Рабочая программа внеурочной деятельности Сахалин — мой край родной


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Костромскоемуниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
Рекомендована Утверждаю
Методическим советом директор МБОУ СОШ с. КостромскоеМБОУ СОШ с.Костромское ___________ /Ю.В. Плюснин/
Протокол № _1_ от « _31_ » _08_ 2016 г. « _31_ » _08_ 2016г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 КЛАСС, II СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
(уровень, ступень образования)
«САХАЛИН – МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
2016 – 2017 учебный год
(срок реализации программы)
Составлена на основе
Примерной основной программы по краеведению,
составленной в соответствии с Региональным компонентом
государственного стандарта общего образования
в Сахалинской области
(наименование программы) (автор программы)
Алёшкина Валентина Александровна_______________________
кем (ф.и.о. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Костромское
2016

Программа внеурочной деятельности «Сахалин – мой край родной» разработана в качестве инструмента познания своей малой родины. Она предназначена для учащихся второй ступени – 5 класс, рассчитана на 1 год реализации. На реализацию программы отведено 34 часа.
Цель программы – содействие становлению личности школьников, развитию их творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим наследием малой родины.
Задачи программы:
развивать познавательный интерес к истории своей малой родины, углубляя и обогащая уже имеющиеся знания;
соотносить исторические события, происходившие в родном крае, с временной лентой развития России;
формировать умения использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям коренного населения, а на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
создавать комфортную обстановку в учебном коллективе средствами программы.
В результате реализации программы для учащихся будут созданы условия, которые будут содействовать развитию индивидуальных и творческих способностей личности, усвоению нравственного, духовного, исторического и эстетического опыта поколений на основе активного использования культурного наследия малой родины.
Данная программа внеурочной деятельности обеспечивает на межпредметной основе углубление знаний, полученных в рамках отдельных предметов (истории, географии, биологии, литературы, мхк), а также способствует развитию метапредметных способов действий обучающихся 5 класса.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Личностные результаты изучения курса:
• познавательный интерес к прошлому своей малой родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в историческом процессе;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения курса:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Прогнозируемый воспитательный результат:
знают основные события в истории развития Сахалинской области;
знают о происхождении названий природных объектов и населённых пунктов;
имеют представления о памятниках природы, флоре и фауне своей малой родины;
имеют представления об уникальности родного края как части России;
имеют представления о вкладе родного края в развитие России;
владеют основами групповой проектной деятельности;
владеют основами методики проведения поисково-исследовательской деятельности;
умеют вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
Прогнозируемый воспитательный эффект:
формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям Сахалинской области как части России;
осознание личной сопричастности к истории родного края;
проявление активной жизненной позиции.
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический блок I. «Историческое краеведение»
Здесь начинается утро Родины. Цели и задачи курса. Понятие «регион». Карта региона. «Лента времени». Источники знаний о древней истории людей.
Человек заселяет Северную Азию. Уровень Мирового океана и формирование современных островов. Ледниковый период. Сухопутные мосты. Материк Сунда. Продвижение человека на север. Охотия и Берингия. Каменный век на островах.
Народ, племя, семья. Древние народы; тончи, айны, нивхи. Организация древнего общества. Причины расслоения общества. Члены рода и рабы. Старейшины и вожди, дружинники. Древнейшие стоянки.
Орудия труда и занятия древнейших людей. Стоянки новокаменного века на островах. Орудия труда из камня, кости, обсидиана и дерева. Земледелие и охота. Разделение труда. Изготовление керамики. Неолитическая революция.
Жизнь у берега моря. Земледельцы, рыболовы, охотники и морские зверобои в Приморье, Приамурье, на Камчатке, Сахалине, Курилах и Японских островах. Орудия труда и промысла, транспортные средства.
Переход от каменного века к веку металла. Способы обработки металла. Изделия из металлов у народов Дальнего Востока. Значение металла для земледельца и охотника.
Обычаи и обряды древнейшего населения. Анимизм. Обычаи и обряды. Культ медведя. Могильники. Особенности захоронений у народов Сахалина и Курильских островов.

Тематический блок II. «Географическое краеведение»
Ведение. Удивительные острова в океане. Сахалинская область – единственная островная область в России. Состав, географическое положение. Малая Родина.
