Рабочая программа по внеклассному чтению Рабочая программа по внеклассному чтению.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Икейскаясредняяобщеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей начальных классов
_______ /И.В.Дунцова/
Протокол заседания МО
№ ____
от «____»__________2015г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ / Е.В.Буякова/
Протокол заседания МС
№ ____
от «____»________2015г. «Утверждаю»
Директор МОУ «Икейская СОШ»
_______ /М.М.Леонченко/
Приказ №____
от «____»_______2015г.
Рабочая программа
по внеклассному чтению
Класс 3
Образовательная область: филология
Разработала: Попович Т.А,
учитель начальных классов
Икей 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеклассному чтению для 3 класса составлена на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий;
В данную программу включены темы и произведения, предлагаемые в других учебных программах, а также дополнительный игровой материал.
Формирование функционально грамотных людей одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности чтению и письму, говорению и слушанию.
С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой.
Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо прежде всего для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы.
Цель: расширение читательского кругозора исоздание условий для формирования привычки и способности учащихся к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг.
Задачи:
создать условия для знакомства детей с книгами, доступными их кругу чтения;
создать условия для формирования у привычки, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать те детские книги, которые им нужны и интересны.
Планирование рассчитано на 34 часа (1 ч в неделю).
Результаты освоения учебного предмета
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– пользоваться словарями, справочниками;
– строить рассуждения;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– задавать вопросы.
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
– уметь осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов.
2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению.
5) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
 Предметные результаты:
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире , культуре, первоначальных этических представлений , понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Использование разных видов чтения(выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части , озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных , учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование-создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта
Требования к уровню подготовки обучающихсяпо литературному чтению
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»
осознанное, правильное, выразительное чтение;
умение самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
самостоятельное формулирование главной мысли текста;
нахождение в тексте материала для характеристики героя;
подробный и выборочный пересказ текста;
составление рассказа-характеристики героя;
составление устных и письменных описаний умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему) относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений
Содержание учебного предмета.
Устное народное творчество
Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки …
Русские народные сказки
«Сивка-Бурка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Кощей Бессмертный»»Чудесная рубашка», «Марья-Моревна», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Василиса Премудрая» и др.
Стихи поэтов-классиков 19-начала 20 века для детей
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, В.А.Жуковский, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, А.В.Кольцов, И.А.Бунин, А.А.Блок.
Басни И.А.Крылова«Кот и повар», «Крестьянин и работник» и др.
О братьях наших меньших
Рассказы о животных В.Чаплиной, Б.Житкова, Е.Чарушина.
Читаю стихотворение и слышу сказку
Литературные стихи-сказки.
Что говорят стихи
Поэзия С.Я.МаршакаПро эту книгу
Книги-самоделки из материалов периодической печати.
«Что за прелесть эти сказки!»
Литературные сказки А,Н.Толстого.
Знай и люби родную природу
О чем рассказывают журналы
«Мурзилка», «Филя», «Веселые картинки», «Клепа», «Кот и пес» и др.
«Где? Что? Как и почему?»
Рассказы-загадки про зверей и птиц.
Мифы, легенды, предания
«Легенды и мифы Древней Греции», «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа», «Скандинавские легенды»
Волшебные сказки братьев Гримм
«Храбрый портняжка», «Золотой гусь», «Снегурочка», «Хрустальная гора», «Стоптанные туфельки», «Шесть лебедей»
Сказки Ш.Перро«Золушка», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Синяя борода»
Сказки датского сказочника Г.-Х.Андерсена«Дикие лебеди», «Снежная королева», «Огниво», «Принцесса на горошине»
Урок-отчет «По дорогам сказки»
Учебно – методическая литература для учителя
«Внеклассное чтение» (Авторы Светловская Н. Н., Джежелей О. В.)
«Поурочные разработки автор Е. С. Гостимская, М. И. Мишина
Календарно – тематическое планирование
№ урока Тема урока Дата по плану Дата фактическая
1 Устное народное творчество.  
2 Русские народные сказки.  
3 Веселые стихи Б. Заходера.  
4 Короткие стихи и рассказы Е. Пермяка.  
5 Книги Е. Чарушина.  
6 «Друг» (Рассказы Б. Житкова о животных).  
7 Рассказы Н. Носова.  
8 В. Маяковский – детям.  
9 Знакомство с журналом «Мурзилка.  
10 Басни И. Крылова.  
11 Рассказы В. Чаплиной.  
12 Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их дрессируют.. 
13 «Здравствуй, гостья-зима!» (Стихи русских поэтов –классиков).  
14 Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима.  
15 Что говорят стихи. (Поэзия С. Марашка).  
16 Читаю стихотворение и слышу сказку (Литературные стихи-сказки).  
17 Сказки А. Толстого для детей.  
18 «Лес не школа, а всему учит» (Рассказы Н. Сладкова).  
19 Рассказы и повести Л. Воронковой.  
20 «Непобедимая и легендарная!» (Книги об армии и ее героях).  
21 Книги о человеке и его делах. (Стихи С. Михалкова).  
22 Мама и мы» (Стихи, рассказы, сказки). Урок-отчет.  
23 «Про эту книгу» (Книги-самоделки из материалов периодической печати).  
24,25 Любимые книги – любимые писатели.  
26 «Мы все хотим побывать на Луне» (Книги о космонавтах).  
27 Мифы, легенды, предания.  
28 Волшебные сказки братьев Гримм.  
29 Сказки Ш. Перро.  
30 Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.  
31 Урок-отчет «По дорогам сказки».  
32 Наша библиотека, или «Город твоих друзей».  
33,34 Читаем любимые книги.  
Итого 34