Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Оранжевый мяч»


Программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Оранжевый мяч»
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Оранжевый мяч» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».
Программа рассчитана на 135 занятий (по 30-35 мин.) для обучающихся 1-4 классов:
1 класс – 33 занятия по 1 занятию в неделю;
2 класс – 34 занятий по 1 занятию в неделю;
3 класс – 34 занятий по 1 занятию в неделю;
4 класс – 34 занятий по 1 занятию в неделю
В 1 классе игры проводятся во время динамической паузы в помещении школы или на спортивной площадке, в зависимости от погодных условий. Время проведения динамической паузы 30-35 минут. Во 2-4 классах занятия спортивно-оздоровительного направления проводятся во второй половине дня. Занятия проходят по 45 минут.
Цель программы: оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.
Раздел «Подвижные игры» образовательной программы пересекается с задачами, которые ставятся для выполнения детьми на уроках физической культуры.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
Ценностные ориентиры содержания курса спортивно-оздоровительного направления «Оранжевый мяч»
Содержание курса спортивно-оздоровительного направления «Оранжевый мяч» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Тематический план
спортивно-оздоровительного направления «Оранжевый мяч»
№ п/п Разделы 1 год
обучения 2 год
обучения 3 год
обучения 4 год
обучения
т пт пт пт п1 Игры на взаимодействие между учащимися 2 10 2 Игры, содействующие развитию двигательных качеств 1 10 3 Игры с элементами легкой атлетики 1 7 1 7 1 7
4 Игры с элементами ритмической гимнастики 1 8 1 8 1 8
5 Игры с элементами спортивных игр 1 8 1 8 1 8
6 Игры с элементами лыжной подготовки 1 7 1 7 1 7
7 Игры по выбору детей 10 Всего часов 33 34 34 34
Содержание программы спортивно-оздоровительного направления «Оранжевый мяч»
2 – 4 класс (34 часа)
Игры с элементами спортивных игр:
1. Легкая атлетика – 8 занятий
Ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.
2. Ритмическая гимнастика – 9 занятий
Игры с элементами ритмической гимнастики способствуют формированию навыка правильной осанки у детей младшего школьного возраста. Музыкально–ритмическая деятельность направлена на воспитание эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.
3. Подвижные игры – 9 занятий
Развитие разнообразных двигательных способностей и совершенствование умений, развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий.
4. Лыжная подготовка - 8 занятий
Игры с элементами корректирующие движения лыжника и быстроту реакции.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс – 34 часов
№ дата тема занятий кол-во часов цель занятия место проведения оборудование
план факт 1 Игры с элементами легкой атлетики
«Осенний марафон» 2 формирование ЗОЖ через активное участие в соревнованиях стадион палочки
2 Игра «Чай-чай выручай»; игра «День и ночь» 1 совершенствование быстроты реакции на слуховые сигналы площадка 3 Игра «Вызов»; игра «Гонка мячей по кругу»
1 воспитание быстроты реакции, скорости бега, смелости, взаимовыручки; совершенствование навыков ловли и передачи мяча, развитие быстроты реакции и ориентировки площадка мячи
4 Прыжки в длину. Игра «Караси и щука»
2 развивать навык прыжков на одной и двух ногах;
воспитание быстроты, ловкости, ориентировки, смелости, коллективности действии спортивный зал мел
5 Игра «Кто выше?» Игра с обучением прыжкам в высоту «Достань мячик» 2 усвоение ритма выполнения последних трех шагов разбега при прыжке в высоту и отталкивании зал, площадка резиновый бинт или планка для прыжков в высоту, мелки двух цветов;
подвесной мячик
6 Ритмическая гимнастика
Игра ««Веселые ладошки»» 1 совершенствовать навык детей в перестроениях; развивать чувство ритма зал 7 Игра «Веселый зоопарк» 2 развивать умение передавать движения животных в ритмичном танце зал музыкальное сопровожд.
8 «Красивая спина» 1 развитие правильной осанки, умения правильно ходить спортивный зал музыкальное сопровожд.
9 Игра «Дружные ребята» 1 проверить координацию движений ребёнка спортивный зал Гимна-я скамейка, кегли разного цвета, мячи
10
Игра «Веселый сапожок» 1 разучивание нескольких базовых шагов под счёт, составление небольших связок из движений спортивный зал музыкальное сопровожд.
11 "Непоседы" 1 разучивание комплекса составленного совместно с детьми спортивный зал музыкальное сопровожд.
12 Игра «Ритмическая мозаика» 2 закрепление движений комплекса под музыку, работа над выразительностью выполнения движений комплекса спортивный зал музыкальное сопровожд.
