Дополнительная программа внеурочной занятости по Фгос


Безина Анна Николаевна г. Майский КБРСодержание рабочей программы:
1.Пояснительная записка………………………………………………………стр.3
2.Общая характеристика учебного предмета………………………………..стр.3-4
3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.......стр.4-5
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета…………………………………………………………стр.5-6
5. Содержание тем учебного курса……………………………………….….стр.7-11
6.Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов деятельности обучающихся………………………………………………..……стр.12-14
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………………………………………стр.15
8.Приложение к программе…………………………………………………стр.16-17
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по краеведению соответствует учебному плану ОУ и разработана в соответствии с положениями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования.
Программа клуба «Краевед» составлена для работы со школьниками и направлена на социокультурную адаптацию ребенка, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 5-7 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Сроки реализации: 2015- 2016 учебный год.
Образовательная область «краеведение» включает историю, историю КБР и географию.
2.Общая характеристика учебного курса клуба «Краевед» :В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
         В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
         Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
         Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Кабардино- Балкарии и своего района.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Кабардино-Балкарской республики, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
3.Ценностные ориентиры содержания клуба «Краевед».
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Краеведение» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается ( пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. В программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, туристическо-краеведческие технологии, проектные технологии.
Программа курса «Краевед» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Занятия клуба проходят 1 раз в неделю в течение 1 часа - 35 часов в год. 4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса клуба «Краевед»:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины Основные требования к знаниям и умениям при изучении курса «Краевед »
Выпускник научится:
Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);
- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу». Развитие воображения;
- Знакомство со «знакомым», радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;
- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).
Выпускник получит возможность научиться:
участвовать с беседами с информантами;
посещать музеи и другие культурные учреждения;
участвовать в игровой забаве, в праздниках.
Планируемые результаты изучения курса клуба «Краевед:
■ Познание своего ближайшего социоприродного окружения; природы, жизни людей своего края
■ Накопление фактических знаний о природных и социоприродных объектах и системах
■ Накопление фактических знаний об искусстве, веровании, мифологии народов проживающих в данном регионе
■ Развитие познавательной активности в области изучения истории и этнографии
■ Изучение декоративно-прикладного искусства как объекта профессиональной деятельности людей
■ Осознание себя в мире природы и в мире людей как личности
■ Признание ценности человека и ценности всех живых существ
■ Формирование активной позиции в природоохранной деятельности
■ Привитие трудовых умений и навыков
■ Развитие национально-культурных, этических норм общения со старшими и сверстниками
■ Умение выражать свои эмоции и чувства в слове, музыке, художественных образах и т.д.
5. Содержание тем курса клуба «Краевед».
Распределение материала курса «Краевед».
Тема теория практика экскурсии всего часов
1. Введение 1 - - 1
2.Я- гражданин России 2 - - 2
3. Мой край на карте Родины 2 - - 2
4. Природа нашего края 2 1 - 3
5. Моя малая Родина 1 1 2
6.Моя улица 1 - 1 2
7. Что дает наш край стране 1 1 1 3
8. Красная книга родного края. - 1 1 2
9. Наш край богат талантами - 1 1 2
10. Наша школа 2 1 1 4
11.Я и моя семья 2 2 1 5
12. Наш край в годы Великой Отечественной войны 2 1 1 4
13. Герб района 1 1 2
Резерв 1
Всего часов: 14 11 8 35
Основные изучаемые вопросы:
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края. Изучение правил поведения в музеях, типы и виды музеев.
Тема 2. Я — гражданин России. (2 часа).
1.Моя родина – Россия. Государственные символы современной России. Символика в истории России. Государственные праздники России.
2. Путешествие по карте России. Города России. Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках. Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы.
Тема 3: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)
1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 4: “Природа нашего края”.(3 ч)
Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Кабардино - Балкарии.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3.Объекты природы своей области.
4. Климат
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
– операция “Чистый двор”.
Тема 5: “Моя малая Родина”.(2 ч)
1. Заочная экскурсия по городу.
2. Знакомство с историей города Майского, посещения музеев и памятников города.
Тема 6: “Моя улица”.(2 ч)
Урок-экскурсия по улицам города. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам моего города».
Тема 7 :“Что дает наш край стране”.(3 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством области, села, его предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране». Тема 8: “Красная книга родного края”.(2 ч)
Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Тема 9: “Наш край богат талантами”.(2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков .
Тема 10:“Наша школа”. (4 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 11: “Я и моя семья ”.(5 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
-Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 12:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (4 ч)
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
Тема 13: “Герб района”.(2 ч)
Лекция по геральдике.
Творческая работа по созданию символа (герба) своего района, села. Тема
Календарно-тематический планирование программы клуба «Краевед».

