Авторская программа детского объединения Юный стрелок


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МБОУ ДОД «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ и МОЛОДЕЖИ»
им. И.Х.САДЫКОВА
Утверждена на
педагогическом советеПротокол № отДиректор ДТД и М
им. И.Х. Садыкова
___________ Р.Н.СалихзяновАвторская программа
детского объединения
«Юный стрелок»
рассчитана на 3 года обучения
для учащихся 11-16-летнего возраста
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
спортивно-технического отдела Курбанов Дамир
Наилевич
г. Нижнекамск
2015 г.
Пояснительная записка
Программа кружка «Юный стрелок» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
- Концепция духовно- нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция);
- О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 № 13-51-28/13);
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование;
- Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности.
Стрельба – это спорт, охота и здоровье. Стрельба насчитывает многовековую историю. Спортивной стрельбой занимаются во многих странах мира сотни миллионов людей: мужчины, женщины, дети. Значит стрельба интересна, полезна, увлекательна, она имеет много малозаметных, но трудных и тонких особенностей. Поэтому ее любят многие и часто посвящают ей свое время.
Для достижения высоких показателей и победы на соревнованиях стрелку требуются многие разнообразные и весьма ценные для любого человека качества. Стрельба имеет различные виды упражнений и спортивных нормативов по разным типам оружия: винтовка, пистолет, револьвер, арбалет и лук.
В России стрельба из различных видов оружия стала массовым видом спорта и имеет два весьма значительных достоинства для здорового образа жизни:
1.Способствуют улучшению здоровья: повышению физической подготовки, увеличению работоспособности, тренировке и совершенствованию нервной системы, развитию силы воли и настойчивости. Умению владеть эмоциями в любых экстремальных ситуациях и др.
2.Отвлекает людей, особенно молодежь, от таких вредных привычек, как курение, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, токсикомания, просто безделье и лень
Кроме того, занятия стрельбой имеют большое значение для укрепления обороноспособности нашей Родины, подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах России, к защите Отечества.
В настоящее время начальное обучение стрельбе пока возможно только с помощью пневматического оружия. Современное пневматическое оружие – это сложные и совершенные машины с таким же высокими техническими данными, как и у огнестрельного оружия.
Пневматическое оружие пока еще используется недостаточно. Несмотря на то, что оно имеет целый ряд ценных качеств, благодаря которым должно занять важное место как при массовом обучении начинающих стрелков, так и при дальнейшем совершенствовании мастерства лучших стрелков – спортсменов, воинов.
Но недопустимо пренебрежительное, легкомысленное отношение к пневматическому оружию, это может привести к трагическим последствиям. При стрельбе из него необходимо строго соблюдать меры безопасности. А во время занятий с оружием без стрельбы особенно внимательно нужно следить за подростками. Только оборудовав специальный тир с соблюдением всех мер безопасности и освоив пневматическое оружие, можно его эксплуатировать.
Новизна данной программы заключается в том, что работа по военно-патриотическому воспитанию проводится комплексно, что позволяет подростку увеличить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Актуальность программы связана с тем, что в современном обществе, обедненном истинными ценностями человеческой души и моральными качествами, воспитание должно быть обращено к духовной сфере человека. Стало очевидным, что традиционный взгляд на процесс воспитания, обращенный к классической авторитарной педагогике, не способствует этой цели. Нужны новые принципы, и типы педагогического знания. В основу программы военно-патриотического воспитания «Патриот» положен принцип уникальности каждого ребенка, богатство его внутреннего мира. Воспитательные мероприятия лишь средство раскрытия этой уникальности. Каждый ребенок может попробовать себя в том или ином деле, и здесь не важна результативность, важен результат воспитательного воздействия на человеческие качества ребенка.
