Эссе на конкурс Педагогический дебют по теме: Я-педагог


Эссе учителя математики МАОУ СОШ № 66
Ермоленко Андрея Евгеньевича
«Я - педагог»
«Не мы выбираем математику своей профессией,
а она нас выбирает»
 Ю. И. Манин
Жизнь – это череда событий, которые связаны с нашим выбором. Учителем математики я решил стать, когда учился в 7 классе. Моими вдохновителями были классный руководитель, учитель математики, и родители. «Я всегда хотела быть учителем, но у меня не получилось. Я счастлива, что ты, сынок, воплотил мою мечту!» - это были те самые слова, которые мне сказала мама, когда я сделал свой выбор.
И далее до самого окончания школы я уже целенаправленно готовился стать учителем. Мне очень помогла в этом моя учительница: давала много интересных задач, готовила к олимпиадам, на которых я занимал призовые места, разрешала под своим контролем проводить уроки с учениками младших классов.
В 2006 году я поступил в Славянский-на-Кубани Государственный педагогический институт, который окончил в 2011 году.
Так, ступень за ступенью, поднимался я к своей цели – стать учителем математики.
«Математику уже затем знать надо, что она ум в порядок приводит», - сказал когда-то великий Ломоносов.
Как это оказалось сложно – приводить в порядок ум своих подопечных с помощью математики…
Первые уроки... Поймут? Не поймут? Как объяснить? Как заставить думать? А может, не заставить, а сподвигнуть, зажечь, задеть какую-то струнку, чтобы этому заинтересованному и этому безразличному захотелось дойти самому до правильного ответа, самому решить задачу, доказать теорему…
С первых дней работы в школе вопросов было больше, чем ответов. Трудно было даже разобраться – учить я пришел или учиться?.. «Вот тебе и «ум в порядок приводит», - думал я бессонными ночами, вспоминая слова Михаила Васильевича… У самого в голове был беспорядок полный…
Наверно, каждый молодой начинающий учитель проходит этим же путём. Когда ты впервые входишь в класс и видишь 36 пар глаз, которые смотрят на тебя совсем не однозначно… Кто-то с интересом, кто-то с надеждой, что поймёт то, что не понимал раньше, кто-то с сарказмом, а кто-то с ухмылкой, мол: «Ну-ну, давай, учи…Посмотрим, кто кого…» И нет среди этих 36 пар таких, которым ты был бы безразличен, и все чего-то ждут от тебя, чего-то такого, какого не было раньше. И приходит понимание ответственности. Приходит? Нет, не приходит, а прямо сваливается огромным снежным комом на тебя осознание того, что ты, именно ты, отвечаешь за качество знаний, которые получат эти дети, за их успехи и разочарования, радостные крики «ура!» и горькие слёзы нерешенной контрольной… Перед тобой не теоретические дети, которых ты представлял себе, сидя в институтской аудитории, а настоящие, каждый со своим характером, образом мыслей, духовным миром. В одном-то классе их почти четыре десятка! А таких классов у тебя не один! Простая математика… Простая?.. Совсем не простая…

«Минус на минус – всегда только плюс.
Отчего так бывает, сказать не берусь».
Эти строки из стихотворения английского поэта Уистена Хью Одена передают весь дальнейший ход событий моей педагогической жизни. Сколько бы «минусов» ни возникало в условиях, которые диктовала мне школа, всегда ответ получался со знаком «плюс». Именно поэтому мой педагогический стаж в настоящее время насчитывает четыре года.
Конечно, кто-то улыбнётся… Что такое четыре, когда рядом работают коллеги с 35-летним стажем? Коллеги, которые помогают, наставляют, делятся опытом, а иногда и просто служат маяками… Четыре года – это только начало пути. Но уже много пройдено. И уже на подходе первый мой выпускной класс… В этом году будет сдавать ЕГЭ мой 11 «А»… Пока ещё не понятно, кто волнуется больше, кто учится больше, кто больше вкладывает сил для достижения успеха… Это будет их первый экзамен. Это будет мой первый экзамен… Подведение первых итогов. Кто я? Получилось? Моё ли это призвание – быть учителем. Я – педагог?..
Я – педагог. «Величие человека – в его способности мыслить», - говорил великий французский математик Блез Паскаль. Я учу детей мыслить. Я хочу, чтобы каждый мой ученик достиг в своей жизни того величия, к которому стремится. Кто-то воспримет это как громкие слова, кто-то как смелое заявление, ведь учитель-то я начинающий. Но я уверен, что каждый начинающий учитель должен видеть перед собой цель, к которой должен и сам идти, и детей вести, чтобы сказать однажды самому себе без всякого сомнения: «Я – педагог!»