Практическая часть. Обозначение на контурной карте состава, географического положения Сахалинской области.
Экскурсия в природу. Знакомство с родным краем. Мини-сочинение.
Место Сахалинской области на карте России. В Дальневосточном регионе. Страны-соседи.
Практическая часть. Поместить в «Дневник краеведа» свой адрес.
Откуда пришли к нам названия населённых пунктов. Происхождение наименований населённых пунктов.
Практическая часть. Работа с атласом (картой, топонимическим словарём).
Откуда пришли к нам названия природных объектов. Происхождение наименований островов, входящих в Сахалинскую область, водных и природных объектов.
Практическая часть. Работа с атласом (картой, топонимическим словарём).
Итоговый урок. «Ну что тебе сказать про Сахалин?...» Игра-путешествие. КВН.
Тематический блок III. «Биологическое краеведение»
никальность природы Сахалинской области. Уникальность видового состава. Приспособленность к среде. Заносные виды растений. Гигантизм растений и его причины. Сочетание бариальной и маньчжурской флоры.
Многообразие и значение дикорастущих растений. Древесно-кустарниковая флора. Травянистые растения. Лекарственные и ядовитые растения Сахалинской области и Дальнего Востока. Распознавание растений разных экологических групп.
Флора морей и океанов Дальнего Востока. Охраняемые виды. Многообразие морской флоры. Водоросли. Анфельция, ламинария, ульва. Охраняемые растения.
Фауна морей и океанов Дальнего Востока. Охраняемые виды. Сообщества толщи воды. Многообразие морской фауны. Млекопитающие, моллюски, кишечнополостные, членистоногие, рыбы.
Заповедные уголки Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области. Заповедники (Курильский и Поронайский), заказники, памятники природы.
Грибы Сахалинской области. Микология. Многообразие грибов. Съедобные грибы: маслёнок, боровик, сыроежка, подосиновик, подберёзовик, рыжик, лисички, опята. Лекарственные грибы. Ядовитые грибы: мухомор, бледная поганка, ложные опята. Грибы-паразиты.
Практическая часть. Изучение грибов на муляжах и рисунках.
Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы. Роль школьника в охране природы.
Тематический блок IV. «Литературное краеведение»
Устное народное творчество коренных народов Сахалинской области. Сказки (по выбору учителя). Нивхские сказки о животных в обработке В. Санги и Ч. Таксами.
Устное народное творчество коренных народов Сахалинской области. Сказки (по выбору учителя). Нивхские сказки о животных в обработке В. Санги и Ч. Таксами. Ценностно-мировоззренческие универсалии, выявляемые в ходе анализа нивхских и русских сказок.
Опыт творческой деятельности учащихся. Создание собственной сказки с иллюстрациями.
Опыт творческой деятельности учащихся. Создание альбома сказок. Оформление и дизайн.
Опыт творческой деятельности учащихся. Создание альбома сказок. Подбор и внесение сказок коренных народов Сахалинской области.
Опыт творческой деятельности учащихся. Создание альбома сказок. Внесение сказок собственного сочинения.
Презентация альбома сказок.
Тематический блок V. «Художественное краеведение»
Понятие материальной и духовной культуры. Социокультурное становление коренных народов Сахалина и Курил.
Древняя культура аборигенов Сахалина и Курил. Религиозные верования: анимизм, тотемизм, магия, шаманизм. Древняя культура. Виды орнамента у древних народов Сахалина и Курил в период позднего палеолита и неолита.
Древняя культура Японии. Гончарство эпохи Дзёмон как явление искусства. Отражение природных стихий и космогонических воззрений. Оформление земледельческих культов в статуэтках идолов Догу периода Яей. Ханива – древняя погребальная керамика периода Кофун. Разнообразие сюжетов и отражение пластического мышления. Синтоизм – как элемент национальной культуры Японии и основа формирования эстетических представлений японского народа.
Древние орнаменты и декоративные рисунки Кореи. Настенные росписи гробниц, анимистические представления в линейном рисунке, гребенчатый орнамент, как отражение космогонических представлений древних корейцев. Бытовая и обрядовая утварь, появление натуралистических изображений, развитие ювелирного мастерства искусства Кореи.