Педагогическая целесообразность заключается в необходимости воспитания внутренних качеств ребенка, способных преобразовать бездуховность окружающего мира, защитить человека от дурных поступков, помыслов и деяний. Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Цели и задачи
Цель:
- получение учащимися необходимых знаний, умений и навыков для производства точного выстрела;
- основ стрелковой подготовки, необходимых для: самоутверждения и реализации личности учащегося в занятиях пулевой стрельбой, успешной службы в Вооруженных силах, работы в правоохранительных органах, охранных структурах, занятий стрелковым спортом.Задачи:
Образовательные:- Дать базовые знания учащимся в области прикладной баллистики;- Сформировать у детей систему знаний об устройстве и принципе действия различных видов оружия- Дать первоначальные знания об истории создания и развития различных видов оружия;- Обучить технике стрельбы из пневматического и огнестрельного оружия.Развивающие:- Выработать у учащихся умение ориентироваться в многообразном мире оружия.- Научить воспитанников делать осознанный выбор в области применения оружия: когда, где и для каких целей.Воспитательные:- Сформировать бережное отношение к оружию и к уходу за ним.- Воспитать волевых качеств личности (настойчивости, выдержки, дисциплинированности);- Сформировать позицию применения оружия только там, где это действительно необходимо.
Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы является теоретическое практическое обучение пулевой стрельбе, обеспечение активного участия членов кружков в спортивной и оборонно-массовой работе, воспитание их в духе беззаветной преданности своему Отечеству, подготовка молодежи к военной службе, разъяснение необходимости укрепления обороноспособности России.
При наличии 10-метрового тира и пневматического оружия типа ИЖ-38, можно создать:
а) кружки начального учения пулевой стрельбе;
б) кружки подготовки стрелков-спортсменов по пулевой стрельбе начальных разрядов.
Занятия пулевой стрельбой можно начинать с 10-12 лет. Именно в этом возрасте у ребят выявляются природные данные для быстрого роста мастерства, воспитывается любовь к стрельбе и к спорту.
В течение 3-4 лет молодой человек может овладеть основами стрельбы, выполнить начальные спортивные разряды. Он также может приобрести необходимые волевые, психологические качества для надежной стрельбы в усложненных условиях, что даст стабильность и успешность выступления на ответственных соревнованиях.
Имеются следующие противопоказания занятием пулевой стрельбой: слабое физическое развитие, заболевания центральной и периферической нервной и мышечной систем, психические болезни, эпилепсия, деформация костей и суставов, некоторые кожные заболевания и др.
Возраст детей. Программа «Юный стрелок» адресована подросткам 11-16 лет и рассчитана на три года обучения: 1 год (5-6 классы), 2 год (7-8 классы), 3 год (9-10 классы). Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материально-технической базы, возрастных особенностей обучающихся, их способностей усваивать материал.
Количество членов детского объединения – 1 года обучения - 15 человек. Группы первого года обучения формируются из учащихся 11-12 лет.
Количество членов детского объединения 2 года обучения – 12 человек. Группы второго года обучения формируются из учащихся 13-14 лет, обладающих знаниями и умениями в объеме программы первого года обучения.
Количество членов детского объединения 3 года обучения – 10 человек. Группы третьего года обучения формируются из учащихся 15-16 лет, обладающих знаниями и умениями в объеме программы второго года обучения.
Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам воспитанники первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально-ориентированного уровня освоения программы. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
По возможности в состав кружка надо включать стрелков с одинаковым уровнем подготовки по стрельбе и примерно одного возраста.
Сроки реализации. Детское объединение «Юный стрелок» первого года обучения комплектуется из учащихся 5–6 классов. Содержание программы первого года обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, с первоначальными сведениями, с правилами. Форма организации с воспитанниками первого года обучения выбирается в зависимости от уровня знаний и умений. При различном уровне подготовки учащихся необходимо разбить на группы, прикрепив каждую к более опытному воспитаннику. Программой первого года обучения запланировано знакомство с историей развития.
В группе второго года обучения деятельность обучающихся имеет определенную направленность, что требует от них некоторых специальных знаний, умений и навыков. В процессе занятий школьники решают технические задачи, выполняют несложные технические расчеты, а также определяют физическую и техническую суть этих задач.
