Сотрудничество с родителями — как одна из форм реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности.


Сотрудничество с родителями - как одна из форм реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности.
Сохранение собственного здоровья — одна из основных обязанностей человека. Образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений. Воспитание культуры ведения здорового образа жизни должно стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, поведения и поступков.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Решающая роль в её решении отводится дополнительному образованию.
Дополнительное образование объединяет все виды деятельности учащихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В современной концепции дополнительного образования лежит идея развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, воспитание важных личностных качеств:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Всему этому способствует спортивно-оздоровительное направление.
Для реализации спортивно-оздоровительного направления учащихся особое внимание уделяться и проблеме воспитания культуры здоровья у воспитанников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий во внеурочной деятельности.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это не только двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью, но и обучение воспитанников бережному отношению к своему здоровью.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации: это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д.
Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с детства, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни и в этом возрасте дети наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных и спортивных мероприятиях.
Ответом на растущий спрос стало увеличение количества реализуемых дополнительных образовательных программ.
Для реализации спортивно-оздоровительного направления разработала программу «Подвижные игры». Подвижные игры являются неотъемлемой частью физического и художественного воспитания. Подвижные игры, оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.
Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания детей, формируя у учащихся целенаправленное представление о спорте, её возможностях о повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное – воспитывать личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Программа направлена на гармоническое физическое развитие ребенка через приобщение к подвижным играм с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности и развития. Программа предполагает использование подвижных игр в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье.
Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:
укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;
воспитание у воспитанников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своём здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
приобретение знаний в области гигиены и медицины;
в двигательной деятельности;
развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня (утреней гимнастики, подвижных игр на переменах), воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях игровой и соревновательной деятельности;
воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.
Актуальность этой программы в том, что реализация дает возможность не только физического и нравственно воспитания детей.
Особое внимание уделяется развитию ловкости, быстроты, координации движений. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Содержание программы включает:
теоретический раздел (информационный компонент): получение знаний о физической культуре и спорте в России, значении подвижных игр в физическом и личностном развитии обучающихся, влиянии физических упражнений на организм, о гигиенических требованиях к занимающимся физической культурой, профилактике травматизма и др.;
практический раздел включает начальные умения и навыки, общую физическую подготовку на основании использования подвижных игр, способы самостоятельной деятельности обучающихся, контрольные упражнения, участие в соревновательно-игровой деятельности.
Психологическое обеспечение программы заключается в создании комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях; применении индивидуальных, групповых и массовых форм обучения; разработке и подборе диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей дополнительными образовательными услугами.
Воспитательная работа с обучающимися осуществляется преподавателем в ходе занятий подвижными играми, соревновательно-игровой деятельностью. Основной целью воспитательной работы является формирование у детей положительных личностных качеств.
Прогнозируемые результаты основаны на приобретении первоначальных знаний, умений и навыков физической культуры с помощью подвижных игр, теоретической и практической подготовке обучающихся, первоначальной сформированности основных физических качеств. На данном этапе осуществляется знакомство с информацией о физической культуре и спорту, выявляются способные и желающие в дальнейшем заниматься спортивными играми обучающиеся в спортивной школе, формируются навыки самостоятельной деятельности обучающихся.
Структура занятия
Каждое занятие состоит из четырёх частей:
Разминка. Включает в себя один из вариантов:
- упражнения, способствующие активизации учащихся, созданию непринуждённой, доброжелательной атмосферы, повышению сплочённости.
- задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти.
Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя беседы по теме, подвижные игры, упражнения, задания, анализ ситуаций, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
Оздоровительная минутка. Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «упражнения для души», например, «Сотвори солнце в себе».
Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Формы и методы обучения.В процессе занятий используются различные формы занятий:
-традиционные (беседы);
-комбинированные (занятие–викторина, занятие –путешествие, занятие – исследование, занятие – сказка, занятие -игра);
-практические занятия (участие в оздоровительных играх). Используемые методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение);
-практический (наблюдения, опыты, анализ).
