Статья на тему Воспитательный процесс как фактор формирования интереса к профессиональной деятельности у студентов


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ
Масленникова Л. И.
Россия, г. Казань
ГБПОУ «КазУОР» г. Казань,
воспитатель
Чтобы быть успешным в профессии, прежде всего, необходимо полюбить дело, которое выбираешь. Быть хорошим специалистом – значит уметь грамотно решать профессиональные вопросы, правильно ориентироваться в современной реальности, видеть перспективы развития. Все эти умения и навыки важно начинать формировать в подростковом возрасте, когда юноши и девушки начинают осознавать себя личностями, формировать свое отношение к жизни.
Огромную помощь в этом призваны оказать педагоги, воспитатели, тренеры. Причем, личностные черты характера, поведенческие ориентиры закладываются не только на уроках и тренировках, но большей частью в свободное время, когда рядом нет преподавателей и тренеров. Но есть воспитатель, который тоже создает педагогические условия формирования интереса к профессиональной деятельности у студентов.
Что же такое – педагогические условия? Во-первых, это процесс, представляющий собой совокупность внешних факторов с единством внутренних сущностей и явлений. Внешние факторы - это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка, - это та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида, - это та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания [1]. Во – вторых, педагогические условия – это совокупность (комплекс) взаимосвязанных и взаимообусловленных мер образовательного процесса, обеспечивающих достижение конкретной цели [2]. А цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать и, естественно, придает его работе необходимую осмысленность и направленность [3]. Воспитание не просто воздействие, а целеустремленное взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Это взаимодействие направлено на установление высоких отношений между ними: веры, надежды, любви желаний, положительной активности воспитанников и т п. Процесс воспитания не может быть реализован без обучения воспитуемых. Обучение образовывает человека, воспитание - воспитывает, что отражается в задачах и содержании этих процессов [4].
Изучение педагогической и методической литературы позволило предположить, что для формирования профессиональной готовности студентов необходимо развить интерес к физкультурно-спортивной деятельности. Этот процесс будет более эффективным, если будет реализована следующая совокупность условий:
- техническое обеспечение процесса;
- содержание занятий;
- уровень требований;
- личность преподавателя;
- состояние здоровья;
- выстраивание физкультурно-спортивной деятельности;
- стимулирование занятий;
- индивидуальные особенности;
- психологическая подготовка;
- эмоциональный фон;
- профессиональный уровень;
- формы, приемы.
Важно также отметить, что если подростку не интересен процесс участия в том или ином мероприятии, то и эффект от него может быть нулевым или даже отрицательным, поэтому воспитателю следует так организовать свою деятельность и деятельность студентов, чтобы все, что происходит с подростком и вокруг него, не оставляло его равнодушным, было значимым и интересным. Но нужно правильно понимать, что такое интерес. Понятие это, без сомнения, знакомо всем. И все же заглянем в словарь, обратимся к научному определению. Там мы прочтем: интерес – это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта [5].
Важным условием развития интереса к профессии студентов является формирование положительного эмоционального отношения к данной деятельности, что становится возможным при наличии положительно-эмоциональной атмосферы на занятиях и создание условий для обеспечения удовлетворенности студентов результатами своей деятельности в процессе подготовки [5].
Итак, интерес сформирован и подросток готов к сотрудничеству. Какие составляющие факторы должны еще присутствовать, чтобы в конечном итоге воспитателю все-таки удалось достичь поставленной цели и получить положительный результат. Основываясь на собственном опыте воспитателя, я считаю, что для интеллектуального, творческого и психоэмоционального развития молодежи в современных реалиях необходимо создать всевозможные условия жизнеобеспечения, так как ребята проживают вне дома, вдалеке от родителей и их контроля.
В Казанском училище Олимпийского резерва, где я работаю, для этого создано все, что нужно. Училище располагает современной учебной базой, студенческим общежитием, столовой, библиотекой, спортивно-оздоровительным комплексом «Искра» в лесопарковой зоне, спортивным комплексом «Олимпиец», который располагает тренировочными залами по различным видам спорта, плавательным бассейном.
В училище большое внимание уделяется созданию комфортных социально-бытовых условий. Учащиеся проживают в благоустроенных 3-4 местных комнатах со всеми удобствами, в периоды спортивной подготовки и учебы им предоставляется сбалансированное полноценное питание в столовой училища.