В группе третьего года обучения руководитель детского объединения формирует основные направления деятельности воспитанников, знакомит с новейшими технологиями стрельбы. Воспитанники занимаются проектированием и разработками сложных задач. Завершается работа проведением соревнований, техническими конкурсами, семинарами, выставками.
В каждом конкретном случае форма подведения итогов работы воспитанников определяется руководителем объединения, судейской коллегией.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые,  фронтальные, практикумы.
Режим занятий. Обучению отведено 576 часов, из них: 1 год обучения – 144 часа, 2, 3 годы обучения по 216 часов. Каждая группа занимается два раза в неделю: для 1 года обучения по 2 часа, для 2, 3 годов обучения по 3 часа.
Формы учебных занятий.
Учащиеся обоснованно излагают вопросы:
– основные исторические этапы развития и совершенствования стрелкового оружия;
– виды и характеристики основных образцов отечественного стрелкового оружия;
– правила безопасного обращения с оружием, порядка его хранения и ухода за ним;
Учащиеся имеют представление:
– о возможных последствиях нарушения правил обращения с оружием;
– об ответственности за нарушение правил техники безопасности и о юридической стороне вопроса;
– об устройстве пневматической винтовки, ее технических характеристиках;
– об оборудовании стрелкового тира (месте для стрельбы) и порядке его использования;
Учащиеся владеют навыками:
– первичных приемов выполнения упражнения по стрельбе из пневматической винтовки;
– безопасного обращения со стрелковым оружием, его хранения и ухода за ним.
– обязательного, точного, немедленного и быстрого выполнения всех указаний и команд преподавателя курса;
В ходе реализации программы используются:
– для проведения занятий по теоретической части курса лекционный метод (урок-лекция) и проблемно-поисковый метод проведения занятия;
– для проведения практических занятий по стрельбе из пневматической винтовки используется требования «Методических рекомендаций по ведению военной подготовки в школе», «Правила ТБ при проведении практических стрельб» и Инструкция по охране труда при обращении с оружием на уроках ОБЖ.
Ожидаемые результаты
1 года обучения 
В результате обучения обучающиеся знают:
устройство пневматического оружия АК и ПМ, правила по технике безопасности; 
историю развития стрелкового спорта в нашей стране; 
правила поведения и технику безопасности в стрелковом тире; 
умеют:
подсчитывать результаты стрельбы;
 стрелять из пневматического оружия;
применять практические навыки: - по сборке и разборке АК и ПМ; - по выполнению меткого выстрела из пневматической винтовки и пистолета из положений «сидя с упора», «сидя без упора», «стоя с упора», «стоя без упора», «лежа с упора» и «лежа без упора»; 
2 года обучения 
Обучающиеся знают:
устройство и взаимодействие частей пневматического оружия,
АК и ПМ, правила по технике безопасности; 
устройство и взаимодействие частей АК и ПМ; 
историю развития стрелкового спорта, виды спорта с использованием стрелкового оружия ; 
правила поведения и технику безопасности в стрелковом тире; 
умеют:
стрелять из пневматического оружия;
совершенствуют практические навыки: - по сборке и разборке АК и ПМ; - по выполнению меткого выстрела из пневматической винтовки и пистолета из положений «сидя с упора», «сидя без упора», «стоя с упора», «стоя без упора», «лежа с упора» и «лежа без упора»; 
подсчитывать результаты стрельбы. 
3 года обучения 
Обучающийся должен знать и уметь:
Знать:
а) все правила техники безопасности;
б) знать техники владения приемами стрельбы;
в) брать и заряжать оружие без команды руководителя стрельбы;
г) прицеливаться и направлять даже незаряженное оружие на людей, в стороны и в тыл;
д) трогать спусковой крючок во время заряжания до прицеливания и после стрельбы;
е) оставлять заряженное оружие без присмотра;
ж) выносить заряженное оружие с огневого рубежа;
з) хранить оружие в заряженном состоянии;
и) шуметь и отвлекаться от стрельбы;
к) находиться на огневом рубеже посторонним;
л) трогать чужое оружие.
