РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» в условиях реализации ФГОС основного общего образования (5-6 классы)

Управление образования администрации Чебулинского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоивановская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании педагогического Заместитель директора по УВР: директор МБОУ
совета _________ Н.С. Конева «Новоивановская СОШ»
протокол № _______ «______» ________2016 г. _________ И.Д. Каськова
от «_____» _______2016 г. «_____» _________ 2016 г.
Приказ № ____________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол»

в условиях реализации ФГОС основного общего образования


5-6 классы



Срок реализации – 2016-2018 уч. год



Составитель: Шматуха П.А., учитель
высшей квалификационной категории








п. Новоивановский

2016
Нормативно-правовой базой разработки программы являются:

ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов в соответствии с ФГОС НОО и ООО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоивановская средняя общеобразовательная школа», утвержденное приказом от 31.08.2016 № 63;

Основная общеобразовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоивановская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2019 учебные годы (с изменениями в редакции приказа от 01.09.2015 № 50/3), утвержденная приказом от 31.08.2016 № 63;

Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоивановская средняя общеобразовательная школа» для 5-6 классов на 2016-2017 учебный год (приложение к ООП ООО), утвержденный приказом от 31.08.2016 № 63;

План внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоивановская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 учебный год (приложение к ООП ООО), утвержденный приказом от 31.08.2016 № 63.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5–6 классах.
Рабочая программа составлена с учетом того, что данные дети только начали обучение волейболу в этом учебном году.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в школе, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.


Цели и задачи рабочей программы
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в её основу положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся.
Популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха.
Формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
Обучение технике и тактике игры в волейбол.
Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости).
Формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний.
Воспитание моральных и волевых качеств.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты: 
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Предметные результаты:
учащиеся смогут узнать:
значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий волейболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по волейболу;
жесты волейбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;
учащиеся смогут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;
играть в волейбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты волейбольного судьи;
проводить судейство по волейболу.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.


Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности

Формы проведения занятий и виды деятельности
Однонаправленные занятия
Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техническому, тактическому или физическому

Комбинированные занятия
Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка

Целостно-игровые занятия
Построены на учебной двусторонней игре в волейбол по упрощённым правилам, с соблюдением основных правил

Контрольные занятия
Приём нормативов у занимающихся, выполнение контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся


Стойки и перемещения

Стойка волейболиста – поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приёма

Техника выполнения: ноги расставлены на ширине плеч и согнуты в коленях. Одна нога может быть немного впереди другой, ступни расположены параллельно. Туловище наклонено вперёд. Чем ниже стойка, тем больше наклон туловища. Руки согнуты в локтях, кисти на уровне пояса.
Применение: при подготовке к приёму подачи, при приёме и передачах мяча, перед блокированием, при приёме нападающих ударов и страховке.
Перемещения – это действия игрока при выборе места на площадке.
В зависимости от характера технического приёма и игровой ситуации в волейболе используются различные способы перемещения: приставной шаг, двойной шаг, бег (рывок к мячу), прыжки.

Обучение
1. В стойке волейболиста:
выпад вправо, влево, шаг вперёд, назад;
приставные шаги вправо, влево от одной боковой линии площадки до другой;
двойной шаг вперёд-назад.
Методическое указание: руки перед грудью согнуты в локтях и готовы выполнять действия с мячом.
2. Скачок вперёд одним шагом в стойку.
3. Подпрыгнуть, вернуться в стойку волейболиста и выполнить шаг или выпад: а) вперёд; б) в сторону.
4. По сигналу (в беге) остановка в стойку и прыжок вверх толчком двух ног.
4. Перемещения в стойке по сигналу – в стороны, вперёд, назад.
Эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением различных заданий.


Передача мяча сверху двумя руками
Техника выполнения: в исходном положении туловище вертикально, ноги согнуты в коленях (степень сгибания ног зависит от высоты траектории полёта мяча), стопы параллельны или одна (разноимённая сильнейшей руке) несколько впереди. Руки согнуты в локтях, локти слегка разведены. Кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились на уровне бровей и были направлены друг к другу. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треугольник (рис. 1,2). Пальцы напряжены и слегка согнуты. Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. При передаче руки и ноги выпрямляются и мячу (мягким ударом кистями) придаётся нужное направление. Руки сопровождают полёт мяча и после передачи почти полностью выпрямляются (рис. 3,4).

