Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (Волейбол) для 2-х классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 34 им. Е.А.Зубчанинова
городского округа Самара
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: на заседание МО учителей Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ № 34
предметников _______ Куликова Н.Г. ______________ Баннова Л.Е.
от «____»_________2015г «____»_________2015г «____»_________2015г
Протокол № Протокол №
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Волейбол»
для 2-х классов
(срок реализации 1 год, возраст обучающихся 7 - 8 лет)
Составитель:
учитель физической культуры
Самохвалов Алексей Сергеевич
Самара 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 2 класса разработана  на основе:
- «Внеурочная деятельность учащихся: Волейбол» под редакцией Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, Маслов Москва «Просвещение» 2011г.
- Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразовательных у учреждений В.И. Лях. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2013г.
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных  учреждений» под редакцией В.И.  Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством  образования и науки Российской Федерации.
В процессе изучения курса у учащихся развиваются следующие личностные качества: дисциплинированность, коллективизм, силу воли, выносливость, целеустремленность, решительность, организованность, самоконтроль за психофизиологическим состоянием организма, проявляется интерес к физической культуре и спорту.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
На основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, быстрота реакции, скорость движения, ориентировка в пространстве, слабое физическое здоровье. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц, развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы.
Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» во внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья младших школьников, целью, которой является:
способствовать всестороннему физическому развитию;
способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Основные задачи:
1.Оздоровительная задача.
Укрепление здоровья.
Совершенствование физического развития.
2.Образовательная задача.
Обучение основам техники и тактики игры волейбол.
Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
3.Воспитательная задача.
Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
Воспитание моральных и волевых качеств.
Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда,находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределятьсвоё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия волейболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Методы и формы обучения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении,технические действия и т.д. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом и по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Место программы в учебном плане.
Программа     соответствует    федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 2 класса. Рассчитана  на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (45 мин) в системе целого учебного дня 1 раз в неделю.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Особенности набора детей – учащиеся вторых классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Количество обучающихся – от 15 человек и более.
Формы занятий – в форме урока, беседы, урок-презентация, урок-марафон
Формы контроля – опрос, тесты-практикумы.
Годовое планирование учебно-тренировочного материала
№ Программный материал Количество часов
1 Теоретические сведения 1
2 Техническая подготовка 10
3 Общефизическая подготовка 9
4 Специально физическая подготовка 8
5 Подвижные и спортивные игры 5
6 Контрольные испытания 1
Итого 34
Содержание программы.
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
В предложенной программе выделяются четыре раздела:
Основы знаний.
Общая физическая подготовка.
Специальная подготовка.
Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.
В разделе «обшефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Обшефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.
В разделе «специальной подготовки» представлен материал по волейболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:
Нормативы по физической подготовке.
Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций. Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.
Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения.
Значение волейбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
Место и время проведения общеразвивающих и специальныхупражнений во время тренировочных занятий.
-Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих испециальных упражнений для различных видов спорта.
Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннеефизическое воспитание и развитие основных физических качеств:
Для развития силы - упражнения с предметами и без предметов,снарядах и со снарядами в парах.
Для развития быстроты-упражнения на быстроту двигательнойреакции, разновидности спортивных и подвижных игр.
Для развития выносливости - длительный бег умеренной и переменнойинтенсивности.
Для развития ловкости и гибкости-упражнения с высокимитребованиями к координации и амплитуде движений.
Основное содержание курса
В основе построения курса лежит принцип сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Развитие восприятия. Развитие реакции на слуховые и зрительные сигналы, умение ориентироваться в пространстве. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Тренировочные упражнения и подвижные игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование основных мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе физических упражнений, в игровых и соревновательных ситуациях.
Развитие основных физических качеств. В основе развития физических способностей лежит ОФП, которая является важным условием успешного освоения технических приемов и тактических действий. ОФП включает в себя: скоростные способности, скоростно-силовые, координационные способности, выносливость и гибкость.
Укрепление и сохранение здоровья. Укрепление опорно-двигательного аппарата, содействие правильному разностороннему физическому развитию, развитие быстроты, ловкости, гибкости, красоты тела и выразительности движений.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые результаты
Результатом занятий в секции являются результаты второго уровня: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, культура, здоровья), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания. Этому способствуют следующие формы проведения занятий: обсуждения в группах, подвижные игры, самостоятельная организация и проведения занятий, соревнования. Знание и умение их использовать становятся высшей ценностью участие учеников в школьных и городских соревнованиях по физической культуре, дистанционных конкурсах о ЗОЖ.