Уметь:
а) выполнять все команды руководителя стрельбы;
б) держать даже незаряженное оружие только стволом в направлении стрельбы, а при переходах - стволом вверх, удерживая его около мушки;
в) стрелять только после команды «СТАРТ» и до команды «СТОП»;
г) о неисправности оружия докладывать руководителю стрельбы;
д) прекратить стрельбу при появлении в огневой зоне человека;
е) после стрельбы убедиться, что оружие разряжено;
ж) бережно относиться к оружию;
з) подготовиться к предстоящим соревнованиям;
и) добиваться высокого результата
Этапы педагогического контроля
сроки знания, умения, навыки Форма проведения
1. Знание правила ТБ устный опрос
октябрь общие сведения о пневматическом оружии типа ИЖ-38 ноябрь физическая подготовка стрелка декабрь стрелковые игры 2. Контрольные испытания и соревнования практическое занятие
февраль на первенство учебного заведения март проводится между школами апрель сдача нормативов май стрелковые игры Учебно-тематический план 1 года обучения
№ Тема Количество часов
всего теория
прак-
тика
1. Вводное занятие 1 1 -
2. Начальные сведения об анатомии человека 1 1 -
3. Физическая подготовка стрелка 17 1 16
4. Начальные сведения о стрельбе из личного оружия 1 1 -
5. Общие сведения о пневматическом оружии типа ИЖ-38 1 1 -
6. Подготовительные упражнения по стрельбе 16 - 16
7. Вспомогательные упражнения по стрельбе 24 - 24
8. Основные упражнения по стрельбе 38 - 38
9. Стрелковые игры 12 - 12
10. Соревнования по стрельбе из винтовки 20 - 20
11. Соревнования по стрельбе из пистолета 13 - 13
Итого: 144 5 139
Содержание программы
1. Вводное занятие
История и задачи развития пулевой стрельбы в России. Пневматическое оружие, его отличительные особенности. Пулевая стрельба как один из видов спорта. Овладение искусством точной стрельбы.
2. Начальные сведения об анатомии человека
Скелет человека. Мышцы, сухожилия, связки, суставы. Системы: нервная, сердечно - сосудистая, крови, внешнего дыхания, пищеварения и выделения. Сенсорные системы-анализаторы: зрительная, слуховая, вестибулярная, двигательная, кожная.
3. Физическая подготовка стрелка
Значение общей и специальной физической подготовки. Ежедневная зарядка. Закалка водными процедурами. Занятия в различных спортивных секциях. Подвижные спортивные игры. Развитие общей выносливости, силы, силовой выносливости, ловкости, гибкости, координации движений тела. Развитие устойчивости позы тела при стрельбе из различных положений, статической выносливости, высокой точности, быстроты и координации движений частей тела при стрельбе, способности выключения и фиксации отдельных мышц и суставов, автономности и плавности различных видов нажатия на спусковой крючок. Дыхательные упражнения. Упражнения для повышения мышечно-суставной чувствительности.
4. Начальные сведения о стрельбе из личного оружия
Понятие о стрельбе и выстреле. Основы устройства оружия и боеприпасов. Внутренняя и внешняя баллистика. Стабилизация полёта пули в воздухе. Средняя точка попадания пуль, её определение. Пристрелка оружия. Прицеливание. Режим дыхания. Меры безопасности. Правила выполнения стрельбы. Заряжание и разряжание.
5. Общие сведения о пневматическом оружии типа ИЖ-38
Общие данные. Принцип работы. Устройство, назначение и работа основных частей и механизмов оружия: ствол, прицел, ствольная коробка, поршень, боевая пружина, ложа, спусковой механизм, блокировка спуска. Уход за оружием и пулями, их хранение. Подготовка оружия к стрельбе, его заряжание и разряжание.
