Конспект мастер-класса по теме Межпредметная связь на занятиях хора


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский район (МБУ ДО ЦРТДЮ)
Конспект мастер-класса по теме
Межпредметная связь на занятиях хора
Подготовила
педагог дополнительного
образования- Малахова Е.Ю.
Тема: Межпредметная связь на занятиях хора
Цель занятия
Продемонстрировать межпредметную связь на занятиях хора.
Выявить и продемонстрировать общие приемы вокально — интонационной работы музыкальных дисциплин хора, сольфеджио и фортепиано.
Продемонстрировать положительную динамику занятий, при условии обучению детей музыкальным дисциплинам сольфеджио и фортепиано.
Задачи занятия
Обучающая:
-продемонстрировать взаимодополняемость музыкальных дисциплин хора, сольфеджио и фортепиано;
-обучить и продемонстрировать вокально-хоровые навыки;
-обучить исправлению неточности в интонировании посредством сольфеджирования;
- обучить исправлению интонационной неточности посредством игры на фортепиано;
-научить эмоционально исполнять произведения, используя различные приемы (инсценировка, мимика, сценическое движение).
развивающая:
-развить вокально-хоровые навыки;
- развить навык пения и сольфеджирования;
-развить навык пения с одновременной игрой хоровых партий на музыкальном инструменте;
-активизировать слуховое восприятие;
- развить чувство ритма.
Воспитывающая:
-Воспитание нравственности и патриотизма посредством репертуара;
- воспитать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
- формировать навык общения в группе детей;
- расширить музыкальный кругозор;
-воспитать желание исполнять изучаемые произведения в самостоятельной деятельности.
Ожидаемые результаты
Демонстрация хоровых произведений, в которых вокально- хоровая работа велась путем взаимодействия музыкальных дисциплин хора, сольфеджио и фортепиано.
Ход мастер класса
Современная методика преподавания хора, по моему убеждению, должна быть комплексной, построенной на межпредметных связях – хора, сольфеджио и фортепиано. Только в таком контексте можно развивать все задатки творческих способностей учащихся, в том числе их музыкальные способности, интеллектуальную и эмоциональную активность. Так же необходимы знания об эпохах, стилях, композиторах исполняемых произведений. Каждая музыкальная дисциплина несет в себе определенные цели и задачи. Не секрет, что качество пения в хоре напрямую зависит от теоретических и практических знаний, полученных на занятиях сольфеджио, а так - же от умения ребенка самостоятельно выравнивать интонационные недочеты путем проигрывания на инструменте и пропевания сложных интонационных моментов в исполняемых произведениях. Общеизвестно, что современные дети поют мало. Из детей 1 года обучения, только четверть поют чисто, остальные — с различными отклонениями. Выработать чистоту в интонировании даже небольших скачков на занятиях бывает порой просто невозможно. Поэтому необходимость изучения предмета сольфеджио и обучение игре на инструменте для хористов очевидна. Взаимопроникновение и дополнение музыкальных дисциплин сольфеджио и фортепиано на хоровых занятиях позволяет заложить основы исполнительского мастерства, а так - же развивают у учащихся способность слушать и понимать музыку.
Начнем занятие традиционно- с упражнений, направленных на выработку певческого дыхания, а так же с закрепления изученных и овладением новыми вокально-хоровыми навыками.
Цель всех упражнений - дыхательных и вокальных: подготовить голосовой аппарат, корпус к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Необходимо отметить, что упражнения, предназначенные для приобретения вокальной техники, нарабатываются многолетним опытом и трудом.
Распевку мы проводим стоя, вся остальная работа ведется сидя. Итак, начнем работу над дыханием.
Короткий вдох через нос и выдох на согласный звук «С» на протяжении всего взятого дыхания. В конце- выделить акцентом и «вытолкнуть животом» букву «С».
«Ежик фыркает» - короткий вдох и толкающий звук выдох на согласный звук «Ф» на все взятое дыхание (ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф)
«Шипение» -Короткий вдох и выдох на шипящий звук «Ш» с последующим глиссандо с верху в низ на согласном звуке «Р-С» (экономный выдох и звуковысотное развитие слуха)
4.Активный вдох и выдох-ФР—ШУХ-ЧКТ (активизация дикционного аппарата)
5.Скороговорка «Веники» Исполняется в разных темпах: медленном, среднем, быстром. Предназначена для активизации артикуляционного аппарата, экономного выдоха, умения быстро и легко произносить текст, а так же изменять темп по жесту дирижера.
Далее мы переходим к вокальным упражнениям.
