Структура логопедического занятия по коррекции нарушений звукопроизношения. Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

Структура логопедического занятия по коррекции нарушений звукопроизношения

№п/п
Этапы занятия
Примерное содержание
Примечания

1
Организационный момент


1.1
- введение в тему занятия

Активизация детей, эмоциональный настрой на предстоящее занятие, игровые задания или упражнения, подводящие к основной теме занятия
1мин

1.2
- целеполагание

Сформулированный самим логопедом, или вместе с детьми, предвосхищаемый результат занятия, то есть то, что должно быть усвоено к концу занятия
1/2мин

1.3
- постановка задач
Определение этапов и направлений работы для достижения поставленной цели.
1/2 мин

2
Основная часть


2.1
Артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики
Статичные и динамичные упражнения, направленные на развитие кинестетических ощущений, общей артикуляционной моторики, или формирующие определённую артикуляционную позу; способствующие формированию сильной целенаправленной воздушной струи
3-5 мин

2.2
Уточнение артикуляции звука
Рассматривание схемы артикуляционного уклада; собственной артикуляции с опорой на зрительный и кинестетический анализаторы; моделирование артикуляции
1 -2 мин

2.3
Работа над звуком
(-постановка звука;
- автоматизация звука;
-дифференциация звука)
Специально подобранные речевые упражнения и задания, способствующие автоматизации изолированного звука, сочетания звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, речи в соответствии с общими рекомендациями
3 – 5 мин

2.4
Развитие моторных навыков
Упражнения, способствующие развитию общемоторных навыков, координации речи с движением
2- 3 мин

2.5
Развитие когнитивных функций
Игры, упражнения, задания, способствующие развитию функций внимания, памяти, мышления, связанные с общей тематикой занятия, включающие произношение изучаемых звуков
2 – 3 мин

3
Итог занятия. Рефлексия




Подведение итогов занятия, оценка достижения цели, выполнения задач
1 – 2 мин


Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

№п/п
Этапы занятия
Примерное содержание
Примечания

I
Организационный момент
Активизация детей, эмоциональный настрой на предстоящее занятие.
1мин

II


Основная часть




Последовательность, содержание и место структурных компонентов подбираются на усмотрение логопеда и соответствуют цели и задачам конкретного логопедического занятия
2.1 Введение в тему занятия.
Формирование и развитие фонематических представлений
Актуализация и повторение имеющихся знаний, усвоенных на предыдущих занятиях. При знакомстве с новой темой желательно, чтобы логопед с использованием дедуктивного метода по возможности «подвёл» детей к существованию и целесообразности нового языкового явления. Загадки, игры, упражнения по развитию речевых или когнитивных функций, подводящие к основной теме занятия. Выделение изучаемых на занятии звуков из слов, стихотворений, загадок и др. Объяснение темы занятия должно осуществляться только одним путём и в виде одного задания. Все остальные задания должны быть направлены на закрепление.
1/2мин



2.2 Целеполагание, постановка задач

Постановка основной цели занятия: сформулированный самим логопедом, или вместе с детьми, предвосхищаемый результат занятия, то есть то, что должно быть усвоено к концу занятия. Цель занятия предполагает отработку конкретного умения на данном конкретном занятии. При формулировании цели должны обозначаться только направления коррекционной работы. Недопустимо включение в цель видов работ, которые могут быть использованы для её реализации.
Постановка конкретных задач для данного занятия.
1/2 мин



2.3 Работа со звуком (ами)




- Уточнение артикуляции, характеристика звуков
Уточнение правильных артикуляционных укладов губ и языка, необходимых для правильного произношения звуков.
Сравнительный анализ чётких дифференциальных признаков изучаемых звуков. Необходимо актуализировать только те характеристик, которые являются отличительными для данной оппозиции. Все остальные приводить не следует, как несущественные в данном случае, отвлекающие внимание учащихся. (Например, для звуков [ш] - [ж] основным является различие - звонкий - глухой) Основная опора делается на слуховую дифференциацию оппозиционных звуков (если это не коррекция оптической дисграфии)