13 Лыжная подготовка
Скользящий шаг с палками 1 воспитание умения владеть собой, освоение техники скользящего шага, развитие быстроты стадион лыжи с палками
14 Игра «Царь горы» 1 развитие выносливости, умение соревноваться площадка 15 Повороты на месте и в движении 1 развитие координационных способностей стадион лыжи
16 Игра «Попади в цель» 1 развивать глазомер, ловкость площадка 17 Игры по выбору учащихся 1 развитие коммуникативных способностей площадка по выбору
18 Эстафета «Снежный город» 2 развитие выносливости, умение соревноваться стадион кегли, флажки, санки
19 Лыжная эстафета 1 развитие двигательных качеств, умение участвовать в эстафете стадион лыжи без палок
20 Подвижные игры
Игры и эстафеты с мячами 1 развитие умения быстро бегать, передавать мячи, взаимодействовать в игре спортивный зал мячи разных размеров
21 Игра «Класс, смирно!» 1 усвоение строевых команд и перестроения, воспитание внимания и быстроты реакции. зал, площадка 22 Броски мяча в корзину 1 развитие меткости спортивный зал мячи
23 Игра «Боулинг» 1 развитие меткости, внимания спортивный зал кегли, мячи
24 Игра «Картошка» 1 развивать быстроту реакции, умение ловить мяч площадка мяч
25 Соревнование по прыжкам через скакалку 1 развивать умение прыгать через скакалку площадка скакалки
26 Игра «Веселые пингвинята» 1 развивать умение быстро передвигаться с мячом спортивный зал мячи
27 Игра«Солнышко» 1 развивать умение высказывать свое мнение, приходить к единству; уважать чужое мнение площадка обручи и гимнастич-е палки
28 Теоретические сведения 1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-4 класс – 34 часа № дата тема занятия кол-во
часов цели занятия место проведения оборудование
план факт 1 Игры с элементами легкой атлетики
«Метатели» 1 развитие меткости, внимания, быстроты реакции спортивная площадка мячи
2 Игра «Пустое место»
1 развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег спортивная площадка 3 Игра « У ребят порядок строгий» 1 развитие двигательных навыков спортивная площадка 4 Игра «К своим флажкам»
1 развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег спортивная площадка флажки
5 Игра «Прыгающие воробушки»
1 закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве
спортивная площадка обручи, мешки
6 Веселые старты «Лабиринт» 1 развитие выносливости, умение соревноваться
спортивный зал кегли, мячи, мешки, обручи
7 «Прыжки по полосам»
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега 1 закрепление и совершенствование навыков в прыжках; развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве спортивный зал 8 «Играй, играй, мяч не теряй»
1 развивать умение быстро передвигаться с мячом спортивный зал мячи
9 Ритмическая гимнастика
«Исправь осанку»» 1 формирование правильной осанки через систему ритмических упражнений спортивный зал 10 Упражнения на согласованность движений с музыкой 1 работать над выразительностью выполнения движений комплекса под музыку спортивный зал музыкальное сопровожд.
11 Игра «Зайцы в огороде» 1 развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве спортивная площадка 12 Разучивание комплекса ритмических упражнений с лентой «Осенний лес» 2 формирование правильной осанки; развитие координационных способностей, внимания спортивный зал музыкальное сопровожд., ленты
13 Ритмические упражнения с обручами 1 развитие координационных способностей и двигательных навыков спортивный зал обручи
14 Игра «Верёвочка под ногами» 1 закрепление и совершенствование навыков в прыжках площадка скакалка
15
«Гимнасты» 2 разучивание комплекса составленного совместно с детьми спортивный зал музыкальное сопровожд., мячи
16 Лыжная подготовка
Одновременный двухшажный ход 2 развивать двигательную активность; выносливость спортивная площадка лыжи
17 Поворот переступанием 1 развивать двигательную активность; координацию движений спортивная площадка 18 Игра «Защита укрепления» 1 развивать двигательную активность, умение сотрудничать снежная площадка 20 Игра «Перевозка груза» 1 развивать двигательную активность, умение сотрудничать снежная площадка санки, гимнастические палки
21 Игры на развитие скорости «Верхом на клюшке» 1 развивать двигательную активность; координацию движений снежная площадка клюшка
22 Игра – соревнование «Не уступлю горку!» 2 развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде снежная площадка 23 Подвижные игры
Игры на внимание и быстроту «Поезд» 1 развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде спортивный зал кегли
24 Игры с прыжками и бегом «Прыгуны и пятнашки» 1 закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве 25 «Веселые старты»
Старт группами
Командный бег 2 развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде беговая дорожка кегли, мячи, обручи
26 «Мини - пионербол»
2 развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями спортивная площадка гандбольный мяч
27 Повторение изученных игр 2 Развивать умение высказывать собственное мнение, приходить к единству спортивная площадка по выбору
29
Теоретические сведения 1 Материально – техническое обеспечение
Спортивный инвентарь:
- мячи разных размеров
- кегли
- обручи
- скакалки
- набивные мячи
Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение.
1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2010
2. В.И.Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 – 4 классы Москва, «Просвещение», 2009
3. Сборник нормативных документов Физическая культура, Москва, Дрофа, 2011
4.А. Ю. Патрекеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2009
5. И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии, Москва, Илекса,2012
6. Учебно – практическое оборудование:
стенка гимнастическая,
скамейка гимнастическая жёсткая (2 м; 4м),
комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты),
мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные,
скакалка детская,
мат гимнастический,
кегли,
обруч пластиковый детский,
стойка для прыжков в высоту,
флажки: разметочные с опорой, стартовые,
лента финишная.