1.Пение «морморандо». В темпе адажио, в размете четыре четверти, целыми длительностями «пульсируем» 2 такта. Следим за унисоном, положением гортани, верхним небом, ансамблевым звучанием. Уже в этой распевке прослеживается межпредметная связь хора и сольфеджио. На занятиях по сольфеджио углубленно изучается размер, темп, длительность, такт с позиции теоретического материала. На занятиях хора, ребята уже пользуются полученными ране знаниями и легко ориентируются в этих понятиях. Благодаря полученным знаниям по сольфеджио, мною больше внимания уделяется вокально-хоровой работе.
2. Следующая распевка направлена на выработку унисонного и ансамблевого звучания. От звука «До» на одном крепком дыхании акцентируя каждую смену согласной, по полутонам в верх пропеваем: Ма –мэ- ми-мо – Ба –бэ-бо-- Да –дэ-ди- до-ду.
3. Следующая распевка направлена на расширение диапазона, активизацию артикуляции, активизацию слуха, легкости в звучании в быстром темпе (до, до, ре, ми, ми фа соль соль, соль, ля соль, фа, ми, ре, до)
4.Пение интервалов (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава). Тема интервалов с позиции теоретического материала изучается на сольфеджио (интервалы строят от звука и в тональности). На хоровых занятиях мы все исполняемые произведения разбираем интервально, особенно сложные скачки. Все хористы, овладев теоретическими знаниями на сольфеджио, применяют их на хоровых занятиях (взаимосвязь хора и сольфеджио).
5 Пульсация шестнадцатыми. Распевка начинается с ноты до второй октавы. Упражнение направленно на сглаживание регистров, выработку унисона, акцентирование сильной доли и облегченное исполнение слабых долей, выработку крепкого дыхания (нисходящая гамма до мажор).
6.Упражнение «Ежик». Упражнение направлено на развитие слуха, умение слышать и исполнять восходящие и нисходящие полутоны. Поются хроматические гаммы в верх и в низ. Хроматическая гамма является одной из разновидности гамм, которые углубленно изучаются на уроке фортепиано. Здесь прослеживается межпредметная связь хора и фортепиано. Ребята, играя на инструменте гаммы, также «тренируют» свой слух.
7 Пение гамм в мажоре и миноре, применяя различные способы звукоизвлечения- легато, стаккато. В этой распевке прослеживается взаимосвязь хора, фортепиано, сольфеджио. На   уроке сольфеджио ребята знакомятся с понятиями тоника, тональность, мажор, минор, с разновидностями мажора и минора, их строением, прописываются устойчивые и неустойчивые звуки с учетом тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые. На уроках фортепиано ребята так же работают над разными способами звукоизвлечения. В пении –все компоненты соединяется в одно целое, дополняется новыми вокальными заданиями-округленное звукоизвлечение, умение чувствовать ладовые тяготения, облегченное звучание на стаккато, более глубокое звукоизвлечение при исполнении легато.
Добавим двухголосные распевки. Скрытое двухголосие.
1 Сопрано – опевают ступени гаммы до мажор, альты- поют прямой вид гаммы до мажор. (взаимосвязь хор, фортепиано, сольфеджио)
2 Пение канона. На занятиях по сольфеджио и фортепиано, изучается понятие начальной формы полифонии, внутренняя структура построения канона. На занятиях хора эта простейшая форма полифонии уже применяется на практике с добавлением вокальных средств выразительности и вокально-хоровых навыков. Здесь ещё есть и психологический аспект: детям доставляет удовольствие петь то, что им хорошо знакомо и не обременительно.
Добавим трехголосную распевку.
Упражнение «Часы». В размере две четверти: Альты - четвертями. Вторые сопрано - восьмыми. Первые сопрано - шестнадцатыми. Каждая партия вступает в тональности до мажор по мажорному тризвучию (взаимосвязь с сольфеджио и фортепиано) На занятиях сольфеджио подробно изучается строение и интервальный состав аккордов; на занятиях фортепиано мажорные и минорные тризвучия играются в виде аккордов (разновидность гаммы).Затем все партии меняются местами. Таким образом, каждая партия исполняется разными длительностями, и с разных ступеней.
Перейдем к следующей части занятия - работе над репертуаром.
«Во деревне то было в Ольховке» - русская народная песня.
Искусство хорового пения предполагает пение хора на несколько голосов. Это придает необыкновенную выразительность исполнению.
Сущность многоголосного пения основывается на совмещении двух явлений в музыкальном искусстве: художественного и технического. Трехголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание трех мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно, что создает различные условия для пения детей в хоре. Многоголосие включает в себя художественный, психологический, акустический и музыкально-исполнительский компоненты. Так же, как и пение a`capella, исполнение многоголосных сочинений требует определенного уровня развития слуха и мышления, кропотливой работы по приобретению необходимых навыков. Главное в многоголосном пении – это умение поющих самостоятельно вести свою партию и вдумчиво вплетать её в общее хоровое звучание. Произведение исполняется без сопровождения. Как известно, такое пение наиболее сложно в исполнении. Именно по исполнению a`capella, всегда судят об уровне исполнительского мастерства хора.