6. Подготовительные упражнения по стрельбе
Упражнение 1. Начальное и тренировочное. Изготовка к стрельбе из винтовки сидя за столом с опорой локтями о стол. Применение удлинителя прицельной линии.
Упражнение 2. То же из пистолета двумя руками.
Упражнение 3. Контроль однообразия прицеливания из винтовки с использованием прицельных станков и ручных указок контроля прицеливания.
Упражнение 4. Прицеливание из винтовки по фигурным мишеням М.А.Иткиса (заслуженный мастер спорта, тридцатикратный чемпион мира).
Упражнение 5. То же из пистолета.
Упражнение 6. Принятие устойчивой изготовки для стрельбы из винтовки стоя без опоры длительностью до 5 минут и более. Самоконтроль изготовки.
Упражнение 7. То же из пистолета двумя руками.
Упражнение 8. То же из пистолета одной рукой.
Упражнение 9. Тренировка в стрельбе из винтовки без пуль. Координация всех действий стрелка.
Упражнение 10. То же из пистолета двумя руками.
Упражнение 11. То же из пистолета одной рукой.
7. Вспомогательные упражнения
Упражнение 12. Стрельба из винтовки по белому листу бумаги для выработки навыка плавного нажатия на спусковой крючок.
Упражнение 13. То же из пистолета двумя руками.
Упражнение 14. То же из пистолета одной рукой.
Упражнение 15. Стрельба из винтовки по квадрату 10x10 см на листе белой бумаги. Определение средней точки попадания.
Упражнение 16. То же из пистолета двумя руками.
Упражнение 17. То же из пистолета одной рукой.
8. Основные упражнения по стрельбе
Упражнение 18. Стрельба из винтовки по круглой мишени сидя за столом с опорой локтями на стол. Вынос точки прицеливания.
Упражнение 19. Стрельба из винтовки по круглой мишени лёжа с упора.
Упражнение 20. Стрельба из винтовки по круглой мишени стоя без опоры.
Упражнение 21. То же из пистолета двумя руками.
Упражнение 22. То же из пистолета одной рукой.
9. Стрелковые игры
1.«Дуэльная» стрельба по круглой мишени на скорость при заданном качестве.
2.«Дуэльная" стрельба по круглой мишени на лучшее качество безограничения времени.
3.«Дуэльная" стрельба по силуэтным падающим мишеням на скорость.
4. «Ипподром" с барьерами для развития психической выносливости к длительным напряжениям в условиях повышенного эмоционального возбуждения.
5. «Лось и волки" — аналогичная предыдущей игре.
6.«График".Для тренировки выносливости к длительным напряжениям, развития умения мобилизации на выполнение каждого выстрела.
7.«Турнир". Для укрепления навыков техники стрельбы, развитиярешительности и настойчивости, умения полной мобилизации своихсил для точной стрельбы.
8 . «Выбывание" — аналогична предыдущей игре.
9.«Биатлон" с бегом. Для развития скоростных навыков точнойстрельбы после интенсивного бега.
10.«Триатлон" с бегом и метанием спортивных гранат обеими руками поочерёдно. Аналогична предыдущей.
10. Соревнования по стрельбе из винтовки и пистолета
Проводятся между членами кружка, на первенство учебного заведения и др. и для сдачи разрядных норм подготовленными стрелками согласно упражнениям и разрядным нормативам.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ Тема Количество часов
всего теория
практика
1. Углубление знаний анатомии человека 2 2 -
2. Физическая подготовка стрелка 20 2 18
3. Психологическая подготовка стрелка 4 4 -
4. Углубленное изучение пневматического оружия 4 4 -
5. Общие сведения о пневматическом оружии повышенного качества 4 4 -
6. Вспомогательные упражнения по стрельбе 36 - 36
7. Основные упражнения по стрельбе 56 - 56
8. Стрелковые игры 50 - 50
9. Соревнования по стрельбе из винтовки 18 - 18
10. Соревнования по стрельбе из пистолета 22 - 22
Итого: 216 16 200
Содержание программы
Углубление знаний анатомии человека
Строение тканей: мышечной, нервной, костной и др. Опорные и двигательные функции скелета и мышц. Наружный покров. Органы: дыхания, кровообращения, равновесия и др. Газообмен. Обмен веществ, пищеварение. Вторая сигнальная система. Сенсорные и моторные сигналы.