В результате изучения данного курса во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; уважительно относиться к культуре других народов;
Освоить мотивы спортивной тренировки и личностный смысл занятий в спортивной секции,
Проявлять этические чувства, доброжелательную и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования;
Соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
Владеть
Применять полученные знания в игре.
Контролировать свое самочувствие.
Планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Определять общую цель и путей её достижения.
Распределять функции и роли в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль.
Конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса.
Излагать факты истории развития волейбола.
Предметные результаты
Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
Использовать подвижные игры с элементами волейбола как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
Организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
Выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснить ошибки и способы их устранения;
Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам поведения;
Взаимодействовать со сверстниками по правилам поведения подвижных игр и соревнований;
В доступной форме объяснять правила(технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Календарно-тематическое планирование поспортивно-оздоровительному направлению «Волейбол»
для 2-х классов

п/п
Тема
занятия Содержание
Планируемые Метапредметные
результаты Личностные
результаты
1. Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. на уроках по волейболу. История возникновения и правила игры.
Знать об истории возникновения и развития волейбола. Правила безопасности на занятиях волейболом. Правила игры. Беседа. Подвижные игры. Упражнения для быстроты. Подвижная игра «Круговая охота» Ознакомятся с разнообразными видами игры, получат знания и представления о правилах безопасного поведения на уроке. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2. Стойка волейболиста. Подвижная игра. Медленный бег 1-3мин. СБУ. Разминка с мячом. Устойчивая, основная;
- статическая стартовая стойка;
- динамическая стартовая стойка.
Подвижные игры. Игры: «К своим флажкам», «Два Мороза», «Пятнашки». Совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Знать технику стойки волейболиста. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам др. людей.
3. Стартовые стойки. Обучение перемещениям волейболиста. Медленный бег 1-3мин. СБУ. Разминка с мячом. Устойчивая, основная;
- статическая стартовая стойка;
- динамическая стартовая стойка. Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).
Подвижные игры. Игры: «Белые медведи», «Пустое место», «Космонавты». Совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Знать как выполняются стартовые стойки волейболиста, и технику перемещения.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.
4. Стартовые стойки. Обучение перемещениям волейболиста. Медленный бег 1-3мин. СБУ. Разминка с мячом. Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места). Подвижные игры. Игры: «Прыгающие воробушки»,
«Зайцы в огороде»,
«Лисы и куры». Развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве, Знать как выполняются стартовые стойки волейболиста, и технику перемещения. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
5. Перемещения, повороты и остановки в стойке. Подвижная игра. Медленный бег 1-3мин. СБУ. Разминка с мячом. Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места). Подвижные игры.
Игры: «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка». Развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве, закрепление по совершенствованию прыжков.
Знать как выполняются перемещения, повороты и остановки в стойке. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.
6. Обучение технике ловли и передачи мяча в парах. Подвижная игра. Медленный бег 1-3мин. СБУ. Разминка с мячом - броски мяча в парах (одной рукой, двумя из-за головы, с отскоком об пол, в прыжке, бросок мяча из-за спины и т.д.).
Подвижные игры. Игры по метанию на дальность.
«Точный расчёт»,
«метко в цель»,
«Кто дальше бросит».
Развитие способностей к дифференцированию параметров движения, скоростных способностей.
Знать как выполняется ловля и передача мяча. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
7. Круговая тренировка по станциям. Подвижная игра.
Медленный бег 1-3мин. СБУ. Круговая тренировка по станциям. (выполнение упражнений на матах, прыжки через скакалку, подтягивание из виса лежа, бросок набивного мяча, поднимание наб. мяча сидя - сгибая руки в локтевом суставе, упражнения для кистей и т .д.). Подвижные игры. «Точный расчёт», «метко в цель»,
«Кто дальше бросит». Развитие способностей к дифференцированию параметров движения, скоростных способностей. Знать правила подвижной игры, и как выполняются упражнения на станциях. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, понимать причины успеха учебной деятельности. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
8. Специально - прыжковые упражнения. Подвижная игра. Медленный бег 1-3мин. СБУ. Специально - прыжковые упражнения: ( на одной ноге по очередно, на двух ногах, переступание, классики, приставные движения, передвижения боком,прыжки с одной стороны на другую и т.д.) Подвижные игры. Игры на ловлю, передачу мяча.
