Рабочая программа по внеурочной деятельности Путешествие по стране этикета


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Алзамай»
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю
МО учителей начальных зам. директора по УВР директор
классов г.Алзамай МКОУ «СОШ №3 г.Алзамай» МКОУ«СОШ №3 г.Алзамай»
Протокол № 1 ___________ Дронова Т.П. ____Марженакова Л.Ф.
от 27.08.2015г. Приказ №180-О от 03.09.2015г.
Руководитель МО______
Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Путешествие по стране этикета»

Направление: духовно-нравственное

для 1-2 класса

срок реализации программы: 2 года

Программу составила:
Юрьева Р.Н.


Алзамай
2015г.

I.Пояснительная записка
Статус программы
Адаптированная программа «Путешествие по стране этикета» разработана на основе авторской программы «Этическая программа в начальных классах» учителя начальных классов А.И. Шемшуриной. Программа для начальной школы (1-4 классы). – М.,Школа-Пресс, 2005.
Направление программы: духовно-нравственное
Актуальность программы
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Программа «Путешествие по стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Цель:
Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
1.Научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения.
2.Развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие.
3.Предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру.
4. Прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Ценностные ориентиры содержания программы, курса
• освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека
и социума, в котором живет и развивается ребенок;
• оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
• личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
• развитие мотивации к саморазвитию.
Отличительные особенности программы Данная программа является результатом многолетнего труда детей, учителей и родителей. Разработана с учетом возрастных особенностей детей. Подобран актуальный объем материала. Это программа воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства воспитания культуры. Этикета. Возможности личностного роста и удовлетворение личных потребностей.
Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Условия реализации программы
К реализации программы привлечён педагог, владеющий способами и средствами духовно- нравственного воспитания. Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек. Для проведения занятий имеются компьютер, проектор, мультимедийная приставка, фотоаппарат, магнитофон. Занятия будут проводиться в классе, школьной и городской библиотеках, доме детского творчества.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7 – 8 лет.
Сроки реализации программы: 2 года
Режим занятий
Занятия проводятся в одновозрастной группе: 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 30 минут. Учебный курс рассчитан на 33 часа.
Методы и формы проведения занятий
• игровая;
• познавательная;
• краеведческая;
• сюжетно - ролевые игры;
• просмотр мультфильмов;
• посещение выставочных залов и музеев;
• походы в кинотеатр;
• конкурсы;
• посещение библиотек;
• праздники.
Способы оценивания достижений
Текущий контроль (осуществляется на каждом занятии педагогом);
– прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
–пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
– рефлексивный, то есть контроль, обращенный на «план действия» и опирающийся на понимание принципов его построения;
– контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
1-й год обучения – тесты, олимпиада;
2-й год обучения – олимпиада, практические работы.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускают сравнения его с другими детьми.
II. Общая характеристика программы, курса
В основе методики внеурочной деятельности лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания мира. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся выполняют практические работы исследовательского характера, различные творческие задания. Программа по внеурочной деятельности «Путешествие по стране этикета»» направлена на реализацию основных задач по воспитанию подрастающего поколения. Ввести в мир человеческих отношений нравственных ценностей, формирование личности. Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться. Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять. Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь. Разбудить творческое воображение учащихся. Развивать навыки общения и сотрудничества.
ΙΙΙ. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1.Умение правильно развивать мысль, самостоятельно подбирать верные по смыслу и лексике высказывания, иметь выразительную речь, четкое произношения, обогащённый словарный запас.
2.Умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
3.Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
4.Воспитывать этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов, морального поведения.
5.Обеспечить возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
6.Развивать действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
7. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные:
- использовать различные источники обучения (литература, интернет, карточки и др. материалы);
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
- владеть навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
- участвовать в диалоге;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно - популярных книг, понимать прочитанное;
- Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты:
1.Самостоятельно мыслить и творчески работать.
2.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
К концу обучения учащийся научится:
1. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
2.Называть основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение;
3.Называть этические чувства стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
4. Узнавать способы разрешения конфликтных ситуаций;
5.Узнавать правила ведения здорового образа жизни.
К концу обучения учащийся получит возможность научиться:
1.Начальным представлениям о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье.
2. Соблюдать нормы речевого этикета.
3.Здороваться, прощаться, благодарить.
4. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительных отношений к школе.
5.Выполнять правила гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
6. Вступать в диалог, отвечать на поставленные вопросы, участвовать в коллективных обсуждениях, воспроизводить и применять правила работы в группах, анализировать их работу.
Предполагаемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни (владение способами самопознания, рефлексии, приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, развитие творческих способностей.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия (школьник может приобрести опыт самоорганизации, опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами).
ΙV. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
1 класс
№ п/п Раздел (тема) Кол-во часов Теория Практика Вид деятельности
1. «Этика общения» 7 3 4
Познавательная, социальное творчество
2. «Этикет» 8 3 5 Познавательная, социальное творчество
3. «Этические нормы отношений с окружающими»» 9 3 6 Познавательная, досугово-развлекательная
4. « Этика отношений в коллективе»» 8 3 6 Познавательная, досугово развлекательная
5. Подведение итогов 1 1 Познавательная. Художественно-творческая. Проблемно-ценностное обучение.
Итого: 33 12 22 2класс
№ п/п Раздел (тема) Кол-во часов Теория Практика Вид деятельности
1. «Этика общения» 7 3 4
Познавательная, социальное творчество
2. «Этикет» 8 3 5 Познавательная, социальное творчество
3. «Этика отношений с окружающими»» 9 3 6 Познавательная, досугово-развлекательная
4. « Этика отношений в коллективе»» 8 3 6 Познавательная, досугово развлекательная
5. Подведение итогов 1 1 Познавательная. Художественно-творческая. Проблемно-ценностное обучение.
Итого: 33 12 22 V. Содержание программы «Путешествие по стране Этикета»
1 класс
Этика общения (7ч.)
Доброе слово, что ясный день.
Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.
Ежели вы вежливы.
Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».
Да здравствует мыло душистое.
Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.
Когда идёшь по улице.
Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.
Узнай себя.
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.
Нам счастья не сулит обида чья-то.
В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».
Подарок коллективу.
Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие.
Этикет (8ч.)
Простые правила этикета.
Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.
Повседневный этикет.
Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».
Весёлые правила хорошего тона.
Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.
Сказка об Этикете.
Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.
Продолжение сказки об этикете.
Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.
Путешествие в страну Этикета.
Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».
Просим к столу. Новогодний праздник.
Этика отношений с окружающими (9ч.)
Путешествие в волшебную сказку.
Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.
Я могу быть волшебником.
Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».
Маленькое дело лучше большого безделья.
Создание живой картины.
Любимый уголок родной природы.
Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.
У каждого народа свои герои.
Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.
Мы соберём большой хоровод.
Игра-праздник в форме хоровода.
Я люблю маму милую мою.
Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы.
Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.
Люби всё живое.
Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.
Этика отношений в коллективе (8ч.)
Если радость на всех одна.
Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».
Мой класс – мои друзья.
Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
Самолюб никому не люб.
Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».
Поиграем и подумаем.
Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.
О дружбе мальчиков и девочек.
Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».
Путешествие в мир мудрых мыслей.
Создание книги мудрости.
Доброта что солнце.
Подведение итогов (1ч.) Игры. Песни. Собирание лепестков.