2. Физическая подготовка
Аналогична программе 1го года обучения.
3.Психологическая подготовка
Преодоление своих отрицательных эмоций. Отключение от внешних и внутренних раздражителей. Создание эмоционального подъема перед стрельбой. Сосредоточение внимания на своих действиях для обеспечения точных выстрелов. Мобилизация своих сил для лучшего выполнения упражнения по стрельбе. Уверенность в точных выстрелах. Надежность стрельбы в любых экстремальных условиях. Самостоятельность действий при выстреле, анализе своих ошибок и их устранении.
Углубленное изучение пневматического оружия
Надежность запирания канала ствола, блокировка спускового механизма. Регулировка прицела. Пристрелка. Техническая эксплуатация оружия. Меры безопасности. Возможные отказы и их устранения. Правила проведения соревнований.
Общие сведения о пневматическом оружии повышенного качества
Технические данные. Конструктивные отличия. Назначение и устройство основных частей оружия. Заряжание и разряжание. Особенности эксплуатации.
Вспомогательные упражнения по стрельбе
Аналогичные упражнениям 4-11. Постепенное увеличение количества выстрелов в упражнениях.
Основные упражнения по стрельбе
Аналогичны упражнениям 18-22. постепенное увеличение количества выстрелов.
Упражнение 23. Стрельба из винтовки с колена.
Упражнение 24. Стрельба из винтовки в двух положениях сидя за столом с опорой локтями или лежа с упора, а затем –стоя без опоры.
Упражнение 25. Стрельба из винтовки в трех положениях: стрельба из винтовки в двух положениях сидя за столом с опорой локтями или лежа с упора, а затем –стоя без опоры, затем с колена.
Упражнение 26. Скоростная стрельба из винтовки по силуэтам в положении стоя.
Упражнение 27. То же из пистолета.
Упражнение 28. Тренировка без стрельбы с винтовкой с прерменным центром тяжести стоя без опоры.
Упражнение 29. Стрельба из винтовки с переменным центром тяжести стоя без опоры.
Стрелковые игры
Аналогичны программе первого года обучения.
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки
Проводится между членами кружка, на первенство учебного заведения.
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ Тема
Количество часов
всего теория
практика
1. Вводное занятие. 4 4 -
3. Меры обеспечения безопасности при проведении стрельб. 6 6 -
4. Материальная часть оружия и основы стрельбы. 14 4 10
5. Основы техники стрельбы. 16 2 14
6. Правила соревнований. 8 4 4
7. Изучение и совершенствование техники стрельбы. 96 - 96
8. Общая физически подготовка. 68 - 68
9. Классификационные соревнования и переводные испытания. 4 2 2
Итого: 216 22 194
Содержание программы
Вводное занятие
Физическая культура и спорт в РФ. Обзор развития стрелкового спорта в РФ. Ознакомление с годовой программой и расписанием занятий. Ознакомление с местами проведения занятий.
Меры обеспечения безопасности при проведении стрельб
Порядок обращения с оружием. Правила поведения в тирах и на стрельбищах при проведении стрельб. Сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб, и их выполнение. Изучение «Инструкции по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб в тирах и на стрельбищах».
Материальная часть оружия и основы стрельбы.
Назначение и боевые свойства пневматического оружия. Общее устройство винтовки ИЖ-38. Понятие о выстреле. Явления, связанные с выстрелом. Рассеивание выстрелов. Определение средней точки попадания (с. т. п.). Расчет поправок.
Основы техники стрельбы.