Мифы, легенды, предания аборигенов Сахалина и Курил. Отражение религиозно-мифологических представлений в духовной культуре народов Сахалина и Курил. В. Санги «Человек Ых-мифа».
Японская и корейская мифология. Мифологические представления жителей древней Японии и Кореи. Космогонические представления древних японцев и корейцев, японский и корейский пантеоны богов.
Опыт творческой деятельности учащихся. Орнаментальные рисунки на сосудах. Зарисовка керамических изделий, орнаментальных рисунков. Театрализация мифов.
№ п/п Наименование разделов, тем Количество
часов В т.ч. на экскурсии, практические занятия
2016 – 2017 учебный год – 5 класс 34 19
I. Тематический блок I. «Историческое краеведение» .7 3
1.1. Тема 1. Здесь начинается утро Родины. 1 1.2. Тема 2. Человек заселяет Северную Азию. 1 1.3. Тема 3. Народ, племя, семья. 1 1
1.4. Тема 4. Орудия труда и занятия людей. 1 1
1.5. Тема 5. Жизнь у берега моря. 1 1.6. Тема 6. Переход от каменного века к веку металла. 1 1.7. Тема 7. Обычаи и обряды древнейшего населения. 1 1
II. Тематический блок II. «Географическое краеведение». 6 3
2.1. Тема 1. Экскурсия на природу. 1 2.2. Тема 2. Малая Родина – удивительные острова в океане. 1 2.3. Тема 3. Место Сахалинской области на карте России. 1 1
2.4. Тема 4. Откуда пришли к нам названия населённых пунктов. 1 1
2.5. Тема 5. Откуда пришли к нам названия природных объектов. 1 1
2.6. Тема 6. «Ну что тебе сказать про Сахалин?...»1 III. Тематический блок III. «Биологическое краеведение». 7 4
3.1 Тема 1. Уникальность природы Сахалинской области. 1 3.2. Тема 2. Многообразие и значение дикорастущих растений. 1 1
3.3. Тема 3. Флора морей и океанов Дальнего Востока. Охраняемые виды. 1 3.4. Тема 4. Фауна морей и океанов Дальнего Востока. Охраняемые виды. 1 3.5. Тема 5. Заповедные уголки Сахалинской области. 1 1
3.6. Тема 6. Грибы Сахалинской области. 1 1
3.7. Тема 7. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы. 1 1
IV. Тематический блок IV. «Литературное краеведение». 7 5
4.1. Тема 1. Устное народное творчество коренных народов Сахалинской области. Сказки (по выбору учителя). 1 4.2. Тема 2. Устное народное творчество коренных народов Сахалинской области. Сказки (по выбору учителя). 1 4.3. Тема 3. Опыт творческой деятельности учащихся. Создание собственной сказки с иллюстрациями. 1 1
4.4. Тема 4. Опыт творческой деятельности учащихся. Создание альбома сказок. Оформление и дизайн. 1 1
4.5. Тема 5. Опыт творческой деятельности учащихся. Создание альбома сказок. Подбор и внесение сказок коренных народов Сахалинской области. 1 1
4.6. Тема 6. Опыт творческой деятельности учащихся. Создание альбома сказок. Внесение сказок собственного сочинения. 1 1
4.7. Тема 7. Презентация альбома сказок. 1 1
V. Тематический блок V. «Художественное краеведение». 7 4
5.1. Тема 1. Понятие материальной и духовной культуры. 1 5.2. Тема 2. Древняя культура аборигенов Сахалина и Курил. 1 1
5.3. Тема 3. Древняя культура Японии. 1 1
5.4. Тема 4. Древние орнаменты и декоративные рисунки Кореи. 1 1
5.5. Тема 5. Мифы, легенды, предания аборигенов Сахалина и Курил. 1 5.6. Тема 6. Японская и корейская мифология. 1 5.7. Тема 7.Опыт творческой деятельности учащихся. Орнаментальные рисунки на сосудах. 1 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(2016 – 2017 учебный год)

п/п Дата по плану Дата фактическая Причина корректировки Кол-во
часов Тип
занятия Тема
урока
Тематический блок I. «Историческое краеведение» - 7 часов
1. 02.09.16 1 Комбинированное Здесь начинается утро Родины.
2. 09.09.16 1 Комбинированное Человек заселяет Северную Азию.
