Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования


Подготовила учитель начальных классовпервой категории ГБОУ СОШ №34 г. СевастополяГончарова Н. В.Презентация на тему: Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Ноябрь, 2015 – 2016 уч. год «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно». А. Дистервег (Выдающийся немецкий педагог конца 18, начала 19 вв.) (1790—1866) С первого сентября 2011 года в РФ вступили в силу стандарты второго поколения (в Крыму – с января 2015г.), в связи с этим возникает необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования «Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития». Тезис из выступления президента Российской Федерации Д. Медведева на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, состоявшееся 15 октября 2008 года. традиционный подход к обучению не оправдывает себя;учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии;ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, не может применить эти знания; ученик не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике;ученик не умеет интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира;система образования не готовит людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий.Минусы традиционного подхода в обучении: Страдает мотивация к получению новых знаний;Ученика не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Почему дети в начальной школе не хотят учиться?Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Не в восприятии готовых знаний - Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется: в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания. Требования к результатам освоения основных образовательных программРезультаты образованияМета- предметныеПредметныеЛичностные Новые цели требуют новых подходов их реализации. обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности; воспитание творца и деятеля, а не потребителя, в лучшем случае всезнайку – энциклопедиста; «образование-созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога; личностное, познавательное и общекультурное развитие обучающихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться»; обучающийся сам становится «архитектором и строителем» образовательного процесса», а не потребителем «ничейных» знаний; создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность.Приоритеты современного образования, гарантирующие его высокое качество: Обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики;Организация обучения - по законам проведения научных изысканий; Построение самостоятельного творческого поиска; Обучение - творческая деятельность, которая способна увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.Может ли образовательная деятельность быть другой?Только в этом случае мы сможем выпустить из начальной школы ученика, портрет которого определен Новым образовательным стандартом. саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;Функции универсальных учебных действий носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. Универсальный характер УУД Виды УУДЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативные Личностные УУД Нравственно-этическая оценка МотивацияВнутренняя позиция; Регулятивные УУД- целеполагание;- планирование; прогнозирование; контроль;- коррекция;- оценка;- волевая саморегуляция. Познавательные УУДОбщеучебныеЛогическиеДействия постановки и решения проблем Коммуникативные УУДУУДпланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействияпостановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информацииразрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализацияуправление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнераумение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Проектное обучениеОкружающий мир. Урок-экскурсия на тему: «Живая и неживая природа. Наблюдения за изменениями в природе».Наблюдения: на территории школы деревьев много, а кормушка одна. Вывод: нужно изготовить кормушки для птиц. Работа над творческим проектом Есть желающие?Начинаем работу над творческим проектом: «Кормушка для птиц»Покормите птиц зимой.Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Приучите птиц в морозК школьному окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А. Яшин Организация групповой работы обучающихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель- группа совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе. Групповая работаРаботу в группах в первом классе я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться: полное внимание к однокласснику; - серьезное отношение к мыслям, чувствам других; терпимость, дружелюбие; - никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку. Все ребята принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у обучающихся формировались универсальные учебные действия в различных сферах: личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали). Работа в парах В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая во внимание развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись… «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Учим по-новому Работа у доски С первых дней обучения, я приучаю детей работать у доски. В моменты рефлексии, некоторые обучающиеся говорят, что им грустно, потому что они поднимали руки, желая ответить, а их не вызвали к доске. Такой фрагмент урока показывает сформированность мотивации обучающихся. Учитель - тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями! Меняется роль учителя Дети любят путешествовать по стране Геометрии, особенно конструировать.С первых дней обучения, я развиваю логическое мышление учеников. С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока. Я добиваюсь этого через специальную организацию учебно – воспитательного процесса:проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении; организация учебного сотрудничества; работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности; проектно-исследовательская деятельность; использование интерактивных возможностей ИКТ. Организация учебно-воспитательного процесса 1. Организация учебного сотрудничества. Мотивация учебной деятельности. Учитель: Что нам нужно? Дети: Не лениться, чтоб старательно учиться, на уроках не зевать и активно отвечать! Самостоятельная работа. На доске изображены изученные геометрические фигуры. Дети начинают работать самостоятельно, отвечая на вопросы учителя (Сколько точек? сколько прямых? и т. д.) обозначая цифрами количество тех или иных фигур на экранах. 2. Оценивание детьми собственной деятельности. Работа в парах.Фрагмент урока математики УМК «Гармония» в 1 – Б классе на тему: «Построение отрезка, его существенные признаки» - Повторяют правила работы в парах (при необходимости); - осуществляют взаимопроверку, меняясь экранами; - сравнивают результаты с доской, исправляют ошибки; передают соседу экран со словами: «Ты – молодец!» или «У тебя всё получится!» - осуществляют показ своих результатов со словами: «Я – молодец!» или «У меня всё получится!» Создание ситуации успехаРабота в парах. 3. Проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении. Ребята замечают, что на доске изображена незнакомая им фигура. Учитель: Знаете, как называется эта геометрическая фигура? Дети: Нет. Учитель: А хотите узнать? (Да.) Что бы вы хотели о ней узнать? (Далее, ученики самостоятельно формулируют тему урока и учебные задачи). Дети: Сегодня мы познакомимся с новой геометрической фигурой, узнаем … Постановка проблемы 4. Исследовательская деятельность и использование интерактивных возможностей ИКТ. Развитие зрительного восприятия. Исследовательская деятельностьГеометрическая сказка с участием первоклассников, после которой обучающиеся - анализируют, делают вывод о названии новой геометрической фигуры (каждый из детей думает по-разному); - сравнивают его с выводом учёных (чтение вывода с доски); - сравнивают отрезок с другими геометрическими фигурами (лучом, прямой); - конструируют с помощью шнурка (завязывают узелки); - работают с учебником; - чертят на экранах, в тетрадях; - обозначают заглавными латинскими буквами; - работают в парах: находят отрезки в классе; в природе.На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах: - личностные (формирование интереса); - регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка); - познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использовали простейшие предметы для проведения опыта); - коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других). Рефлексия обучающихся своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Учитель: Какое «открытие» мы сегодня сделали? Дети: Мы узнали, что есть геометрическая фигура – отрезок. Учитель: На поставленные вопросы знаем ответы? (Чему научились?) - Нарисуйте на экране грустного смайлика, если вам было скучно на уроке. Нарисуйте на экране весёлого смайлика, если вам было интересно на уроке. Рефлексия - регулятивное универсальное учебное действиеЗадача учителя найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся. Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.Различия формирования УУД Спасибо за внимание, успехов в работе!