«Кубанские синие ночи» -муз. Г. Плотниченко, сл. С.Хохлова
В репертуар хора в этом году мы включили замечательное произведение- «Кубанские синие ночи» нашего кубанского композитора, современника, участника ВОВ и патриота соей малой Родины- Плотниченко Григория Максимовича. Нужно отметить, что Плотниченко- создатель и первый председатель отделения Краснодарского Союза композиторов РСФСР и краевого отделения Всероссийского хорового общества, заслуженный деятель культуры
В этой песне отразились и красота Кубанской природы и богатство народной мелодии, а главное – душа простого человека, его чувства и мысли, его любовь к родной земле. Эта замечательная песня по праву стала визитной карточкой и  музыкальной эмблемой Краснодарского края.
Начнем работу с третьей музыкальной фразы 1 куплета. «Шумит за поселком рабочим». Исполним два голоса одновременно. Задача-услышать: альты-сопрано, а сопрано-альтов. Альты -точнее интонировать полутоны. Сопрано-восходящую сексту взять с верху, без подъездов, округлив гласную «И». Теперь ребята, выходим к инструменту – (по желанию), проигрываем и поем интонационно трудные места сольфеджио. (взаимосвязь с фортепиано). Теперь играем интонационно трудные места и поем со словами. Продолжим работу над кантиленой. Кантилена требует обширного и глубокого дыхания, взятого на опоре. Стараемся как можно дольше тянуть гласные. Музыкальные фразы- протяженные; вдох- глубокий, через нос; выдох- экономный, равномерный, постепенный. Теперь поработаем над динамикой. Выстраиваем динамику по руке, с ферматой на сложных интонационных местах, выстраивая ансамбль. Теперь просольфеджируем музыкальную фразу. Выстроим интервалы. Третий куплет поет весь хор. Пробуем соединить все куплеты, исполняя каждый последующий куплет в развитии. Необходимо внутреннее сопереживание исполняемого произведения. Только в этом случае, до слушателя будет донесен образ и характер исполняемого произведения. Последнее исполнение записываем на видеокамеру. Цель- анализ и выявление ошибок при исполнении самими ребятами. Молодцы ребята. Переходим к следующему произведению.«Родина» -муз. Соснина, сл. Я. Серпина
2667045783500Степан Михайлович Соснин – советский композитор. Родился в 1937 в Москве. Автор многих замечательных произведений для детей, таких как детские оперы— «Кот в сапогах» (1983), «Карлик-нос» (1987), и многих других. Мы будем исполнять замечательное патриотическое произведение о нашей прекрасной Родине. Произведение написано в тональности ми бемоль мажор, в переменном размере (6/8,12/8), в куплетной форме. (Взаимосвязь с сольфеджио. На занятиях по сольфеджио подробно изучаются музыкальные формы, в которых написаны произведения). Разбираем фразировку, голосоведение, нюансировку, интервальный состав скачков в мелодии. Отработаем одновременное мягкое вступление по руке из- за такта, быстрый вдох через нос и постепенный выдох. Произведение трехголосное. Разбор каждой партии-сольфеджио. (взаимосвязь с сольфеджио) Желающие выходят к инструменту и играют свою партию. (взаимосвязь с фортепиано). Частая смена динамических оттенков требуют более гибко и выразительно исполнять пиано, крещендо, диминуэндо. Форте более звонко, но не крикливо. a`capella споем припев для того, чтобы услышать «чистое» трехголосие. Музыкальные фразы произведения очень выразительны, гибки. При их исполнении тебуется глубокое понимание начала фразы, ее развитие, кульминация. По руке сделаем фермато в местах, наиболее сложных интонационно. По желанию выходим к инструменту и исполним самостоятельно хоровую партию. Теперь споем с помощью инструмента, добавив аккомпанемент. Сейчас отдельно послушаем альтов и сопрано. Теперь соединим два голоса. В песне музыкальные фразы разные по своей протяженности. Поэтому необходимо внимательно следить за рукой дирижера.
Молодцы ребята. Вы очень хорошо потрудились. Последнее исполнение записываем на видеокамеру. Цель - анализ и выявление ошибок при исполнении. Скажите, что у вас получилось? А над чем нужно еще потрудиться? Ответ: дикция, голосоведение; неточности в интонировании. На следующем занятии продолжим нашу трудную, но интересную вокально-хоровую работу над этим произведением. Переходим к следующему проризве6дению.
«Земля детей» -муз. С. Баневича, обработка Ю. Давидовича ,ст. Т. Калинина.