2 класс
Этика общения (7ч.)
Если песни петь, с ними веселей.
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей.
Добрым жить на белом свете радостно.Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.
Добро творить – себя веселить.
Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.
Подумай о других.
Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
Подарок коллективу.
Урок-сюрприз, урок общения.
Делу – время, потехе - час.
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Этикет (8ч.)
По правилам этикета.
Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».
Приглашение к столу.
Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».
Вот школа, дом, где мы живем.
Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.
Вот магазин, куда идем.
Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.
Дороги, транспорт, пеший путь.
Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке. В гостях у Вежи.
Праздник вежливости.
Этика отношений с окружающими (9ч.)
Подари другому радость.
Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Изготовление поделки«Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».
От чего зависит настроение.
Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.
Не стесняйтесь доброты своей.
Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты
Мой дом – моя семья.
Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».
В труде человек хорошеет.
Практическое занятие: «Наш общий дом»
Все на белом свете солнышкины дети.
Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.
Со взрослыми и сверстниками.
Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.
Цени доверие других.
Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.
Этика отношений в коллективе (8ч.)
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».
Советуем друг другу.
Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»
Общее и особенное для мальчиков и девочек.
Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.
Поговорил бы кто со мной.
Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора. Путешествие по весеннему лесу.
Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.
Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.
Делаем газету.
Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты.
Доброта что солнце. Наши добрые дела.
Подведение итогов (1ч.)
Игры. Песни. Собирание лепестков.
VΙ. Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Методическая литература:
1.Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
2.Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 2001г.
3.Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
4.Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
5. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г
6.Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
Цифровые образовательные ресурсы:
1.http://nsc.1september.ru Начальная школа
2.http://www.uroki.net/docnach.htm - методическая копилка
3.http://www.pedsovet.su/load/100-1 - Педсовет.су4.http://www.uchportal.ru/load/45-1 - Учительский портал (начальная школа)
5.http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413753 - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
6.http://viki.rdf.ru/ Презентации
Источники, использованные при подготовке образовательной программы:
1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
2.Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
3.Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
4.Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
5.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
6.Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
7.Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
Источники, рекомендуемые для педагога:
1.Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
2. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
3.Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
4.Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
5.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
6.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
7.Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
8.Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
9.Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
10.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
Источники, рекомендуемые для учащихся:
Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
Барто А.Л. В театре.
Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Осеева В.А. Волшебное слово
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
Русская народная сказка. Лиса и Журавль
Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
Толстой Л.Н. Волк и собака.
Чуковский К. И. Федорино горе.
Чуковский К.И. Мойдодыр.
Чуковский К.И. Телефон.
Чуковский К.И. Краденое солнце.
Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Алзамай»
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора по УВР Директор
МКОУ «СОШ № 3 г. Алзамай» МКОУ «СОШ №3 г.Алзамай»
___________ Дронова Т.П. -----------МарженаковаЛ.Ф.
. Приказ №180-О от 03.09 2015г.
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности
«Путешествие по стране этикета»
Направление: духовно-нравственное
2 класс
на 2015-2016 учебный год