п/п Наименование темы Дата проведения
план факт
1. Что такое музей? Знакомство с правилами техники безопасности и поведения в музее. 02.09 2. Цели и задачи школьного музея, направления музея. 09.09 3. Кабардино- Балкария в контексте истории России 16.09 4. История моей малой Родины. 23.09 5. Достопримечательные места КБР 30.09 6. Природа КБР, растительность и животный мир 07.10 7. История образования города Майского 14.10 8. Появление первой железной дороги 21.10 9. Поселок Майский и его преобразование в город 28.10 10. Просмотр экспозиции: «История станицы Пришибской» 12.11 11. Экскурсия в школьный музей: «История станицы Пришибской» 19.11 12. Поселок и станица Пришибская в 20-30-е годы xx века. 26.11 13. Культурно-экономическое развитие станицы Пришибской 02.12 14. Просмотр экспозиции ко дню Конституции РФ. 09.12 15. Работа с исторической литературой по становлению города Майского 16.12 16. Помощь в музее по обновлению экспозиции «Памятники города Майского» 23.01 17. Просмотр экспозиции «Памятники города Майского» 13.01 18. Посещение краеведческого музея «Боевой и трудовой славы» 20.01 19. Экскурсия в школьный музей к «72-й годовщине снятия блокады Ленинграда» 27.01 20. Подготовка экспозиции на тему: «Изучение изменения города Майского и его совершенствования» 03.02 21. Помощь в подборке материалов о Учителях работающих в довоенное и послевоенное время 10.02 22. История праздника 23 февраля в Майском районе 17.02 23. История праздника масленицы в Кабардино - Балкарии24.02 24. Праздник 8 марта в Майском районе. Традиции праздника на Северном Кавказе 03.03 25. Семейные традиции и обычаи народов Северного Кавказа. 10.03 26. Творческий конкурс на тему: «Старая фотография рассказала» 17.03 27-28 Проект на тему: «Я и моя семья». Родословное древо 01.04
07.04 29-30 Работа с исторической литературой о Великой Отечественной войне на Северном Кавказе. 14.04
21.04 31 Экскурсия в школьный музей» 28.04 32 Защита творческой работы «Расскажи о своем герое». 05.05 33 Геральдика – история появления и развития. 12.05 34 Что значат символы геральдики. Защита творческих работ 19.05 35 Резерв 26.05 Принципы краеведческого воспитания и образования:
Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;
Принцип демократичности - достигается не только тем, что образовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что учитель самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;
Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.
Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. Школьники получат сведения об истории территориального и хозяйственного освоения Кабардино-Балкарии, познакомятся с выдающимися людьми: деятелям науки, культуры, образования, экономики, внесшими свой вклад в освоение и развитие региона.
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Литература для педагога
Атлас для школьников Кабардино-Балкарии
История города Майского. –изд-во «Эльбрус», 2006. – 423с.
Малинин И.А. Мой край. Программа дополнительного образования по краеведению. – М.: ИД «Первое сентября», 2006.- 34с.
Непомнящий Н.Н. Природные катастрофы. – М.: изд-во «Астрель», 2001. – 216с.
Орлова Н.А. Драгоценные камни и минералы. – М.: изд-во «Астрель», 2000. – 152с.
Программы для общеобразовательных учреждений. География России. 8-9 классы/Под ред. А.И. Алексеева. – М.: изд-во «Дрофа», 2002.- 98с.
Селиверстов Ю.П. Землеведение. М.: изд-во «Академия», 2004. – 154с.
Константинов Ю.С., Митрахович С.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011. - 352 с., ил.
Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918-2008гг.).- М.: ФЦДЮТиК, 2008.-312 с., ил.
История Кабардино- Балкарии –Н. «Эльбрус», 2011
Технические средства
Наличие возможности доступа к архивным материалам
Наличие возможности выезда к местам экскурсий
Канцелярские материалы
Компьютер, принтер
Цифровой фотоаппарат
8.Методическое обеспечение программы
№ Разделы, темы Форма занятий Дидактические
материалы Техническое оснащение Формы подведения итогов
1 Вводное занятие Групповая, лекция, беседа Инструкции по ТБ Оборудованный кабинет Опрос, наблюдение
2 Летопись родных мест Групповая. лекция, беседа, практическое занятие, индивидуальная, экскурсии Архивные материалы, дополнительная литература, памятки Канцелярские материалы, компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат Презентация личных достижений в процессе формирования банка данных
3 Родословие Групповая. лекция, беседа, практическое занятие, индивидуальная Архивные материалы , дополнительная литература, памятки Канцелярские материалы, компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат Презентация личных достижений в процессе формирования банка данных
4 Военные события Групповая. лекция, беседа, практическое занятие, индивидуальная, экскурсии Архивные материалы, дополнительная литература, памятки Канцелярские материалы, компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат Презентация личных достижений в процессе формирования банка данных
5 Природное наследие Групповая. лекция, беседа, практическое занятие, индивидуальная, поход Архивные материалы, дополнительная литература, памятки Канцелярские материалы, компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат Презентация личных достижений в процессе формирования банка данных
6 Этнография Групповая. лекция, беседа, практическое занятие, индивидуальная, игровая, экскурсия Архивные материалы, дополнительная литература, памятки Канцелярские материалы, компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат Презентация личных достижений в процессе формирования банка данных
7 География Групповая. лекция, беседа, практическое занятие, индивидуальная Архивные материалы, дополнительная литература, памятки Канцелярские материалы, компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат Защита проектов