ш-Ш...».
- Детеныши испугались, а мамы стали их звать к себе. Как позовет своего котенка кошка?
(Ребенок отвечает «мяу»)
- Что делает кошка?
(Ребенок: кошка мяукает, собака лает, корова мычит, лошадь ржет и т.д.)
4. П.- Начался дождь. Надо спрятаться от дождя. А у наших животных нет домиков. Где живет корова со своим теленком?
(Ребенок: Корова и теленок живут в коровнике.)П. – Где живет собака со своим щенком?
(Ребенок: Собака и щенок живут в будке.)П. А вот и третье задание старичка. Нужно построить жилище для животных. Мы будем строить его из палочек. Внимание! Нужно использовать все палочки, нельзя, чтобы палочки оставались. Подсказка: домик должен быть похож на геометрическую фигуру-многоугольник).Педагог раздает детям игрушки животных и счетные палочки (числом 4, 5, 6, 7,). Дети на столах конструируют «домики» - четырехугольники, пятиугольники..., «поселяют» в них животных.
П. – Как называются геометрические фигуры, на которые похожи жилища животных.
(Дети называют: четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник).
П. – Как назвать одним словом все эти фигуры?
(Дети – многоугольники).
5. П. - Животным очень понравились их жилища, они вас благодарят и машут вам хвостиками. Угадайте кто это?
Упр. «Чей хвост?».
П. - Кто это?
(Ребенок: это лошадь).
П. – Как ты догадался, что это лошадь?
(Ребенок: Потому что, это лошадиный хвост) и т.д.6. П. - Не забывайте, нам нужно найти корзинку с подарками. Кто из животных обрадуется вот такому подарку? (педагог показывает картинку на котором нарисовано сено).
П. - Кто ест сухое сено?
(отвечает Степан: сухое сено ест корова, коза...).
П. - Кто ест вкусное мясо?
(отвечает Рома: вкусное мясо ест собака, кошка).
П. - Ну, а водичку любят пить все животные. Их напоят Данил, Герман и Егор.
(Дети выполняют звукоподр. упр. «Водичка».Данил – С-с-с-с-с, ас-ас-ас, Ссссс; Герман - Ссссс, с-с-с-С; ста-ста-ста; Егор –Ссссс; с-с-с-С).
7. П. – Наши друзья застоялись в своих домиках. Очень им не терпится отправиться погулять. Вот какой нетерпеливый конь в конюшне.
Ф/м «Конь меня в дорогу ждет...»
Конь меня в дорогу ждет
Бьет копытом у ворот.
(руки за спиной сцеплены в замок,ритмично поднимать согнутые в коленях ноги)
На ветру играет гривой, -
Пышной, сказочно красивой
(покачивают головой)
Быстро на седло вскачу
(подскоки на месте)
Не поеду – полечу!
(руки согнуты в локтях по бокам, бег на месте)
П. - А теперь, возьмите своих животных и пойдемте на лужок, но только не гурьбой, а друг за другом.
Упр. на ориентировку в пространстве.
Дети выполняют команды дефектолога:
- Возьмите игрушки в правую руку. Первой идет корова,
позади коровы коза, перед козой кошка ...и т.д., а последней бежит собака, всех охраняет.
П. - Вот и пришли на лужок. Я думаю, что старичок спрятал свою корзинку с подарками здесь. Последнее его задание: послушайте где звенит его колокольчик. Дети закрывают глаза, дефектолог звенит колокольчиком над ухом ребенка, слева или справа. Ребенок определяет откуда звук и обозначает направление источника звука словом. Педагог удаляется с колокольчиком туда, где спрятана корзинка с подарками.
8. В корзинке «подарки от домашних животных» - сыр, сосиски, шерстяной клубок и шарик из шерстяных ниток. Можно обговорить от кого эти подарки.
Дети угощаются подарками старичка.
Литература:
Гаврина С.Е. Школа для дошколят. Обучающая игра «Где чья мама» РОСМЭН, 2004г.
Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет для детей с ОНР- М.: «Издательство Г ном и Д», 2005г.
Метельская Н.Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях») ТЦ Сфера, 2009г.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики,- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.