Рис. 1 Рис. 3


Рис. 2 Рис.4

Применение: при приёме подач, передачах для нападающего удара и перебивании мяча через сетку.
Обучение
1. Имитация перехода из стойки волейболиста в исходное положение для приёма и передачи мяча.
2. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения.
3. Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные – под углом друг к другу, а все остальные обхватывали мяч сбоку-сверху. Мяч поднимается с пола в исходное положение над лицом.
4. В стойке волейболиста подбросить мяч одной рукой над собой, поймать обеими руками и одновременно начать разгибание рук и ног, имитируя передачу.
5. В парах: один из партнёров набрасывает мяч в удобное для выполнения передачи положение, второй ловит мяч в стойке и имитирует передачу, разгибая ноги и руки.
6. В парах: один из партнёров набрасывает мяч другому, который передаёт мяч сверху двумя руками.
Методическое указание: после 5–7 передач занимающиеся меняются ролями.
7. Передачи мяча над собой на месте, в движении (приставными шагами, лицом вперёд, спиной вперёд), с изменением высоты полёта мяча.
8. Две-три передачи мяча над собой и передача партнёру.
9. Передачи мяча в парах с варьированием расстояния и траектории.
10. В тройках: игроки второй позиции выполняют верхнюю передачу мяча над собой, затем делают шаг в сторону и заходят за спину игроков третьей позиции. Игроки третьей позиции выполняют передачи мяча игрокам первой позиции. Игроки первой позиции верхней передачей возвращают мяч игрокам, находящимся на противоположной боковой линии.
Методическое указание: упражнения 10–11 можно проводить в форме соревнования: какая из троек выполнит больше передач, не допустив при этом потери мяча.
11. Передачи мяча в тройках. Расположение игроков в треугольнике: зоны 6–3–4, 6–2–3, 6–2–4; 5–3–4, 5–2–3, 5–2–4; 1–3–2, 1–4–3, 1–4–2.
12. Передачи в парах с передвижением приставными шагами по длине игровой площадки.
13. В парах: передачи мяча через сетку.
14. Передачи мяча на точность: в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке (гимнастические обручи и др.).
15. Подвижные игры с верхней передачей мяча: «Эстафета у стены», «Мяч в воздухе», «Мяч над сеткой», «Вызов номеров» и др.
Ошибки: большие пальцы направлены вперёд; локти слишком широко разведены или наоборот; кисти рук встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках.
Приём мяча снизу двумя руками

Техника выполнения: в исходном положении ноги согнуты в коленных суставах, туловище незначительно наклонёно вперёд, руки в локтевых и лучезапястных суставах выпрямлены, кисти соединены «в замок» и располагаются перпендикулярно траектории полёта мяча.
Приём мяча перпендикулярно траектории полёта мяча: приём мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий или кисти с одновременным разгибанием ног и туловища вперёд-вверх. Прямые руки поднимаются до уровня груди (рис. 5).



Рис. 5

Применение: при приёме мяча от подачи и атакующего удара; при приёме мяча, отражённого сеткой; при передачах для нападающих ударов и перебивания мяча через сетку.