Произведение «Земля детей», написано для детского хора с солистами, в тональности до мажор, в размере четыре четверти, в куплетной форме. Замечательное произведение о детстве, о маме. В детстве все возможно! Можно руками до облаков достать, далекую звезду увидеть рядом с собой! Это самая счастливая пора в жизни человека! Произведение начинается с унисона. Необходимо просольфеджировать первую фразу. Задача: выстроить унисон и обратить внимание на ауфтакт. Вступление должно быть подготовленным и более одновременным. Необходимо озвучить согласный звук Д. Нельзя одинаково петь 7 нот подряд. Выстроим музыкальные фразы. Они разной протяженности. Все зависит от того, как композитор выстраивает музыкальную мысль! Теперь, поработаем над припевом. Нежная, проникновенная мелодия, проникнута любовью к маме. Вокализ, в партии альтов усиливает художественный образ в произведении. По желанию выходим к инструменту, играем и поем вокализ. Исправляем неточности в интонировании. Сопрано - у вас нисходящее движение мелодии. Необходимо точнее интонировать тоны и полутоны. Более рельефно очерчивать музыкальную фразу. Послушаем два голоса вместе. Альт - выстраивает свою музыкальную фразу. Сопрано - выстраивают свою музыкальную фразу. При совместном исполнении необходимо следить за тем, чтобы фразы не переходили одна на другую, а развивались самостоятельно. Сейчас исполним все произведение со всеми куплетами. Стараемся отобразить образ и характер исполняемого произведения.
Молодцы. Ребята, скажите, что у вас получилось при исполнении всех произведени на сегодняшнем занятии? Ответ: Получилось выразить образ, неплохо прозвучало двух и трехголосие. А главное мы убедились в необходимости посещения предмета сольфеджио и фортепиано. Занятия по этим предметам нам будут помогать на хоре. А над чем нужно еще потрудиться? Ответ: интонирование, отчетливее фразировку, активнее дикцию и дыхание брать активнее. Все верно. Молодцы! Замечательно потрудились!
Заключение
Обучение хоровому пению происходит в тесной связке с  музыкальными дисциплинами фортепиано и сольфеджио, что благотворно сказывается на нашем общем деле - воспитании в детях чистоты интонации, выразительного пения, профессионализма, развитию музыкальной памяти, координации между слухом и голосом. Сольфеджио дает необходимую базу теоретических знаний, позволяет изучать музыку осмысленно (направлено на достижение индивидуального результата). Фортепиано помимо обучению игре на инструменте, способствует развитию чистоты интонации, координации слуха и голоса, изучению терминологии и главное-в самостоятельной деятельности играть фортепианные произведения, а так же - играть и петь свои хоровые партии (направлено на достижение индивидуального результата). Хоровые занятия направлены на соединение множества индивидуальных результатов в общий результат.
Все вышеперечисленные компоненты способствуют гармоничному развитию ребёнка и его дальнейшим творческим достижениям. И чем раньше человек встретится с серьезной музыкой, тем скорее он сможет овладеть всей духовной культурой, стать всесторонне и гармонично развитой личностью. Данный вид искусства, влияет на идейные и моральные качества людей, формирует их нравственный облик. Своими особыми, присущими только ей средствами, музыка воспитывает понимание прекрасного, развивает эстетическое отношение как к искусству, так и к окружающей жизни. Не случайно В. Сухомлинский утверждал, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.
Методы обучения:
-наглядный (слуховой и зрительный);
-словесный (обсуждение, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
-индуктивный;
-дедуктивный;
-проблемно – поисковый;
-объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
-творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
-ролевые задания (ученик становится учителем);
-применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся;
-групповой и индивидуальный  опрос;
-побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
-сопоставление песен, различных по характеру;
-вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
- представление «в уме» первого звука уже на дыхании;
-вокализация песен на слог и сольфеджио;
-задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так - же выстраивание созвучий в двухголосии и аккордов в трехголосии.
-образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением.
— юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к занятиям, и как способ вызвать положительные эмоции, повышающие  работоспособность детей.
В процессе занятия мною были использованы: психолого-педагогическая; здорогвьесберегающая; информационно-коммуникативная и интерактивная технологии, которые являются преобладающими технологиями образовательного процесса хоровых занятий.
Список литературы
Емельянов В. «Развитие голоса» С. - П., 2003 г.
Мухин В. «Вокальная работа в хоре» М., 1964 г.
Переверзев Н. «Проблемы музыкального интонирования» М., 1966 г.
Теплов Б. «Психология музыкальных способностей» М., 1947 г.
5.Жданова Т. «Организация учебного процесса в детском хоре» -М.,2006г.
6.Бандина, В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения» - Издательство «Музыка» -Москва 1973