Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класс спортивно-оздоровительного направления


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 поселка имени Карла Либкнехта»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
« Мы спортсмены»
в рамках ФГОС для 5 класса
Срок реализации программы: 3 года
Составители программы
учителя физической культуры,
Кустова Яна Валерьевна
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «мы спортсмены» для 5 класса разработана на основе:
- требований ФГОС общего образования;
- требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 поселка имени Карла Либкнехта» Курчатовского района Курской области;
- примерной образовательной программы по физической культуре;
- учебно-методического комплекса «Физическая культура 5-6-7 класс ФГОС» под ред.М. Я. Виленского, включенного в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации программ основного общего образования.
Данная программа внеурочной деятельности разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.
Программа «Мы спортсмены » составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Для занимающихся по программе предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мы спортсмены» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культуро- логический и личностно-ориентированный подходы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
охрана и укрепление физического и психического здоровья младших школьников. 
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
пропаганда здорового образа жизни;
Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений .Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п Раздел Количество часов
1. Основы знаний и умений. Способы физкультурной деятельности Во время занятий
2. Легкая атлетика 6
3. Волейбол 12
4. баскетбол 12
5 Гимнастика с элементами акробатики 4
Всего: 34
Календарно-тематическое планирование

урока Наименование раздела программы,
темы
Количество
часов Дата план
Дата факт
Раздел: Легкая атлетика – 3 часа
1. Физическая культура и основы здорового образа жизни. Командные виды спорта. Правила соревнований. Ускорения. Бег 300-500м. Эстафета 4*50м. Развитие скоростных качеств. 1 2. Строевые упражнения. Ускорения. Бег 500-800м. Эстафета 4*100м. Прыжок в длину с места. Развитие скоростных качеств. 1 3. Бег 6 мин. Беговые упражнения.
Подтягивание. 1 Раздел: Волейбол – 12 часов
4. Стойка игрока. Передача мяча сверху.
Челночный бег4*9м 1 5. Стойка игрока. Передача мяча сверху. Перемещение в стойке. Прием мяча снизу.
Подвижные игры с элементами волейбола. 1 6. Передача мяча сверху. Перемещение в стойке. Прием мяча снизу. Подвижные игры с элементами волейбола. 1 7. Передача мяча сверху. Перемещение в стойке. Прием мяча снизу. Подвижные игры с элементами волейбола 1 8-9. Передача мяча, прием мяча снизу. Нижняя прямая подача. 2 10-11. Специальные беговые упражнения, ОРУ на месте. Стойка игрока. Передача мяча сверху. Нижняя прямая подача. 2 12-13. Передача мяча сверху. Нижняя прямая подача. Игра в пионербол с элементами волейбола. 2 14-15. Передача мяча сверху. Нижняя прямая подача. Игра в пионербол с элементами волейбола. 2 Раздел: Баскетбол – 12 часов
16.
Стойка игрока. Техника передвижения и остановки прыжком. Эстафеты с баскетбольными мячами.
1 17. Ведение мяча змейкой, передачи мяча.Техника остановки в 2 шага, бросок в кольцо. Развитие координационных качеств. Игра в мини-баскетбол. 1 18. Эстафеты баскетболистов с ведением мяча змейкой, передачей двумя руками от груди 1 19. Бросок мяча одной рукой от плеча. Передачи мяча от груди, головы, от плеча. Поднимание туловища. 1 20-21. Ведение мяча с изменением направления. Совершенствование передачи мяча. Игра в мини-баскетбол 2*2. 2 22-23. Ведение мяча с изменением направления. Совершенствование передачи мяча. Игра в мини-баскетбол3*3 2 24-25. Техника передвижения и остановки прыжком. Бросок в кольцо. Эстафеты с баскетбольными мячами. Вырывание и выбивание мяча. Игра в мини- баскетбол. 2 26-27. Бросок в кольцо. Эстафеты с баскетбольными мячами. Вырывание и выбивание мяча. Игра в мини- баскетбол. 2 Раздел: Гимнастика с элементами акробатики – 4 часа
28. Правила безопасности на уроках
гимнастики. Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой. Кувырки вперед и назад.
1 29. Лазанье по канату в три приема.Упражнения на гимнастической скамейке. Кувырок вперед в стойку на лопатках (м); кувырок назад в полушпагат (д) ;Подъем переворотом в упор толчком двумя (м); подъем переворотом на н/ж (д) ; Стойка на голове с согнутыми ногами (м); мост из положения стоя с помощью (д). 1 30. Упражнения в равновесии (д); элементы
единоборства (м). Стойка на голове с согнутыми ногами (м); мост из положения стоя с помощью (д)
Лазанье по канату. ОРУ в парах.Опорный прыжок:
согнув ноги (м); ноги врозь (д). 1 31. Опорный прыжок: согнув ноги (м); ноги врозь (д).
Преодоление гимнастической полосы препятствий. 1 Раздел: Легкая атлетика – 3 часа
32. Строевые упражнения. Повороты на месте. Ускорения 300-500метров. Развитие скоростных качеств. Эстафета. 1 33. Подвижные игры. Специальные беговые упражнения. Бег 10мин. Поднимание туловища. Челночный бег. 1 34. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Бег 12мин. Подтягивание. 1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗАДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Место проведения:
- Спортивная площадка;
- Класс (для теоретических занятий);
- Спортивный зал.
Инвентарь:
- Волейбольные мячи;
- Баскетбольные мячи;
- Скакалки;
- Теннисные мячи;
- Малые мячи;
- Гимнастическая стенка;
- Гимнастические скамейки;
- Сетка волейбольная;
- Щиты с кольцами;
- Секундомер;
- Маты.
Методическое обеспечение образовательной программы
Формы занятий:
групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры;
занятия оздоровительной направленности;
праздники;
эстафеты, домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
Эффективность реализации программы:
информационно-познавательные (беседы, показ);
творческие (развивающие игры);
методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Организационно-методические рекомендации
Занятия проводятся 1 раз неделю по 1 часу.
Список литературы:
1. А.П. Матвеев. Физическая культура. 6-7 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Физическая культура М.2011г. «Просвещение».
2. А.П. Матвеев. Физическая культура.8-9-й классы : учебник для общеобразовательных учреждений .Учебник написан в соответствии с Примерной программой "Физическая культура" с соблюдением требований, заложенных в стандартах второго поколения, и программой А. П. Матвеева "Физическая культура. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни". 2011год Москва « Просвещение».
3. Рабочая программа «Физическая культура 5 – 9 классы» Автор:Матвеев А.П.М. “Просвещение”,2012;
4. Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2010).