Обучение
1. Имитация приёма мяча в исходном положении.
2. Имитация приёма мяча после перемещения (вперёд, назад, в стороны).
3. В парах: один давит на мяч, лежащий на предплечьях другого игрока (стоящего в исходном положении), и тот имитирует приём.
4. Стойка волейболиста, держа на выпрямленных руках лежащий на запястьях мяч
а) покачивание руками вверх-вниз и в стороны;
б) разгибание и сгибание ног, имитируя приём и передачу мяча.
5. Подбрасывание мяча невысоко над собой и приём его на запястья выпрямленных рук.
6. Подбивание волейбольного мяча снизу двумя руками на месте. Движение рук выполняется за счёт разгибания ног.
7. Подбивание волейбольного мяча снизу двумя руками с продвижением: лицом вперёд; боком приставными шагами.
8. Приём мяча, наброшенного партнёром. Расстояние 2–3 м, затем постепенно увеличивается до 9–12 м.
9. В парах: приём мяча снизу и передача партнёру сверху двумя руками.
10. Приём мяча после отскока от пола (в парах или у стены).
11. Приём мяча в зоне 6; мяч через сетку набрасывает партнёр.
Ошибки:
в момент приёма руки согнуты в локтевых суставах;
руки почти параллельны полу;
резкое встречное движение рук к мячу;
приём мяча на кулаки.
Нижняя прямая подача мяча
Подача нужна не только для введения мяча в игру – она является грозным атакующим средством. Поскольку с нее начинаются все игровые эпизоды, от умения правильно выполнить ее и тактически реализовать зависит ход игры.
Техника выполнения:
И.п. – лицом к стене, ноги полусогнуты, одна нога впереди, туловище наклонено вперед, мяч удерживается левой рукой. Подбросить мяч на 0,4–0,6 м, правую руку при этом отвести назад. Удар по мячу производится напряженной ладонью выпрямленной руки ниже пояса, при этом тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу; после удара сделать шаг в сторону площадки.
При обучении нижней прямой подаче учащиеся должны иметь в виду следующее:
– от правильно принятого исходного положения зависит результат подачи; – мяч нужно подбрасывать вертикально вверх на небольшую высоту.
Возможные ошибки:
1. Неправильное исходное положение (туловище выпрямлено, ноги прямые). 2. Мяч подброшен слишком близко к туловищу, слишком далеко или слишком высоко от него. 3. Удар по мячу выполнен рукой, согнутой в локтевом суставе. 4. Кисть бьющей руки слишком расслаблена.
Подводящие упражнения:
1. Положение подбрасывающей руки без мяча и с мячом. 2. Положение бьющей руки для замаха и с имитацией замаха. 3. Имитация подбрасывания мяча (без удара). 4. Удар бьющей рукой по ладони подбрасывающей руки. 5. Удар бьющей рукой по мячу, находящемуся неподвижно в другой руке. 6. Имитация подбрасывания и подача в целом. 7. Нижняя подача с близкого расстояния в стену. 8. Нижняя подача с близкого расстояния партнеру. 9. Нижняя подача через сетку с близкого расстояния. 10. Нижняя подача через сетку с места подачи.


Тематическое планирование

№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов

1
Техническая подготовка.
52

2
Тактическая подготовка.
46











Календарно-тематическое планирование
5-6 классы
Дата
№ урока
Тема урока
Вид занятия

план.
факт.




Техническая подготовка – 13 ч.



1
Перемещения и стойки.
Однонаправленный



2
Основная стойка.
Комбинированный



3
Низкая стойка.
Целостно-игровой



4
Бег приставными шагами.
Контрольный



5
Перекаты на спину.
Однонаправленный



6
Перекаты на бедро.
Комбинированный



7
Перемещения вдоль сетки.
Целостно-игровой



8
Перемещения по площадке.
Однонаправленный



9
Передача мяча от груди.
Комбинированный



10
Передача мяча из-за головы.
Комбинированный



11
Сочетания стоек и перемещений.
Целостно-игровой



12
Способы перемещений.
Контрольный



13
Двойной шаг, скачок вперед.
Однонаправленный

Тактическая подготовка – 13 ч.



14
Индивидуальные действия.
Однонаправленный



15
Групповые действия.
Комбинированный



16
Командные действия.
Комбинированный



17
Взаимодействия игроков.
Однонаправленный



18
Выбор места для выполнения второй передачи.
Контрольный



19
Отбивание мяча через сетку.
Контрольный



20
Выбор места для приема подачи.
Контрольный



21
Страховка партнера.
Однонаправленный



22
Взаимодействия игроков при приеме.
Однонаправленный



23
Расположение игроков при приеме.
Однонаправленный



24
Приемы и подачи.
Контрольный



25
Чередование подготовительных упражнений.
Комбинированный



26
Упражнения для развития прыгучести.
Комбинированный

Техническая подготовка – 13 ч.



