Мастер-класс Виды деятельности на уроке хора по методике Д.Е.Огороднова «Комплексное музыкально-певческое воспитание детей»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкально- хоровая школа «Мечта» НМР РТ
Виды деятельности на уроке хора по методике Д.Е.Огороднова «Комплексное музыкально-певческое воспитание детей»
Мастер- класс преподавателя высшей квалификационной категории МБОУ ДОД «ДМХШ «Мечта» НМР РТ Аминовой О.Н. в рамках республиканского научно-практического семинара «Проблемы совершенствования вокально -хоровой работы с обучающимися общеобразовательных школ, ДМШ, ДШИ в условиях внедрения ФГОС второго поколения и ФГТ»


г. Нижнекамск
2013 г.
Приступая к изучению и освоению методики комплексного музыкально-певческого воспитания (методики КМПВ), необходимо помнить, что хоровая специализация предполагает подготовку руководителя хора прежде всего как хормейстера-педагога, способного воспитывать у участников хора вокальные навыки, музыкальность, эстетическое чувство и эстетическое отношение к действительности. Поэтому учащийся должен неформально подойти к работе, то есть начать с музыкально-певческого и эстетического самовоспитания.
Для постижения музыки как искусства необходимо развитое музыкальное чувство, организация эмоциональной сферы человека по законам музыки, т.е., по законам лада, метроритма, музыкальной формы и т.д. С другой стороны, музыкальная деятельность, музыкальное воспитание, как и вся эмоциональная сфера, тесно связаны с двигательной деятельностью, с движением. Эмоции и даны всему живому именно для реализации и активации движений.
Движения голосового аппарата (прежде всего артикуляция) в союзе с движениями рук и представляют так называемый «моторный стержень эмоций» и в пении и в речи. Именно этому положению дал образное определение Ф.И.Шаляпин в словах: «Жест-не движение руки, а движение души». Очевидно, и о человеческом голосе можно сказать: «Голос-не звук, а души выражение». Это и касается и артикуляции: именно с помощью движений губ, рта, подбородка мы делаем выразительным произношение и в пении, и в речи. Кроме того, выяснено, что движения кистей рук настолько связаны с движениями голосового аппарата, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи-такой же, как артикуляционный аппарат». Всё вышеизложенное и заставляет нас обратить внимание именно на движения, на работу мышечной системы голосового аппарата и рук (особенно кистей рук) и координацию (согласование) их действий между собой.
Оба «блока» - голосовой аппарат и руки- взаимодействуя, помогают друг другу, облегчают и одухотворяют выполнение целенаправленной вокальной работы, поднимают её на новый качественный уровень. В этом случае и сам человек становится во много раз более способным и талантливым.
Методика КМПВ предлагает 6 видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе:
Художественное тактирование.
Работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных навыков и музыкальности.
Ладо-вокальные жесты.
Декламация с жестикуляцией.
Вспомогательные движения при вокальной работе над песней.
Поиски выразительных движений во время слушания музыки.
Рассмотрим первые три. Первые три вида движений мы называем дидактическими, поскольку каждый из них строго регламентирован и требует точности в выполнении их формы. Следующие за ними три вида носят творческий характер, поскольку являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.
I-Художественное тактирование воспитывает не только метроритмическое чувство, что является его главным назначением, но и служит развитию:
артикуляции;
диапозона;
дыхания;
пластичности двигательного аппарата;
образного мышления;
тембра голоса;
а так же воспитывает:
внимание;
самоконтроль;
чувство музыкальной формы;
осознание качеств, которые в нём есть.
Художественное тактирование в методике представлено со слова. Ведь ребёнок не умеючи петь-говорить может. Но проговариваются не просто слова, а взятые антонимы, для того, чтобы подключить образное мышление, да и просто, чтобы протекала интересная работа.
Художественное тактирование проводится следующим образом: сесть на середине стула (при этом осанка прямая). По команде «приготовились» (эта команда проговаривается напевно, обязательно протягивая гласные) положить правую ногу на левую. На колено правой ноги-левая рука вверх ладонью, а правую руку сверху ладонь к ладони крестом (обе ладони приветствуют друг друга).
По команде «начали» (команда даётся также напевно) они отмечают сильные и слабые доли. Таким образом сильную долю лёгким ударом (хлопком) правой ладошки о левую, а слабую долю- касанием «колечка» из большого и третьего пальцев правой руки развёрнутых прямых пальцев левой руки. Кисть левой руки представляет собой, как бы «модель такта». Ладошка правой руки является полем сильной доли, а пальцы-полем слабой доли. При показе сильной доли правая рука работает от плеча. На слабой доле больше кистью. Движения выполняются плавно. Рука и кисть всегда свободны и гибки. Правая рука находится на уровне глаз. С тактированием проговаривается: сильная доля-слабая доля. Понятно, что такая пара ударов есть ни что иное, как двухдольный такт. Нам известно, что четырёхтакт-это целое музыкальное предложение, и именно в этой музыкальной форме проводится обычно художественное тактирование. Согласно музыкальной форме четырёхтакта:
1 такт-как бы является экспозицией (представление материала)
2 такт-разработкой (конфликт-борьба)
3 такт-кульминацией (вершиной этой борьбы)
4 такт-финалом-заключением (решением, итогом).
Чтобы работа над художественным тактированием проходила ещё более интересней, можно её разнообразить эмоциями. Даётся предварительное задание, например: «тактируем в духе приказа», или тактируем, как бы «рассказывая сказочку малышу в колыбельке».
После достаточного освоения приёма тактирования в двухдольном размере можно перейти на три и четыре.
