Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях


«Здоровьесберегающие технологии на
логопедических занятиях в ДОУ»
Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности логопеда стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.  
  Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе -  оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение  оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
Организуя работу по  коррекции речи, я ставлю перед собой и оздоровительные задачи:
·        Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников, путём повышения адаптивных возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Хочу познакомить с несколькими здоровьесберегающими технологиями, которые реализуются в нашем дошкольном образовательном учреждении на логопедических занятиях.
104775169545Дыхательная гимнастика.   Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, работа над дыханием является важной в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. 
13335179070
Артикуляционная гимнастика - является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение  помогает:
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;  
уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
1333584455Пальчиковая гимнастика.  Давно известно, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.
Логопедический массаж. Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.  Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех
случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
-40005194945Логопедический массаж - часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Виды массажа используемого в моей практике:
массаж кистей рук,
самомассаж лица, мочек ушей.
         Для  сохранения и укрепления психического  здоровья, на своих занятиях я использую следующие оздоровительные приемы:
-40005409575для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. 
Не обходится и без пропаганды и продвижения здорового образа жизни в сознании воспитателей и родителей. В своей работе с педагогами я использую семинары практикумы, мастер классы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Кроме этого провожу открытые логопедические занятия для родителей. Ведь здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен обязательно находить поддержку дома.
-40005-786765 Внедрение в логопедическую практику нашего детского сада здоровьесберегающих технологий, позволило сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысилась эффективность обучения и коррекции, активизировался познавательный интерес к занятиям, повысилась речевая активность, а главное — идет сохранение как психологического, так и физического здоровья наших детей.
ФОТОКОЛЛАЖ


Праздник, посвященный дню здоровья
Кушать овощи и фрукты –
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

Дыхательная гимнастика по методике СтрельниковойДыхательные упражнения  - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. 

Открытое мероприятие, посвященное красивой речи
выпускников логопункта.
Элементы психогимнастики, этюд «Ветерок»

Районный мастер – класс, освоение артикуляционной гимнастики.

Открытое логопедическое занятие. Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки
(упражнение «Птенчики»)

Работа с массажными мячами
Массажный мяч – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие


Сказкотерапия – частый гость на логопедических занятиях.
Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