«Штандр».
Игры в круге и за кругом. Знать как выполнять ловлю и передачу мяча в цель,а также правила подвижной игры. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
9. Передача мяча на точность через сетку. Эстафеты с элементами волейбола. Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения с мячами. Беговые упражнения. Передача мяча в парах, а также сидя на полу. Эстафеты с различными предметами, включая мячи. П.и. «Боулинг», «Кто быстрее»?.Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи мяча. Знать как выполняется передача мяча на точность через сетку. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, понимать причины успеха учебной деятельности. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
10 Передача мяча на точность в парах. Эстафеты с мячами и без него. Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения с мячами. Передача мяча в парах, а также сидя на полу. Эстафеты с различными предметами, включая мячи.Подвижные игры. Совершенствование держания, ловли, передачи мяча. Игры: «Мяч в корзину», «Школа мяча». Закрепление и совершенствование держания, ловли , передачи мяча. Ориентирование в пространстве. Знать как выполняется передача мяча на точность через сетку. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
11 Броски мяча в движении. Нижняя прямая подача. Подвижная игра. Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения в движении. Разминка с мячами. Броски мяча в парах, а также в колоннах со сменой мест. Нижняя прямая подача в парах с 5-6м. П.и. «Мяч капитану.
Подвижные игры. Совершенствование держания, ловли, передачи мяча. Игры: «У кого меньше мячей», «Охотники и утки». Закрепление и совершенствование держания, ловли , передачи мяча. Ориентирование в пространстве. Знать как выполняется бросок мяча в движении, а также технику нижней прямой подачи. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
12 Обучение передачи мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Медленный бег 2 мин. ОРУ с мячами. Разминка с мячами. В парах, одни набрасывает мяч партнеру, другой выпоняет передачу мяча снизу. Нижняя прямая подача в парах с 5-6м. Подвижные игры. Совершенствование держания, ловли, передачи мяча.
Игры: «Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему».
Формирование знаний и представления о правилах безопасности и поведения при выполнении упражнений. Знать технику передачи мяча снизу двумя руками, а также технику нижней прямой подачи. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, понимать причины успеха учебной деятельности. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
13. Упражнения с набивными мячами. Нижняя прямая подача. Медленный бег 2 мин. ОРУ с мячами. Упражнения с набивными мячами. ( броски наб. мяча в парах, одной рукой, двумя руками, от груди и т.д.). Нижняя прямая подача через сетку с 3-х метровой линии.
Подвижные игры. Подвижные дворовые игры: «Прятки»,
«Салки». Формирование реакции и представления о разнообразии подвижных играх.
Знать как выполнять упражнения с набивными мячами, а также технику нижней прямой подачи. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение других. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.
14. Передача мяча снизу. Перемещения в тройках. Медленный бег 1-3 мин. Общеразвивающие упражнения в движении. СБУ. Разминка с мячом. Передача мяча в парах, тоже самое ток на скамейке (один сидит на скамейке, другой бросает мяч, а партнер отбивает. Подвижные игры. Перемещения в тройках. Игры на быстроту действий: «Кто быстрее»,
«Собери флажки»,
«Рыбаки и рыбки». Формировать знания и представления о влиянии эмоций и настроения на состояние здоровья человека. Знать как выполнять перемещения в тройках, а также передачу мяча снизу. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, понимать причины успеха учебной деятельности. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
15. Передача мяча сверху двумя руками. Нижняя прямая подача. Медленный бег 1-3 мин. ОРУ в движении. СБУ. Разминка с мячом. Передача мяча сверху двумя руками в парах (один подбрасывает мяч перед собой, поднимает руки для передачи мяча – ловит мяча и передает его партнеру, другой делает тоже самое). Нижняя прямая подача через сетку с 3-х метровой линии. П.и. «Вызов номеров», «Боулинг». Формирование реакции и представления о разнообразии подвижных играх. Знать технику передачи мяча сверху двумя руками, а также технику нижней прямой подачи. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
16. Сдача контрольных испытании по физической и технической подготовке. Подвижная игра. Медленный бег 1-3 мин. ОРУ в движении. СБУ.
Сдача контрольных испытании по физической и технической подготовке. Подвижная игра.