Практическое занятие ( гром –тишь)
II- В работе над алгоритмом с первого шага надо добиваться, чтобы на первом слоге (Ух) дети хорошо научились открывать рот, а на согласном Х делали выдох, как бы выталкивая остаток воздуха. Хороший глубокий выдох важен для организации певческого дыхания. Если выдох в какой-то мере произволен, то вдох, наоборот, непроизволен. Поэтому в это звено упражнения (вдох) лучше совсем не вмешиваться.
В работе над алгоритмом важен каждый элемент работы:
Выразительный вдох;
Хорошее открывание рта;
Ясная красивая артикуляция гласного;
Качество звука;
Чёткое и чуткое выполнение стаккато на слабой доле;
Музыкальное разрешение этих лёгких звуков в долгий звук на сильной доле, который должен быть свободным, льющимся, приятным, выразительным, т.е. музыкально исполненным.
В упражнениях по алгоритму главной задачей является освоение формы вокально-ладовых упражнений, верное их выполнение во всех отношениях. Этим достигается: а) оптимальное певческое дыхание на основе предварительного активного выдоха и вдоха через нос; б) навык непринуждённости звукоизвлечения, чёткая и мягкая атака; в) хорошая свободная артикуляция опорных гласных У,О,А при раскрепощённой нижней челюсти; в результате- овладение полноценным певческим звуком в смешанном регистре в пределах середины диапозона, примерно октавы, и использование его при исполнении простейшего песенного материала.
Практическое занятие (1,2,3,4 упражнения)
III -Воспитание ладового чувства. Упражнения с ладо-вокальными жестами.
В предлагаемой системе ладо-вокальных жестов ладовое воспитание тесно связано с вокальным и музыкальным (эмоциональным) воспитанием учащихся. Движения всегда выполняются обеими руками-и не формально, а эмоционально выразительно. В системе знаков исполняется «телесная схема» голосового аппарата как наглядная живая шкала ступеней лада.
I ступень (тоника): Руки собраны ладонями прижимаются к груди (жест благодарности, удовлетворения). Поётся слог «Му», в котором глубокий гласный «у» сочетается с близким губным «М». Это придаёт звучанию тоники основательность, глубину и звучность (грудное звучание) и в целом- устойчивость. Характер I ступени- «Добрая, глубокая, устойчивая».
III ступень: Три средних пальца рук касаются подушечками лица между носом и верхней губой (место усов). Пальцы полусогнуты (как при постановке руки на рояле), локти при подняты. Поётся слог «На» - негромко, прикрыто, т.к . гласный «а» сам по себе громкий звук, предрасположенный к открытому, крикливому звучанию. Сонорный «Н» настраивает на высокую позицию, придавая гласному «а» светлый оттенок, что и нужно для характера мажорной тонической терции. Уголки губ в полуулыбке расходятся в стороны. Характер III ступени «Милая, светлая, устойчивая».
Эмоциональной настрой на V ступень-удивление. Те же три средних пальца касаются уже теперь лба, располагаясь по вертикали, локти при этом приподняты до уровня плеч. Поётся слог «Лё». Подбородок при этом достаточно свободно опускается, тогда гласный «О» звучит высоко, понятно и надёжно. Это придаёт V ступени характер необходимой устойчивости.
Неустойчивые ступени:
II ступень- кончики вытянутых трёх средних пальцев рук тыльной стороной (ноготками) едва касаются снизу подбородка. Поётся слог «Ве». Уголки губ при этом идут в стороны и вверх. Это придаёт звуку «е» лёгкое, высокое звучание, что и характерно для III ступени по отношению к тонике. Эмоциональное представление II ступени (хитрая, неустойчивая).
IV ступень, тяготеющая в III ступень, в доминанту показывается прикосновением подушечек полусогнутых пальцев к месту углубления на границе щеки и уха (височная часть). Ладони несколько развёрнуты вперёд. Поётся слог «Зе». Оборотное «Э» делает звук широким, густым, что не позволяет завышать эту ступень, к чему она имеет тенденцию. Дети воспринимают эту ступень как задумчивую, спокойную.
VI ступень, тяготеющая в V устойчивую ступень, показывается прикосновением подушечек полусогнутых пальцев (2; 3; 4) ко лбу. Ладони собраны вовнутрь. Поётся слог «Лё». «О» -глубокое, объёмное. Дети воспринимают эту ступень как задумчивую.
VII ступень, тяготеющая в I устойчивую ступень, показывая колечком 1 и 3 пальцев, повиснув над головой. Поётся слог «Ри».
Практическое занятие (идёт работа над всеми ступенями мажорного лада, с эмоциональным ощущением каждой)
Преимущество знаков-жестов очевидно:
Все ступени обозначены не изобретёнными, а естественными движениями и жестами, бытующими в практике общения людей.
В этих движениях содержатся эмоциональный и эстетический элементы.
Эти движения комплексны. Здесь имеют место не только мышечные и тактильные ощущения рук, но и ответные реакции от прикосновения рук (к груди, к лицу). Кинестетические сигналы от таких движений более богаты, содержательны, и следы их в нервной системе, как ощущения, сохраняются дольше. Это способствует установлению более чёткой и тесной связи между ступенями лада, отмечаемыми этими движениями.
В этом случае мы имеем отчётливо видимую и телесно ощущаемую шкалу звукоряда лада, что облегчает формирование относительных звуковысотных представлений.
То, что ступени этой шкалы выстроены по наружным частям голосового аппарата, способствует возникновению и развитию вокальных ощущений, верной настройке голоса при пении ступеней звукоряда.
Движения всегда выполняются двумя руками. Кисти рук при движении должны быть гибкими, пластичными, «как крылья птицы». Руки как бы «сами поют». Жесты значительно помогают активной артикуляции и выразительному звучанию голоса, а значит и проявлению ладового чувства, что очень важно в этой работе.