ПРИЛОЖЕНИЕ

МБДОУ «Плешановский детский сад №1»
КОНСПЕКТ
подгруппового логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий
Тема: «Весенняя звуковая полянка»
Подготовила и провела:
учитель – логопед 1 категории
Ведель О.П.
Аннотация
к конспекту подгруппового логопедического занятия,
с элементами здоровьесберегающих технологий
на тему «Весенняя звуковая полянка»
Актуальность: Формирование здорового образа жизни у дошкольников должно проходить непрерывно и целенаправленно. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях стало перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Практическая значимость конспекта заключается в том, что используя здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях, а также занятиях по развитию речи у детей повышается интерес к занятиям, дети учатся преодолевать усталость; прослеживается положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанников; улучшается общая моторика; тонкие движения пальцев рук становятся более сформированными; улучшается речевое дыхание; происходит развитие внимания, памяти, усидчивости.
Инновационная направленность конспекта заключается в том, что использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию речи в группах может стать эффективным средством повышения качества речевого развития в целом.
Степень распространения: Конспект занятия может быть использован целиком или частично логопедами и воспитателями дошкольного учреждения, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспект
подгруппового логопедического занятия,
с применением здоровьесберегающих технологий
Тема: "Весенняя звуковая полянка"
Подготовила и провела: учитель – логопед МБДОУ «Плешановский детский сад №1» Ведель О.П.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Закрепление знаний детей по лексической теме “Весна”;
Совершенствование лексико-грамматического строя речи ;Закрепление знаний о произношении звуков : Л,Р,Ш,Ж,С.
Совершенствование навыков звукового, слогового анализа и чтения слов.
Коррекционно-развивающие:
Развитие фонематического слуха, зрительного внимания и восприятия, дыхания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности.
Здоровьесберегающие технологии:
артикуляционные гимнастики;
дыхательная гимнастика
пальчиковая гимнастика;
развитие общей моторики;
психогимнастикаМатериал:
Демонстрационный: магнитная доска; изображение большого солнца с лучами; картинки с приметами времён года; «солнечные зайчики» с изображением ручейка, ласточки, шмеля, жука, сосулек; музыкальный центр; диск с записью «Звуки весны».Раздаточный: колючие шарики по числу детей; индивидуальные зеркала; наголовник “тучки»; разноцветные скрепки; маленькие солнышки для каждого ребёнка; ящик с камешками; мелкие предмеПредварительная работа:
Знакомство с комплексом артикуляционных упражнений; беседа по теме «Весна»; проведение самомассажа «Не циркач и не артист, сам себе я массажист»; закрепление произношения звуков в речи (Л, Р, Ш, Ж, С) и их правильная артикуляция; знакомство с игрой ритмодекломацией «Солнечные зайчики и тучка», с игрой «Солнышко».
Индивидуальная работа:
Ника Ш. – закрепить правильное положение органов речи при выполнении упражнения «Качели», «Окошко»;
Никита К. – закрепить положение органов речи при произношении звука Ш; отработать плавность и длительность выдыхаемой струи.
Гена Н. – закрепление материала по теме «Весна», закрепление положения органов речи на звуке Ш.
Мотивация: игровая
Ход занятия:
I.Организационный момент.Дети заходят в группу, встают полукругом.
Логопед: Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
Руку дайте другу справа
И скорей вставайте в круг
Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)
Логопед: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.
Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.
(Дети делают вдох и выдох три раза)
II.Закрепление лексической темы “Весна”
(логопед предлагает детям отгадать загадку)
Загадка.
Солнце ярче светит, дует тёплый ветер,
Вот и кончилась зима, к нам опять пришла…ВЕСНА.
(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)
Логопед: Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.
- Мы сегодня с вами отправимся на весеннюю звуковую поляну, где нас ждёт встреча с трудными звуками. Поэтому мы должны хорошо подготовиться.
Самомассаж лица и шеи.
«Не циркач и не артист, сам себе я массажист»
Ручки растираем (растирание ладоней) и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)
Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)
Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)
Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”
(Детям раздаются зеркала)
- Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Постелька”).
А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко-губы (“Кружок”).
После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко! (“Змейка”).
Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (“Качели”).
Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”).
После этого Язычок показывает, как дует весенний ветерок (дыхательное упражнение «Ветер»)
Логопед: А теперь становитесь, друг за другом, отправимся на весеннюю полянку.
Динамическое упражнение «Дорожка»
По извилистой дорожке (Идут друг за другом, ступая по дорожке, выложенной из дощечек)
На полянку мы пойдём.
Постарайтесь так пройти, (Ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы)
Чтоб с дорожки не сойти.