27
Перемещения и стойки.
Однонаправленный



28
Основная стойка.
Комбинированный



29
Низкая стойка.
Целостно-игровой



30
Бег приставными шагами.
Контрольный



31
Перекаты на спину.
Однонаправленный



32
Перекаты на бедро.
Комбинированный



33
Перемещения вдоль сетки.
Целостно-игровой



34
Перемещения по площадке.
Однонаправленный



39
Передача мяча от груди.
Комбинированный



40
Передача мяча из-за головы.
Комбинированный



41
Сочетания стоек и перемещений.
Целостно-игровой



42
Способы перемещений.
Контрольный



43
Двойной шаг, скачок вперед.
Однонаправленный

Тактическая подготовка – 13 ч.



44
Индивидуальные действия.
Однонаправленный



45
Групповые действия.
Комбинированный



46
Командные действия.
Комбинированный



47
Взаимодействия игроков.
Однонаправленный



48
Выбор места для выполнения второй передачи.
Контрольный



49
Отбивание мяча через сетку.
Контрольный



50
Выбор места для приема подачи.
Контрольный



51
Страховка партнера.
Однонаправленный



52
Взаимодействия игроков при приеме.
Однонаправленный



53
Расположение игроков при приеме.
Однонаправленный



54
Приемы и подачи.
Контрольный



55
Чередование подготовительных упражнений.
Комбинированный



56
Упражнения для развития прыгучести.
Комбинированный

Техническая подготовка – 13 ч.



57
Перемещения и стойки.
Однонаправленный



58
Основная стойка.
Комбинированный



59
Низкая стойка.
Целостно-игровой



60
Бег приставными шагами.
Контрольный



61
Перекаты на спину.
Однонаправленный



62
Перекаты на бедро.
Комбинированный



63
Перемещения вдоль сетки.
Целостно-игровой



64
Перемещения по площадке.
Однонаправленный



65
Передача мяча от груди.
Комбинированный



66
Передача мяча из-за головы.
Комбинированный



67
Сочетания стоек и перемещений.
Целостно-игровой



68
Способы перемещений.
Контрольный



69
Двойной шаг, скачок вперед.
Однонаправленный

Тактическая подготовка – 13 ч.



70
Индивидуальные действия.
Однонаправленный



71
Групповые действия.
Комбинированный



72
Командные действия.
Комбинированный



73
Взаимодействия игроков.
Однонаправленный



74
Выбор места для выполнения второй передачи.
Контрольный



75
Отбивание мяча через сетку.
Контрольный



76
Выбор места для приема подачи.
Контрольный



77
Страховка партнера.
Однонаправленный



78
Взаимодействия игроков при приеме.
Однонаправленный



79
Расположение игроков при приеме.
Однонаправленный



80
Приемы и подачи.
Контрольный



81
Чередование подготовительных упражнений.
Комбинированный



82
Упражнения для развития прыгучести.
Комбинированный

Техническая подготовка – 13 ч.



83
Перемещения и стойки.
Однонаправленный



84
Основная стойка.
Комбинированный



85
Низкая стойка.
Целостно-игровой



86
Бег приставными шагами.
Контрольный



87
Перекаты на спину.
Однонаправленный



88
Перекаты на бедро.
Комбинированный



89
Перемещения вдоль сетки.
Целостно-игровой



90
Перемещения по площадке.
Однонаправленный



91
Передача мяча от груди.
Комбинированный



92
Передача мяча из-за головы.
Комбинированный



93
Сочетания стоек и перемещений.
Целостно-игровой



94
Способы перемещений.
Контрольный



95
Двойной шаг, скачок вперед.
Однонаправленный

Тактическая подготовка – 7 ч.



96
Индивидуальные действия.
Однонаправленный



97
Групповые действия.
Комбинированный



98
Командные действия.
Комбинированный



99
Взаимодействия игроков.
Однонаправленный



100
Выбор места для выполнения второй передачи.
Контрольный



101
Отбивание мяча через сетку.
Контрольный



102
Выбор места для приема подачи.
Контрольный


Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 76Рисунок 5Рисунок 85 Заголовок 315