Классный час на тему Вежливость — чудесная страна


МОУ Павинская СОШ
Учитель: Ковташ Ирина Васильевна.
КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема: «Вежливость- чудесная страна»
Цель: довести до сознания детей и сформировать понятие о воспитанности прежде всего, как понятие о вежливости; найти ответы на вопросы:
что значит быть вежливым?
зачем человеку быть вежливым?
как стать вежливым?
Ход занятия.
Уважаемые гости, ребята. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в необычную страну- страну вежливости. Правда, приглашают туда только хорошо воспитанных ребят.
Есть среди вас такие?
Нам предстоит ответить на следующие вопросы. ( дети читают вопросы написанные на доске).
(звучит музыка « маленькая страна» , входит Фея из страны Вежливости).

Добрый всем день! Я Фея из страны Вежливости, а это мой ученик, мой помощник.
Уважаемая Фея вежливости, я знаю, что ребята очень хотят быть воспитанными и вежливыми детьми, они многое для этого сделали.
Замечательно, мой друг, вот сейчас и проверим.
Ребята, а вы знаете, что значит быть вежливым?
( ответы детей)
Вежливый- это значит соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века « вежа» означало « знаток», тот ,кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
На свете есть много чудеснейших слов,
Таких, что нас радуют, греют и лечат.
Я думаю- каждый назвать их готов:
Приветствуй, здравствуйте, добрый всем вечер!
Слова есть, что к людям безмерно добры,
Весь мир освещая, как солнце в зените.
Их знают и люди, и еж, и бобры:
Спасибо, пожалуйста, ах, извините!
А я вот знаю одну странную девочку, у которой любимые слова:
Дай, хочу, не хочу, купи, не буду, отстань

Просят Танюшу: « Помой –ка посуду!»
Танечка буркнет: « Отстаньте, не буду»
Сядет она пить с пирожными чай:
« Ма, шевелись и лимона мне дай!»
Труден урок, если не по плечу,
Таня в истерике: « Нет, не хочу!»
Только и слышно: « купи и отстань!»
Нет среди вас ли таких же вот Тань?
Конечно нет! Правда ,ребята!
А вот мы сейчас проверим. Я буду читать двустишия, а вы, ребята, дополните его хором. Слушайте внимательно!
Встретил заяц белочку чуть свет,
Улыбнулся: « Белочка, (привет)».
Прыг лисенок на высокий пень
И кричит : «Эй , звери, добрый (день)».
Вежливость! Рецепт ее не нов:
Пожелай всем на ночь сладких (снов).
Если ты столкнулся с кем-то по пути,
Не забудь сказать : « Пожалуйста, (прости)».
Если вежлив поросенок Хрю,
Он, поев, шепнет : ( «Благодарю»)
Молодцы! Волшебные слова вы знаете, но самое главное не забывайте ими пользоваться!
Уважаемая Фея, а я например, знаю, что нельзя качаться на стуле, класть локти на стол, болтать ногами. И конечно, чавкать , когда ешь,
неприлично.
Ты прав мой милый друг! А теперь поговорим о поступках с позиции вежливого человека. Определите правильность решения ситуации.
(ученики от каждой группы представляют ситуацию, а ребята из других групп ее решают.)
Саша взять хотел конфету,
Опрокинул чай на Свету:
Через весь тянулся стол.
Ставим Саше 5 иль кол?
Съела Таня бутерброд-
Скатертью утерла рот.
За столом сидел Федул.
Он на суп усердно дул
И забрызгал всех вокруг…
Так ли делал он, мой друг?
Витя с правилом хорошим
Вовсе незнаком:
Он свою тарелку лижет
Длинным языком.
Аня конфету, гуляя, съедает,
Фантик куда, догадайся, бросает?
В этом вопросе, ребята, туман:
В урну, на землю иль, может, в карман?
Мальчик крикнул прохожему: « Скажите, сколько сейчас часов?»
Обращаясь к прохожему мальчик допустил три ошибки. Ответьте, какие ошибки он допустил?
( должен не кричать, а спокойно спросить: « Скажите, пожалуйста, который час» Не часов, а который час. После ответа надо сказать: « Спасибо.»)По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов: 1 портфель, 3 книжки и 1 большой сверток. Одна из книг упала.
- У вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве.- удивился тот .-Конечно, - объяснил мальчик, - у вас было 5 вещей, а теперь осталось 4.
-я вижу ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий , с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты еще не усвоил.
- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?
Никогда не называй никого обидными словами, не давай прозвищ, а нечаянно толкнул- извинись.
- Извини,- сказала Люда,-
Я поосторожней буду.
-Что ты, - возразил Марат,-
Ты прости , я виноват!
Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть не учителям, не родителям, не друзьям.

Коль хочешь, чтоб дружба была на года,
С друзьями делись ты всем- всем и всегда.
Не злись, не завидуй, старайся помочь.
Друзьям уступай ты, будь добрым в игре,
Не ссорься ни в школе и ни во дворе.
Зазнайкой, врунишкой, вреднюлькой не будь,
Ведь с другом всегда веселей трудный путь.
( исполняется песня « Если с другом вышел в путь»)
Пришло время спросить вас правила вежливости.
( ребята перебивая друг друга говорят правила вежливости)
В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Стоп-стоп, друзья! Вот и не все правила вы знаете! Говорить надо по очереди, а от вашего крика у всех головы разболелись. И половину сказанного никто не понял.
Скажу я вам ,ребятушки!,
Не ныла чтоб головушка,
Чтоб не лежать без сна,
Вы соблюдайте очередь
Не только в магазине,
При разговоре очередь
Не менее важна!
Мы все помним сказку А.С Пушкина « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.» Там есть такие строки….
В миг по речи распознали ,
Что царевну принимали…..
А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи.
Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда.
Именно речь « выдает» нас. По речи судят и о культуре и образованности человека, о его характере.
Очень важным качеством речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми. Его способность разговаривать учтиво, вежливо.( рассказ детей о создании «Вежливого словарика»)
1188720294640
-Мы создали « Вежливый словарик» благодаря родителям и нашей учительнице Ирине Васильевне Ковташ. Он представляет собой результат двухлетней работы. Словарик был задуман, как состоящий из добрых, вежливых слов и словосочетаний.
- В течение всех этих лет словарик пополнялся. Таким образом
« Вежливый словарик» содержит 140 слов и словосочетаний. Мы надеемся, что он поможет детям с уважением относиться к окружающим, быть вежливее, добрее.
-Работая над собой, над созданием « Словарика» мы пришли к выводу, что к воспитанному человеку все вокруг по другому относятся. Никто не ругается, не сердится, не обижается. Все улыбаются и радуются.
- быть хорошо воспитанным человеком не только почетно, но и очень приятно.

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость- чудесная, добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.
Все хором.
Если будем вежливы
Каждый день и час-
Станет мир счастливее
В миллионы раз!