Подвижные игры. Зимние игры на санках:
«Быстрые упряжки», «Гонки санок». Формирование реакции и представления о разнообразии подвижных игр. Знать как выполнять контрольные нормативы по физической и технической подготовке, а также правила подвижной игры. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
17. Передача мяча сверху. Прыжки через скакалку. Подвижная игра. Медленный бег 1-3 мин. ОРУ в движении. Беговые упражнения. Передача мяча сверху двумя руками. (один подбрасывает мяч перед собой, поднимает руки для передачи мяча – ловит мяча и передает его партнеру, другой делает тоже самое), также можно сидя на полу в парах. Прыжки через скакалку. Подвижная игра «Мяч среднему «Вызов по имени», «Мяч в корзину» Формирование реакции и представления о правилах безопасного поведения при метании снежков. Знать технику передачи мяча сверху двумя руками, а также технику прыжка через скакалку.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
18. Обучение технике приема мяча снизу двумя руками. Подвижная игра. Медленный бег 1-3 мин. ОРУ в движении. Беговые упражнения. Разминка в парах. Прием мяча в парах (один выполняет бросок другой, принимает мяч перед собой, тоже самое через сетку.Подвижные игры
Формировать знания и представления о влиянии эмоций и настроения на состояние здоровья человека. Знать технику приема мяча снизу двумя руками, а также правила подвижной игры. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
19. Круговая тренировка по станциям. Подвижная игра.
Медленный бег 1-3мин. СБУ. Круговая тренировка по станциям. (выполнение упражнений на матах, прыжки через скакалку, подтягивание из виса лежа, бросок набивного мяча, поднимание наб. мяча сидя - сгибая руки в локтевом суставе, упражнения для кистей и т .д.). Подвижные игры. Игры по метанию на дальность. «Точный расчёт», «метко в цель»,
«Кто дальше бросит». Формировать знания и представления о влиянии эмоций и настроения на состояние здоровья человека. Знать правила подвижной игры, и как выполняются упражнения на станциях. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
20. Прием мяча снизу через сетку. Ознакомление с игрой по упрощенным правилам пионербол. Медленный бег 1-3 мин. ОРУ в движении. Беговые упражнения. Разминка в парах. Прием мяча снизу в парах 3-5м друг от друга, одни набрасывает, другой принимает мяча перед собой и ловит, а также через сетку. Игра пионербол (правила игры)
Подвижные игры «Попробуй унеси», «Салки с мячом». Знать технику приема мяча снизу двумя руками, правила игры по упрощенным правилам пионербол. Ознакомиться и изучить новую игру. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.
21. Ознакомление с прямым нападающим ударом. Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения. Разминка с мячом. Изучение и выполнение техники нападающего удара правой и левой рукой. Имитация Н.у. у сетки. Специальные упражнения у стены в опорном положении. Подвижные игры. «Гонка мячей», «День и ночь". Формировать знания и представления о влиянии эмоций и настроения на состояние здоровья человека.
Знать технику прямого нападающего удара. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
22. Имитация нападающего удара. Прием и передача мяча снизу. Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения. Разминка с мячом. Изучение и выполнение техники нападающего удара правой и левой рукой. Имитация Н.у. у сетки. Прием и передача мяча снизу в парах (на скамейке и т.д.), а также через сетку. Подвижная игра «Метко в цель» Формирование реакции и представления о разнообразии подвижных играх. Знать технику прямого нападающего удара, а также приема и передачи мяча снизу. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
23. Имитация нападающего удара через сетку. Передача мяча снизу в тройках. Медленный бег 2-3 мин. ОРУ в движении. . Разминка с мячом. Изучение и выполнение техники нападающего удара правой и левой рукой. Имитация Н.у. у сетки с малым мячом.Передача мяча снизу в тройках (двое бросают по очередно третьему, а он выпоняет передачу снизу обратно).
Подвижные игры. Игра: «Русские городки», «Кто быстрей». Знать технику прямого нападающего удара, а также передачи мяча в тройках. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
24. Обучение одиночному блокированию. Специально - прыжковые упражнения. Медленный бег 2-3 мин. ОРУ, СБУ. Разминка с мячом. Одиночное блокирование во 2,3,4 зоне, а также вдоль сетки на каждый приставной шаг. СПУ по лесенке (различные комбинации.Подвижные игры. Игра: «Русские городки», «Подвижная цель», «Салки». Формирование реакции и представления о разнообразии подвижных играх.