Медико-восстановительный центр Казанского училища Олимпийского резерва – один из самых крупных в России. Он отлично оснащен современной медицинской техникой и лабораторным оборудованием. Систематические медицинские обследования спортсменов, реабилитация после травм, заболеваний, восстановительные мероприятия с использованием лабораторных исследований, электрокардиографии, УЗИ, физиотерапии, различных форм массажа, психологического тестирования осуществляются высококвалифицированными специалистами.
Главный принцип воспитательной работы училища – «училище как единый организм». Воспитательная система взаимодействует с другими основными системами – педагогической, спортивной, психологической и медицинской.
Воспитательная работа ведется по следующим направлениям: нравственно-эстетическое, патриотическое и трудовое.
В рамках нравственно-эстетического воспитания классные руководители, кураторы, воспитатели проводят тематические классные часы, беседы, диспуты, организовывают походы в музеи, театры, кинотеатры, на выставки.
Патриотическое воспитание проходит сквозь всю нашу работу, ведь спортсмен на соревнованиях защищает честь своей страны. Традиционно проводятся торжественные мероприятия по поздравлению учащихся (студентов) – призеров в различных видах спорта. Ежегодно учащиеся посещают музей спорта Республики Татарстан имени Ш. Х. Галеева, где узнают историю спорта, спортивные достижения, традиции. Посещение музея не оставляет равнодушными ребят. Безусловно, информация, представленная в музее, способствует мотивации, стремлению к личным спортивным рекордам.
Трудовое воспитание учащихся и студентов осуществляется посредством ежедневных уборок, ежемесячных генеральных уборок в комнатах и субботников на закрепленных за классом или группой территориях под руководством классных руководителей, кураторов, воспитателей и технического персонала училища. Два раза в неделю проводятся рейды по санитарному состоянию комнат. Результаты проверок отражаются в графике санитарного состояния комнат.
Формирование педагогической направленности у студентов идет успешно, если учебно-воспитательный процесс носит характер коллективной творческой деятельности студентов и преподавателей в учебной и общественной работе. Коллективная творческая деятельность способствует раскрытию творческих сторон учебно-воспитательной работы, позволяет студенту испытать чувство удовлетворенности от педагогической деятельности, пробуждает интерес к воспитательному труду, повышает уровень педагогической направленности.
Для расширения кругозора и интеллекта учащихся и студентов проводятся различные коллективные творческие дела, но я хочу остановиться на двух, на мой взгляд, самых интересных и значимых мероприятиях, ставшими традиционными в нашем училище. Это, прежде всего, ежегодные, торжественные мероприятия, посвященные празднованию Победы, с приглашением спортсменов-ветеранов, участников Великой Отечественной Войны. Ветераны в «живом общении» со студентами и учащимися на своем примере рассказывают о том, как они воевали, и как хорошая физическая подготовка помогла им перенести фронтовые трудности и после войны быстро найти свое место в мирной жизни.
Второе традиционное мероприятие - новогодний КВН, который всегда проходит очень интересно, встречают его бурно, с восторгом. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, выполнение творческих заданий – все это дает ребятам возможность преодолеть стеснительность, совершенно по-другому оценить себя и свои разносторонние возможности. Подготовка к выступлению, совместно с воспитателями, классными руководителями, кураторами - это огромный организационный тренинг групповой и личной самоорганизации. КВН также формирует умение достигать поставленного результата к точно определенному сроку, нести ответственность, подчиняться и работать в группе – все эти навыки обязательно пригодятся как в повседневной жизни, так и в профессии.
Таким образом, на данный момент с полной уверенностью можно констатировать, что поставленная перед воспитателями цель формирования интереса к профессиональной деятельности у студентов в Казанском училище олимпийского резерва в целом выполняется. Работа воспитателя в училище грамотно ориентирована основными направлениями деятельности всего педагогического коллектива и опирается на отличную методическую и материально-техническую базу.
Список информационных источников:
Мижериков В. А. Словарь-справочник по педагогике / под общ. ред. П. И. Педкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
Современный словарь по педагогике / Е. С. Рацапевич. - М.: Современное слово, 2001. – 925 с.
Столяренко Л. Д. Психология и педагогика: Учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 636 c.
Педагогика физической культуры: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. В. И. Криличевского, А. Г. Семенова, С. Н. Бекасовой. – М.: КНОРУС, 2012.- С. 183-205.
Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 288 с.