Прицеливание, сущность прицеливания. Показ изготовки стрелка-спортсмена для производства выстрела из положения сидя с руки с опорой локтями о стол или стоя с опорой на стойку. Спуск курка: условия, обеспечивающие правильный спуск курка. Причины, влияющие на кучность и меткость стрельбы. Определение средней точки попадания (с. т. п.) на мишени. Расчет и внесение поправок на прицельных приспособлениях. Тренировки.
Правила соревнований.
Допуск участников к соревнованиям. Обязанности и права стрелков. Меры безопасности при обращении с оружием при проведении соревнований. Общие обязанности и права членов судейской коллегии.
Изучение и совершенствование техники стрельбы.
Тренировки. Изучение изготовки для стрельбы сидя с руки с опорой локтями о стол или стоя с опорой на стойку. Прицеливание с открытым прицелом. Техника отработки спуска (производство выстрела). Тренировка в прицеливании и отработке спуска без действительного выстрела. Стрельба. Тренировка в изготовке без выстрела. Стрельба по белому листу на кучность. Стрельба по мишени с черным кругом, с выносом района прицеливания для совмещения с. т. п. с ЦИИфОМ мишени. Стрельба с корректировкой. Освоение стрельбы из положения стоя. Тренировки.
Общая физически подготовка.
Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения с партнером в равновесии, в сопротивлении. Спортивные и подвижные игры.
Классификационные соревнования и переводные испытания.
Проверка знаний пройденного теоретического материала.
Организационная подготовительная работа
Мероприятия Основные элементы работы
1.Организационная подготовка а) Установление контактов и выяснение возможной помощи от администрации, шефов, спортивных комитетов и организаций.
б) Оповещение, рекламирование и выявление желающих заниматься в кружках.
в) Выявление и ремонт помещений для стрельбы, ожидания и отдыха, хранения оружия, его чистки и ремонта, для работы судейской коллегии.
г) Приобретение необходимых материалов для оборудования тира, оружия и запасных частей к нему, мишеней, приборов, плакатов, литературы и другого необходимого имущества.
2. Оборудование тира а) Сделать пулеулавливатели и пулеулавливающую стену вокруг них, мишенные установки.
б) Оборудовать огневые позиции.
в) Обеспечить необходимое освещение и защиту ламп.
г) Оборудовать ветиляцию.
д) изготовить прочный запор с внутренней стороны входных дверей.
е) Оборудовать место для хранения винтовок, их чистки и ремонта
3.Оборудование комнаты ожидания и отдыха а) Приобрести необходимую мебель.
б) Приготовить литературу и плакаты.
в) Изготовить щиты и стенды для наглядной агитации.
4. Подготовка оружия а) изготовить необходимый инструмент и приспособления.
б) Произвести полный технический осмотр и ремонт оружия.
в) Привести оружие к нормальному бою, а потом проверять его по мере необходимости.
5.Изготовление учебных пособий Изготовить:
а) приборы и тренажеры.
б) Приспособления.
в) Плакаты, таблицы и стенды.
Условия реализации программы.
Перечень оборудования для проведения кружка «Юный стрелок»
№ п/пНаименование оборудования Инвентарный номер
Кабинете ОБЖ-404
1 Лазерный тир (камера, пистолет, автомат) ПОООО1640214
2 Электронный тир (В 1034 Учебно-тренировочный комплекс огневой подготовке «Стрелец-5»)
-автомат Калашникова АК-74 -3 шт.;
-пистолет Макарова-3 шт..ПОООО1640424
3 В 2037 Стенд-тренажер по сборке-разборке автомата калашникова АК-74М ПОООО1640423
4 Доска интерактивная «Classic Solution CS-IR-8SS» 0311
5 Проектор ЕВ-Х 12/EPSON ПОООО1640072
В подвале
1 Мобильный тир «ГТО» (мобильный стенд, стол, пулестоп, винтовка пневматическая МР-512С) ПОООО1640416
2 Настенный тир:
-винтовка пневматическая МР-512С-3 шт.