Как лисички мы пойдём,
Аккуратненько пройдём.
(Останавливаются на ковре)
Логопед: На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков.
(Если день солнечный на жёлтые пятнышки на ковре направить зеркальцем)
Логопед: Ребята, эти “солнечные зайчики” уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят вернуться к солнышку. Мы им поможем.
Первый “солнечный зайчик” (на нём ласто(Один из детей берёт “солнечного зайчика”, затем дети присаживаются прямо на ковёр, а логопед на “пенёчек”)
Логопед: Что нарисовано на этом солнечном зайчике?
- Какой 1 звук в слове “ласточка”? Как правильно произносить звук Л?
(Если дети затрудняются: губы тянуться вперёд или улыбаются?…зубки открыты или закрыты?…язычок вверху, или внизу?)
Тонкий кончик язычка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
И получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…
Перевернув солнечного зайчика, дети узнают задание:
- Доскажите словечко в стихах-загадках.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке…(лапу)
Михаил играл в футбол,
И забил в ворота…(гол).
А возле этой ёлки
Бродили злые…(волки)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось…(мыло)
(Солнечный зайчик “возвращается” на один из лучиков солнышка)
Второй “солнечный зайчик” (на нём изображение ручейка)
(Один из детей приносит “солнечного зайчика”)
- Что нарисовано на этом “солнечном зайчике”?
- Какой 1-й звук в слове “ручеёк”?
- Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р? (Если дети затрудняются, предлагать вопросы: он гласный или согласный… твёрдый или мягкий…звонкий или глухой…)
- А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда):
РРР!- ракета рвётся ввысь!
РРР!- рычит сердито рысь!
РРР! – раскатистый и громкий
РРР! - рокочущий и звонкий!
- Солнечный зайчик просит вас повторить чистоговоркисо звуком «Р».
Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА, и - тихо, если увидите ЮЛУ.
Ра, ра, ра – начинается игра,
Ро, ро, ро – новое перо,
Ру, ру,ру- скачет кенгуру,
Ры, ры, ры– летят комары.
(Второй солнечный зайчик “возвращается” на лучик солныТретий “солнечный зайчик” (на нём шмель)
(Следующий ребёнок приносит следующего “солнечного зайчика”)
- Какой первый звук в слове “шмель”?
- В каких ещё словах встречается этот звук?
Логопед: Этот солнечный зайчик тоже знает такие слова, но он их пока спрятал.
Вы должны найти предметы, которые зарыты в этом ящике в мелких камешках. На ощупь определите и скажите, что это. В словах звук «ш» выделите голосом.
Слова: шарик, машина, пушка, мышка, матрёшка, кошка, лошадка, карандаш, лягушка.
Игра «Солнечные зайчики и тучка» (ритмодекламация)
(В стороне стоит ребёнок – «тучка». Дети – «солнечные зайчики» двигаются поскоками по залу под песню.)Солнечные зайчики
Скачут по дорожке.
Солнечные зайчики,
Берегите ножки.
Тучка по небу гуляет, «Солнечные зайчики» прыгают на месте. Тучка
Наших зайцев догоняет. ходит вокруг них и говорит на фоне музыки.
Тучка
Если только догоню,
Всех зайчат защекочу!
(«Солнечные зайчики» убегают на места. «Тучка» их ловит. Пойманных «зайчиков» «тучка» тихонько щекочет.
(Третий “солнечный зайчик “возвращается” к солнышку)
Четвёртый «солнечный зайчик» (на нём жук)
- Какой первый звук в слове жук?
- Что вы знаете о звуке «ж»? (согласный, твёрдый, звонкий).
- Сейчас вы превратитесь все в жуков.
- Давайте с вами вспомним стихотворение о жуке.
(Дети выполняют соответствующие движения)
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке,
Жу,жу,жу – я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
- Прочитайте слоги на ромашке.
- Весной просыпаются не только жуки, но и ёжики.
Массаж пальцев рук с помощью колючего мячика
«Ёжик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда-сюда, мне щекотно: да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
(Четвёртый «солнечный зайчик «возвращается к солнышку)
Пятый «солнечный лучик»
- И вот остался на полянке последний “солнечный зайчик” и на нём … сосулька.
- Какой 1-ый звук в слове “сосулька”?
- А как правильно произносить этот звук?
Язычок внизу
в зубы упирается.
Посередине языка
Воздух пробирается.
Струйку воздуха пусти.
Улыбнись и посвисти: ССС !- А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)
(Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки)
- Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё СССолнышко таким же лучиСССтым как у меня. (Задание выполняется за столами)
- Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)
Игра-упражнение «Солнышко»
(На развитие общей моторики, проводится под музыку)
Маленькое солнышко
Я держу в ладошках, (дети показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка.(показывают руками большое солнце)
Маленькое солнышко я беру руками, (показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками.(поднимают руки над головой и смотрят вверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит, (показывает руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете! (поднимают руки над головой и разводят в сторо(Последний солнечный зайчик “возвращается” к солнышку)
Логопед: Вот все солнечные зайчики собрались вокруг солнышка, и картинки на них опять напомнили нам, что наступила…ВЕСНА.
III. Итог.
Логопед: Ребята, вы сегодня очень хорошо выполнили все задания. Я вижу, что вы внимательные и старательные дети. Вы порадовали меня сегодня. Спасибо вам большое! И на память о нашем занятии я хочу сделать вам маленькие подарки.