Ожидаемые результаты и итоги (буклет полезных советов «В стране Здоровья», участие в различных конкурсах)
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- изучая себя, особенности своего организма, готовятся к тому, чтобы осуществлять оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье;
- получат знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретут навыки самосовершенствования;
- с помощью родителей и учителя смогут спроектировать индивидуальную программу по самооздоровлению (режим дня, своевременный сон, правильное питание, физическая нагрузка, необходимость говорить добрые слова близким, и т.п.);
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе
Формы подведения итогов реализации программы:
- разработка буклета полезных советов «В стране Здоровья», в который войдут лучшие работы учащихся (рисунки, сказки, стихи), созданные в процессе прохождения программы;
- участие в различных конкурсах (направленных на формирование и пропаганду здорового образа жизни (конкурсы рисунков, проекты и т.д.).
Портфолио «Подвижные игры»
(способы фиксации результатов):
- «мои успехи»;
- письменные, творческие работы учащегося;
- полезные советы и Золотые правила здоровья;
- смайлики «Доктор Здоровье».
Занятия по курсу « Подвижные игры» предусматривают ведение учащимися портфолио по курсу - «Моё здоровье», в котором накапливаются полезные советы и золотые правила здоровья с занятий, письменные и творческие работы учащихся (сказки, стихи, рисунки), вкладываются и накапливаются смайлики с занятий «Доктор Здоровье» с добрыми пожеланиями.
Информация достижений учащегося фиксируется в таблице «Мои успехи». «Мои успехи»- страница в портфолио, где имеется таблица, в которой указывается дата занятия, ситуация, в которой ученик проявил себя, и роспись педагога.
Содержание программы
Блок «Физическое здоровье»
Блок «Духовное здоровье»
В разработанной программе можно выделить несколько блоков: первый – «Физическое здоровье», второй – «Духовное здоровье».
Блок «Физическое здоровье» раскрывает вопросы гигиены, питания, строения человека, безопасности; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье человека.
Блок «Духовное здоровье» даёт представление о любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
В одном занятии может быть затронут один или оба блока. Так, например, во время оздоровительной минутки можно предложить детям сказать добрые слова друг другу или начать занятие с упражнения «Комплименты», все эти приёмы позволяют получить положительные эмоции, жизненную силу.
Методическое обеспечение программы
Методика работы строится в направлении деятельностного подхода и личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком с использованием технологии организации самовоспитания по А.И. Кочетову делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими занятиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения), необходимыми для развития навыков ребёнка.
Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. Также возможно использую другие виды деятельности при обучении – изобразительной, театрализованной.
Проводятся также занятия о здоровом питании. При этом изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережёвывание пищи).
Заключительную часть занятия (рефлексия - анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности).
Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни, способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
В конце занятий детям дарю смайлики с изображением «Доктора Здоровья» с надписью добрых слов на обратной стороне, например: «Ты веселый», «Ты молодец» - эти слова поднимают настроение, радуют.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни детей необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией учреждения дополнительного образования.
Формы работы с родителями - родительские конференции,  всеобуч, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания,  дискуссии, круглый стол, презентация семьи, презентация творческих проектов, работа с родителями детей группы риска,  решение психолого-педагогических задач, день открытых дверей, психологические игры, тренинги для родителей.
Большое значение придаю презентации семей «Давайте познакомимся». Целью такой презентации является формирование нравственной культуры детей и родителей, а также создание условий на дальнейшую совместную деятельность.
Следующее направление работы с  родителями – вовлечение их  в воспитательный процесс (праздники, соревнования, походы, экскурсии, акции, ярмарки). Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио выходного дня. Портфолио выходного дня – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.
Разделы Портфолио:
«Моя семья» (фотография  членов семьи, краткая информация о каждом члене семьи, девиз семьи, семейное древо).
«Традиции семьи» (семейные увлечения, любимые праздники, любимые блюда, хобби).
«Папа, мама,  я – дружная семья» (рассказ о поездках, о конкурсах,  об экскурсиях, о семейных чтениях, о том, где побывали, что увидали).
«Страницы выходного дня» (это своего рода план  путешествий,  семейных выходов, мероприятий)
«Мне очень нравится…» (отзыв ребенка о проведенном выходном дне с родителями, а  некоторые ребята  даже описывали  неудачные мероприятия. Это позволяло родителям планировать следующий выходной день, учитывая ошибки предыдущего).
«Семейная презентация» (презентация интересного мероприятия).
Перед нами, педагогами, стоит задача добиться более тесного сотрудничества с родителями.
Воспитательным результатом внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности воспитанников в данном направлении является приобретение детьми знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии спортом, о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе.
Быть здоровым – это значит быть счастливым и успешным во взрослой жизни.