- пистолет пневматический МР-512С-1 шт. ПОООО1640274-276
ПОООО1640273
Учебно-воспитательная работа
Мероприятия Основные элементы работы Сроки
1.Составить план занятий а) Учесть возраст, общую подготовку и пол стрелков.
б) Составить расписание занятий, предусмотреть темы, дни и часы занятий.
в) Начинающие стрелки должны быть выделены в отдельную группу.
г) Составить план-конспект занятий Сентябрь
2.Познакомиться со стрелками а) В доброжелательной беседе ненавязчиво выяснить подготовку, уровень развития, успехи в учебе, домашнюю обстановку, круг их интересов.
б) При обучении и воспитании стрелков учитывать их особенности и характер Сентябрь
3.Провести запланированные занятия а) При проведении занятий учитывать фактическое усвоение учебного материала.
б) Давать индивидуальные домашние задания и проверять их выполнение. Октябрь
4.Обучать приемам и правилам стрельбы а) Добиться, чтобы каждый стрелок овладел основами правил стрельбы.
б) Наблюдать и немедленно устранять все неточности выполнения приемов стрельбы всеми учениками. Октябрь
5.Систематически совершенствовать технику стрельбы а) Помочь каждому стрелку освоить выполнения элементов техники стрельбы до автоматизма.
б) Углублять теоретические знания и практические навыки стрельбы. Октябрь-май
6.Соблюдать меры безопасности а) Постоянно, на теоретических и практических занятиях напоминать о мерах безопасности при обращении с оружием.
б) Строго следить за выполнением мер безопасности при обращении с оружием как молодых стрелков, так и опытных. Октябрь-май
7.Воспитывать любовь к оружию а) При изучении оружия обращать внимание на его совершенство, на простое решение сложных проблем безотказной работы механизмов.
б) напоминать о необходимости правильного технического ухода за оружием, чтобы оно стреляло безотказно, точно и кучно. Октябрь-май
8.Укреплять физическую подготовку а) Следить за физической подготовкой стрелков.
б) Помогать каждому индивидуально разрабатывать для себя упражнения для развития и поддержания общей и специальной физической подготовки. Октябрь-май
9.Совершенствовать свое педагогическое мастерство а) Систематически изучать литературу по различным видам оружия и его применению.
б) Изучать и применять на занятиях опыт работы ведущих мастеров стрельбы и тренеров.
в) Быть сдержанным, помнить, что ученики всегда следят за действиями, жестами, интонациями и словами учителей, не допускать грубости и высокомерия. Октябрь-май
10. Беседа на тему: а) «Спорт-дорога к здоровому образу жизни»;
б) «Берегите мам!». Октябрь
Ноябрь
11.Участие в мероприятиях: а) «Мы – против наркотиков»;
б) «Дню здоровья»;
в) «Героико-патриотическом месячнике » Ноябрь
Декабрь
Январь-февраль
12. Встречи: а) с ветеранами ВОВ;
б) отслужившими в вооруженных силах РФ. Май
Февраль
Методическое обеспечение программы
  На теоретических занятиях сообщаются основные сведения об отечественном стрелковом оружии, его основных технических характеристиках, по истории стрелкового спорта, технике и методике стрельбы, основные правила по технике  безопасности во время тренировочных занятий, а также особенности стрельбы из различных положений.   На практических занятиях учащиеся приобретают умения и навыки по разборке и сборке АК и ПМ, в совершенствовании техники стрельбы из пневматического оружия.
 Прохождение каждой новой темы и выполнение упражнений по стрельбе предполагает постоянное повторение предыдущих тем и овладение определенными практическими навыками в стрельбе. 
Список использованной литературы
Дворкин А.Д. Пневматическое оружие. – М.:2001.-168с.
Итальянская Е.Г. 1000 вопросов об оружии. – М.: ООО «Издательство «Олимп», ООО «Издательство АСТ», 2002 – 252с.
.Корчагин А.В. Методические рекомендации «Стрельба из пневматических винтовок». – М., 2010.
Методические газеты для учителей «Здоровье детей», 2007г.