Знать технику одиночного блокирования, и специально-прыжковые упражнения. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, понимать причины успеха учебной деятельности. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
25. Одиночное блокирование.
Эстафеты с элементами волейбола. Подвижные игры. Медленный бег 2-3 мин. ОРУ, СБУ. Разминка с мячом. Одиночное блокирование во 2,3,4 зоне, а также вдоль сетки на каждый приставной шаг. СПУ по лесенке (различные комбинации)
Подвижные игры. «Мяч среднему», «Встречная эстафета», «Точно в цель» Участвовать в продуктивной деятельности в ходе создания совместного проекта.
Знать технику одиночного блокирования, а также правила подвижной игры. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
26. Имитация нападающего удара. Прием и передача мяча снизу. Медленный бег 2-3 мин. Общеразвивающие упражнения. Разминка с мячом. Изучение и выполнение техники нападающего удара правой и левой рукой. Имитация Н.у. у сетки. Прием и передача мяча снизу в парах (на скамейке и т.д.), а также через сетку. Подвижная игра «Метко в цель» Участвовать в продуктивной деятельности в ходе создания совместного проекта. Знать технику прямого нападающего удара, а также приема и передачи мяча снизу. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
27. Упражнения с набивными мячами. Нижняя прямая подача. Медленный бег 2 мин. ОРУ с мячами. Упражнения с набивными мячами, (броски наб. мяча в парах, одной рукой, двумя руками, от груди и т.д.). Нижняя прямая подача через сетку с 3-х метровой линии.
Подвижные игры. Подвижные дворовые игры: «Прятки»,
«Салки». Участвовать в продуктивной деятельности в ходе создания совместного проекта. Знать как выполнять упражнения с набивными мячами, а также технику нижней прямой подачи. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
28. Перемещения в тройках. Ознакомление с верхней прямой подачей. Медленный бег 2 мин. ОРУ с мячами. Беговые упражнения. Разминка с мячом. Одиночное блокирование во 2,3,4 зоне. Перемещения в тройках с перебеганием( с мячом). Верхняя прямая подача (отработка удара по подвешанному мячу, а также в парах, подброс перед собой ловля и удар бьющей рукой,а также партнеру). Подвижная игра «Играй, играй мяч не теряй, «Мяч в корзину». Научатся выполнять перемещения в тройках с мячом, а также верхнюю прямую подачу. Знать технику перемещений, а также технику верхней прямой подачи. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
29. Круговая тренировка по станциям. Подвижная игра.
Медленный бег 1-3мин. СБУ. Круговая тренировка по станциям. (выполнение упражнений на матах, прыжки через скакалку, подтягивание из виса лежа, бросок набивного мяча, поднимание наб. мяча сидя - сгибая руки в локтевом суставе, упражнения для кистей ) Подвижные игры. «Точный расчёт», «метко в цель», «Кто дальше бросит». Научатся выполнять все упражнения по станциям правильно, а также знать правила подвижной игры. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
30. Индивидуальная работа с мячом. Верхняя прямая подача. Медленный бег 2 мин. ОРУ с мячами. Беговые упражнения. Разминка с мячом. Одиночное блокирование во 2,3,4 зоне. Перемещения в тройках с перебеганием Знать как индивидуально работать с мячом, и технику верхней прямой подачи. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
31. Ознакомление с техникой падения и перекатом на бедро в сторону. Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. Беговые упражнения.. Разминка с мячом. Падение с перекатом на бедро в сторону (выполнение упражнения на матах).
Подвижные игры.
Соревнования «весёлые старты». Формировать знания и представления о влиянии эмоций и настроения на состояние здоровья человека. Знать технику падения и переката на бедро в сторону. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
32. Передача мяча снизу с падением и перекатом на бедро. Нижняя прямая подача. Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Передача мяча снизу , с падением и перекатом на бедро (выполнение упражнения на матах). Нижняя прямая подача через сетку.