3. 16.09.16 1 Практическое Народ, племя, семья.
4. 23.09.16 1 Практическое Орудия труда и занятия людей.
5. 30.09.16 1 Комбинированное Жизнь у берега моря.
6. 07.10.16 1 Комбинированное Переход от каменного века к веку металла.
7. 14.10.16 1 Практическое Обычаи и обряды древнейшего населения.
Тематический блок II. «Географическое краеведение» - 6 часов
8. 21.10.16 1 Экскурсия Экскурсия на природу.
9. 28.10.16 1 Комбинированное Малая Родина – удивительные острова в океане.
I четверть - 9 часов
10. 11.11.16 1 Комбинированное Место Сахалинской области на карте России.
11. 18.11.16 1 Практическое Откуда пришли к нам названия населённых пунктов.
12. 25.11.16 1 Практическое Откуда пришли к нам названия природных объектов.
13. 02.12.16 1 Комбинированное «Ну что тебе сказать про Сахалин?...»Тематический блок III. «Биологическое краеведение» - 7 часов
14. 09.12.16 1 Комбинированное Уникальность природы Сахалинской области.
15. 16.12.16 1
1 Практическое Многообразие и значение дикорастущих растений.
16. 23.12.16 1 Комбинированное Флора морей и океанов Дальнего Востока. Охраняемые виды.
17. 30.12.16 1 Комбинированное Фауна морей и океанов Дальнего Востока. Охраняемые виды.
II четверть - 8 часов
18. 20.01.17 1 Экскурсия Заповедные уголки Сахалинской области.
19. 27.01.17 1 Практическое Грибы Сахалинской области.
20. 03.02.17 1 Практическое Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы.
Тематический блок IV. «Литературное краеведение» - 7 часов
21. 10.02.17 1 Комбинированное Устное народное творчество коренных народов Сахалинской области. Сказки (по выбору учителя).
22. 17.02.17 1 Комбинированное Устное народное творчество коренных народов Сахалинской области. Сказки (по выбору учителя).
23. 24.02.17 1 Практическое Опыт творческой деятельности учащихся. Создание собственной сказки с иллюстрациями.
24. 03.03.17 1 Практическое Опыт творческой деятельности учащихся. Создание альбома сказок. Оформление и дизайн.
25. 10.03.17 1 Практическое Опыт творческой деятельности учащихся. Создание альбома сказок. Подбор и внесение сказок коренных народов Сахалинской области.
26. 17.03.17 1 Практическое Опыт творческой деятельности учащихся. Создание альбома сказок. Внесение сказок собственного сочинения.
III четверть – 9 часов
27. 31.03.17 1 Презентация Презентация альбома сказок.
Тематический блок V. «Художественное краеведение» - 7 часов
28. 07.04.17 1
Комбинированное Понятие материальной и духовной культуры.
29. 14.04.17 1 Практическое Древняя культура аборигенов Сахалина и Курил.
30. 21.04.17 1
Практическое Древняя культура Японии.
31. 28.04.17 1 Практическое Древние орнаменты и декоративные рисунки Кореи.
32. 05.05.17 1 Мифы, легенды, предания аборигенов Сахалина и Курил.
33. 12.05.17 1 Японская и корейская мифология.
34. 19.05.17 Практическое Опыт творческой деятельности учащихся. Орнаментальные рисунки на сосудах.
35. 26.05.17 1 Резерв. ЛИТЕРАТУРА
- Примерная программа основного общего образования по краеведению. – Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2006
- Методические рекомендации к интегрированному курсу «Сахалиноведение». Историческое краеведение. 5 класс/ Составитель Булавинцева М.Г. – Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2006
- Методические рекомендации по краеведению. Географическое краеведение. 5 класс/ Составитель Киселева Н.П. и др. – Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2006
- Методические рекомендации к интегрированному курсу «Сахалиноведение». Биология. 5 класс/ Составители Пьянзина Г.И., Денисова Я.В. и др. – Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2006
- Методические рекомендации по преподаванию интегративного курса «Сахалиноведение». Раздел «Литературное краеведение». 5 класс/ Составители Щербакова О.А., Сверкунова Е.В. – Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2006
- Методические рекомендации по краеведению. 5 класс/ Составитель Орлова О.И. – Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2007