-Дифференциация изолированных звуков. Соотнесение звука с буквой.
На первых занятиях по каждой паре гласных и согласных звуков дифференциация их звучания должна отрабатываться на большом количестве однотипного в фонетическом плане материала
При дифференциации артикуляторно- и акустически сходных звуков объём лексического материала подбирается таким образом, чтобы не превышать порог утомляемости детей, сохранять возможность концентрации внимания только на содержании задания. Знакомство с буквой, обозначающей звук. (Закрепление зрительного образа буквы требуется только на занятиях по коррекции оптической дисграфии. При этом необходимо по возможности сопоставлять эти образы со знакомыми детям объектами).




-Дифференциация в слогах
Выделение звуков на фоне слога. Дети учатся выделять звуки из слогов на слух и в произношении, различать слоги с заданными звуком и без них. Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук.
Обозначение слогов цветовыми символами. Графическое обозначение слогов и звуков в этих слогах. Широко используется прием повторений серий слогов с различающимися звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.
Развитие и закрепление навыков слогового анализа и синтеза.
В процессе работы по дифференциации оптически сходных букв нет необходимости проводить слуховую дифференциацию соответствующих звуков, т.к. практически все буквы, смешиваемые на основании их оптического сходства, обозначают звуки, верно дифференцируемые в устной речи.




- Дифференциация в словах
Работа со словом. Лексико-грамматические задания (освоение словоизменения и словообразования). Словотворчество детей. Сложные виды языкового анализа и синтеза.
Уточнение лексического значения слов.
Решение ребусов, загадок, шарад.
Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо – кольсо, ласточка – ластощка и т.д.).
Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
При дифференциации оппозиционных звуков на первых двух-трёх занятиях нельзя использовать слова с двумя пропущенными буквами. (Например: дифференциация А – Я: пол.нк., порос.т. и др.) Такие слова целесообразнее предлагать на уровне предложений и текстов.
Для дифференциации звуков, находящихся в конце слова, нельзя брать слова, в которых этот звук фонетически оглушается.




- Дифференциация в словосочетаниях, предложениях
Развитие умения находить слово с заданным звуком в составе предложения.
Практическое усвоение предложений разных типов. Самостоятельное придумывание предложений. Анализ слов с изучаемым звуком, входящих в предложения.
На этом этапе обязательно следует добиваться полных ответов от детей




- Дифференциация в связной речи
Повторение чистоговорок со звуками. Сочинение чистоговорок со звуками. Заучивание наизусть загадок и стихотворений. Развитие связной речи. Развитие внимания и воображения. Пересказ коротких текстов. Сочинение сказок и придумывание рассказов. Чтение текстов с дифференцируемыми звуками.




2.4 Развитие моторных навыков. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Допускается проведение не более одной физкультминутки. Содержание её должно жёстко соответствовать изучаемой теме занятия, и следующий вид работы нужно снова предварять соответствующей актуализацией. Упражнения для развития общей и мелкой моторики также должны быть связаны с темой занятия и органично вписываться в его структуру и содержание. Возможно выкладывание букв из различных подручных материалов, запись букв, слогов, слов на крупе. Обведение фигур по точкам, штриховка и т.д. Проговаривание чистоговорок с дифференцируемыми звуками с одновременным проведением самомассажа, с использованием орехов, массажных щёток и др.




2.5 Развитие когнитивных функций
Игры, упражнения, задания, способствующие развитию функций внимания, памяти, мышления, связанные с общей тематикой занятия, включающие произношение дифференцируемых звуков


III.
Итог занятия. Рефлексия
Подведение итогов занятия, оценка достижения цели, выполнения задач.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе.
Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал было интересно
было трудно я выполнял задания
я понял, что теперь я могу
я почувствовал, что я приобрел
я научился у меня получилось
я смог я попробую
меня удивило урок дал мне для жизни
мне захотелось




15