Подвижная игра «Мяч среднему», «Подвижная цель», «Боулинг». Учатся применять свои знания и умения для укрепления своего здоровья, Знать технику передачи мяча снизу с падением и перекатом на бедро в сторону, а также технику нижней прямой подачи. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
33 Игра по упрощенным правилам пионербол. Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Нижняя прямая подача через сетку. Игра по упрощенным правилам пионербол. Знать технику нижней прямой подачи, и правила игры. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
34 Игровая тренировка. Итоги года. Домашнее задание на лето. Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Учебная игра по упрощенным правилам (пионербол). Домашнее задание на лето. Итоговое занятие. Любимые игры детей. Формировать знания и представления о влиянии эмоций и настроения на состояние здоровья человека. Знать правила игры. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Содержание программы
Основы знаний (теоретическая часть):
Основы истории развития волейбола в России;
Сведения о строении и функциях организма человека;
Правила игры в волейбол (пионербол);
Места занятий, инвентарь.
Общефизическая подготовка (практическая часть):
Строевые упражнения;
Гимнастические упражнения;
Легкоатлетические упражнения;
Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть):
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
Подвижные игры;
Упражнения для развития прыгучести;
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;
Техника нападения (практическая часть):
Перемещения и стойки;
Действия с мячом. Передачи мяча;
Техника защиты:
Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
Тактическая подготовка. Тактика нападения:
Индивидуальные действия
Командные действия
Тактика защиты:
Индивидуальные действия
Командные действия
Контрольные игры и соревнования:
теоретическая часть
Правила соревнований
практическая часть:
Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола
Учебно-тренировочные игры
Содержание
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Первый урок посвящается организационным вопросам. Учитель знакомится с группой, рассказывает о задачах работы секции, о содержании учебно-тренировочных занятий, о требованиях к занимающимся, о программе и расписании занятий.
Развитие волейбола
Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и международные.
Физическая культура и спорт в России.
Коллектив физической культуры — основное звено физкультурного движения
Организация, задачи, содержание работы коллективов физкультуры.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль.
Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом с учетом его специфических особенностей. Режим дня и питания с учетом занятий спортом. Предупреждение спортивных травм на занятиях волейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю. Режим дня школьника.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.
Правила игры в волейболе. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.
Общая и специальная физическая подготовка.
Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.
Основы техники и тактики игры. Характеристика основных приемов техники: перемещения, стойки, передачи, подачи, нападающие удары. Значение технической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.
Практические занятия
Общая физическая подготовка. (Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; совершенствование навыков естественных видов движений; подготовка к сдаче нормативов)
Строевые упражнения. Команды для управлении группой. Понятия о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг.
Гимнастические упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы. Упражнения с резиновыми амортизаторами на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стенки и т. д.). Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами, гантелями (бег, прыжки, приседания). Прыжки  в  высоту  с  прямого  разбега   (с  мостика)   углом  или  согнув ноги.
Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, кувырок вперед из упора присев). Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки.
Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки: через планку с поворотом на 90 °С с прямого разбега. Прыжки в высоту способом «перекидным». Прыжки в длину с места, с разбега способом «согнув ноги».
Метание. Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Спортивные игры. Баскетбол, волейбол и т.д.
Специальная физическая подготовка. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20—30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно— спиной. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом — отягощением.
Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй,  унеси», различные варианты игры «Салки». Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко — в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Школа мяча», «Охотники и утки», «Два мороза», «Мяч капитану», «Кто быстрей»,«Мяч — среднему», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета».Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с наживным мячом (или двумя) в руках (до 5 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица — быстрое разгибание ноги.
Многократные броски набивного мяча (массой 1—2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления Стоя на расстоянии 1 — 1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполняются ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены.
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же, с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота— 40—80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам.
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев — на месте и в сочетании с различными перемещениями.
Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками. Многократные передачи баскетбольного мяча. Упражнения для кистей рук с гантелями, кистевыми эспандерами. Многократные броски волейбольного мяча в стену.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Упражнения с набивными мячами, волейбольными мячами (совершенствование ударного движения по мячу на резиновых амортизаторах). Подачи с силой у тренировочной сетки (в сетку).
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз — стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке — в парах и через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота—1,5—2 м) или на полу (расстояние — от 5 до 10 м). Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку.
Техника нападения.
Перемещения и стойки. Стартовая стойка (исходное положение): низкая. Скачок вперед. Сочетание стоек и перемещений.
Действия с мячом. Передачи мяча: верхняя передача в парах, тройках; передача в стену с изменением высоты передачи или расстояния до стены; передача мяча в стену в сочетании с перемещениями; передача на точность с собственного подбрасывания.
