Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная грамматика, 4 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная грамматика » разработана на основе:
1.Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
3.Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области - региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
6.Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).А также авторской программы  Ракитянской Е.Б.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык, позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
  Цель:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
 Задачи :-  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
-развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  -совершенствование общего языкового развития учащихся;
-  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
-  воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления
- развивать  смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
    
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
-  сознательность и активность;
-наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
  
Место курса  в учебном плане
  Занятия проводятся 1 раз в неделю , 35 часов в год
 
  Планируемые результаты
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
 
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

Тематическое планирование
№ Тема занятия Дата
1. Сказочное царство слов
2. Путешествие в страну слов
3. Путешествие в страну слов
4. Чудесные превращения слов
5. Чудесные превращения слов
6. В гостях у слов – родственников
7. В гостях у слов – родственников
8. Добрые слова
9. Добрые слова
10. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова
11. Новые слова в русском языке
12. Новые слова в русском языке
13. Встреча с зарубежными друзьями
14. Синонимы в русском языке
15. Синонимы в русском языке
16. Слова –антонимы
17. Слова –омонимы
18. Крылатые слова
19. В королевстве ошибок
20. В королевстве ошибок
21. В стране Сочинителей
22. В стране Сочинителей
23. Искусство красноречия
24. Искусство красноречия
25. Праздник творчества и игры
26. Трудные слова
27. Трудные слова
28. Анаграммы и метаграммы29. Анаграммы и метаграммы30. Шарады и логогрифы
31. Шарады и логогрифы
32. Откуда пришли наши имена
33. Занимательное словообразование
34. КВН по русскому языку
35 Игры со словами
ЛИТЕРАТУРА:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”,
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г