Планирование составили:
Юрьева Р.Н.
Чехова Н.Х.
Харасова И.А.


Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы
«Путешествие по стране этикета».
Программа рассчитана на 33 часа (1час в неделю).

№ п/п Содержание (тема занятия) Дата Продукт деятельности Примечание
Этика общения (7ч.) 1 Если песни петь, с ними веселей 10.09 Игры, песни 2 Добрым жить на белом свете радостно17.09 выставка рисунков « Путешествие друзей к Гудвину» 3 Добро творить –себя веселить 24.09 выставка рисунков о добре4 Подумай о других 1.10 Выставка изделий 5 Подарок коллективу 8.10 Урок сюрприз. Поделки 6 Делу время-потехе час. 15..10 Изготовление значка вежливости 7 Чего в другом не любишь. Того и сам не делай 22.10 выставка значков для школы вежливости Этикет ( 8ч.) 8 По правилам этикета 29.10 Решение задач по культуре поведения 9 Приглашение к столу 12.11 Практическое занятие «За столом» 10 Вот школа, дом где мы живем 19.11 книжка –малышка «В гостях у этикета» 11 Вот магазин ,куда идем 26.11 Экскурсия в магазин 12 Дороги.Транспорт3.12 .Практическое занятие на улицах города 13 Лес.речка,луг,где можно отдохнуть 10.12 Экскурсия в парк 14 В гостях у Вежи 17.12 Праздник «В гостях у Вежи» 15 Подари другому радость 24.12 .изготовление поделки «Подари другому радость» Этика отношений с окружающими (9ч.) 16 Подари другому радость 14.01 изготовление поделки «Подари другому радость» 17 Отчего зависит настроение 21.01 рисунки «Правила хорошего настроения» 18 Не стесняйтесь доброты своей 28.01 создание газеты 19 Мой дом-моя семья 4.02 поделка»Дом для гномов» 20 В труде человек хорошеет Практическое занятие «Наш общий дом» 21 Все на белом свете солнышкины дети 11.02 изготовление поделки 22 .Поздравляем наших мам 18.02 изготовление поделок для мам,рисунки23 Со взрослыми и сверстниками 25.02 Фото-выставка «Мой самый лучший друг» 24 Цени доверие других 3.03 Письмо другу.
Этика отношений в коллективе (8ч.) 25 Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались 10.03 Фотоколлаж 26 Советуем друг другу 17.03 Книга добрых советов 27 Общее и особенное для мальчиков и девочек 24.03 книжка раскладушка»Советыдрузей» 28 Поговорил бы кто со мной 7.04 Практическая работа «Поговорил бы кто со мной» 29 Путешествие по весеннему лесу 14.04 Экскурсия в парк 30 Подарок коллективу. 21.04 изготовление поделки 31 Делаем газету 28.04 коллаж 32 Доброта что солнце 5.05 Экскурсия «Наши добрые дела» Подведение итогов (1ч.) 33 Итоговое занятие. 12.05 Игры, песни, собирание лепестков.
Выставка изделий