Нападающие удары: прямой нападающий удар сильнейшей рукой (броски теннисного мяча через сетку); удары по мячу в держателе и с собственного подбрасывания, с подбрасывания партнера.
Техника защиты.
Действия без мяча: скачок вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
Действия с мячом: прием мяча снизу двумя руками (отбивание мяча снизу двумя руками в парах, с различными заданиями; многократное подбивание мяча снизу над собой); прием снизу — с подачи; одиночное блокирование (стоя на подставке в зонах 4, 2, 3).
Тактическая подготовка. Тактика нападения.
Индивидуальные действия. Выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на площадке): передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу. Чередование нижних подач в дальнюю и ближнюю к сетке половины площадки. Подача (нижняя) на точность в зоны (по заданию).
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме мяча, посланного противником через сетку. При блокировании (выход в зону удара). При страховке партнера, принимающего мяч с подачи, передачи. При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху двумя руками или снизу)
Командные действия. Расположение игроков при приеме мяча от противника, «углом вперед».
Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результата соревнований.
Практические занятия. Сдача нормативов. Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола. Учебно-тренировочные игры, товарищеские встречи.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по специальной и технической подготовке весной (Апрель – Май) в конце учебного года.
Тактическая и  физическая   подготовленность (контрольные нормативы)

п/п Содержание требований (вид испытаний) Девочки Мальчики
1 Бег 30 м с высокого старта  (с) 5,9 5,7
2 Бег 30 м, 6х5  (с) 12,5 12,0
4 Прыжок в длину с места  (см) 140 160
6 Метание баскетбольного мяча из – за головы двумя  руками, сидя   (м) 3,0 4,0
Техническая подготовленность
№ п/п Содержание требований (виды испытаний) Количественный
показатель
1 Передача мяча снизу над собой 3
2 Нижняя прямая подача на точность 2
3 Передача мяча снизу у стены 2
Методическое обеспечение программы
Занятия проводятся в спортивном зале, а также на оборудованной спортивной площадке.
Для проведения занятий по  волейболу имеется следующее оборудование и инвентарь:
1.  Сетка волейбольная                                               - 2 шт.
2.  Гимнастическая  стенка                                         - 8 пролетов
3.  Гимнастические   скамейки                                   - 2 -3шт.
4. Гимнастические маты                                            - 7-10 шт.
5.   Скакалки                                                               -8-15 штук
6.  Мячи набивные (масса 1 кг)                                 - 5-7 штук
7.  Мячи  волейбольные                                             - 8-12 шт.
8.  Рулетка                                                                 -1 шт.
9. Компьютерная техника                                         -1 шт.
10. Литература и интернет ресурсы

Список литературы для учителя:
1.  Волейбол/Под ред. А. Г. Айриянца. М., 1996г.
2. Жаров К.  П.  Волевая подготовка спортсменов. М.,  1996 г.
3. Железняк  Ю. Д.  Тактическая  подготов3
ка  волейболистов.  Смоленск,  1995г
4. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 2000 г.
5. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., 1998 г.
6. Железняк Ю. Д.  и др. О методах и  организации    отбора    в спортивные школы по волейболу. М., 1991 г.
7. Волейбол в школе. Железняк Ю.Д.,Слупский Л.Н. Москва «Просвещение»,1989г.
8. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов, Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. М.:Просвещение,2011г.
9. Голомазов В. А. В. А. Голомазов, В. Д. Ковалев, А. Г. Мельников
Волейбол в школе. Пособие для учителя. М, «Просвещение». 1976,.
10. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов
образовательных  учреждений» под редакцией В.И.  Ляха, А.А Зданевича.
Москва «Просвещение» 2009г., допущенной Министерством  образования и наук
Р.Ф.
11. Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразовательных у учреждений В.И. Лях. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2013г.
12. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. Практический материал. - М.: ТВТ «Дивизион», 2005.
Список литературы для воспитанников
1. Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе/ М.В.Видякин.- Волгоград: Учитель, 2006 г.
2. Фурманов А   Г. Волейбол на лужайке, в парке, на траве. М., 1992 г.
3. Фидлер М. Волейбол. М.,  2002 г.
4. Энциклопедия «Аванта +», 2006 г. Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский, Волейбол в школе, М – «Просвещение» 1989 год.
5. А.В. Беляев Волейбол на уроке физической культуры, М – «Физкультура и спорт» 2005 год.