Программа по внеурочной занятости Отряд юных пожарных


УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНО
методическим советом МБОУ СОШ №1 приказом №_____от «___»________20___г.
Протокол №___ Директор МБОУ СОШ №1
от «____»________20___г. __________/__________________________/
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Отряд юных пожарных»
2016-2017
НаправлениеСоциальное
Рабочая программа составлена на основе: Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. П/р Горского Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения). Москва, «Просвещение» 2011 год
Составитель: учитель ОБЖ, МБОУ СОШ № 1
Лияськина Елена Леонидовнаг.Александровск-Сахалинский
2016 год
Пояснительная записка
Цель программы «Отряд юных пожарных» — повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка ученических добровольных пожарных дружин.
Обучаться могут школьники начальной и основной школы (в смешанных группах); занятия проводятся два раза в неделю в классе с использованием современных компьютерных технологий.
Освоение программы предполагает, что дети будут знать:
- основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
- принципы организации и порядок тушения пожаров;
- особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
- приёмы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.
А также дети научатся:
- применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
Дети будут иметь представление:
- об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;
- о перспективах развития отечественных аварийно- спасательных средств и средств пожаротушения;
- о природных явлениях региона;
- о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах.
Содержание курса.
Пожарно-профилактическая подготовка
1. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Практическая работа: составление словарика научно- технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России.
2. Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания
Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку; как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём.
Практическая работа: лабораторные работы (демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения).
3. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах
Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.
Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе.
4. Правила пожарной безопасности в школе и в быту
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.
5. Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.
6. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
II. Тактико-техническая подготовка
1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения
Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.
2. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование
Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе и т. д.
3. Основы профессии пожарного
Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.
4. Первичная доврачебная помощь при пожаре
Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи.
Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.
Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
5. Противопожарное водоснабжение
Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре.
Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение.
Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного водоснабжения.
6. Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт
Формирование знаний о назначении и работе пожарно-технического вооружения; формирование волевых и морально-психологических качеств.
Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы) спортивной классификации. Правила проведения соревнований по различным видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию, финиш).
Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.
7. Подведение итогов.
Подведение итогов работы «Отряда юных пожарных». Подготовка к соревнованию.
Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту.
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о истории создания и развития пожарной охраны, о научно-технических достижениях в области предупреждения и тушения пожаров, о направлениях деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций, о первой медицинской помощи, о пожарно-спасательных работах, о строевых упражнениях, о правилах групповой и командной работы, об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения самоконтроля.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду и спорту, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт активной деятельности; опыт публичного выступления; опыт технически правильного выполнения двигательных действий, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п Наименование раздела и тем Всего Плановые сроки прохождения Фактические сроки прохождения Примечание
I. Пожарно-профилактическая подготовка 1 Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России 1 2 Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. 1 3 Практическая работа: составление словарика научно- технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России. 1
4 Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания 1 5 Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку; как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём. 1 6 Практическая работа: демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов 1 7 Практическая работа: демонстрация действия различных средств пожаротушения 1 8 Практическая работа: соблюдение мер предосторожности в обращении с огнём 1 9 Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах
Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах. 1 10 Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах 1 11 Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе 1 12 Практическая работа: предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров 1 13 Правила пожарной безопасности в школе и в быту. Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. 1 14 Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах. 1 15 Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении 1 16 Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в других муниципальных учреждениях. 1 17 Что делать при возникновении пожара? Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. 1 18 Правила действия в случае возникновения пожара. 1 19 Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения. 1 20 Практическая работа: освоение приёмов тушения возгораний 1 21 Практическая работа: освоение навыков эвакуации при пожаре. 1 22 Практическая работа: проведение эвакуации. 1 23 Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. 1 24 Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности. 1 25 Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома 1 26 Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности в образовательном учреждении. 1 II. Тактико-техническая подготовка 27 Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения. Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации 1 28 Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией. 1 29 Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных. 1 30 Практическая работа: проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания. 1 31 Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. 1 32 История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение. 1 33 Практическая работа: выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. 1 34 Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту. 1 Итого: 34 Рекомендуемая литература:
1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. – М., 2002.
2.Подготовка срасателей-пожарных. – М.,2004.
3. Пожарная тактика в примерах. – М.. 2006.
4. Пожарная тактика. Основы тушения пожаров. – М., 2006.
5. Пожарно-техническая подготовка. – М., 2005.
6. Пожаротушение в жилых и общественных зданиях. – М.,2003.
7. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учеб.пособие. – М., 2005.