Рабочая программа внеурочной деятельности Мой край родной


Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мой край
родной »
5 КЛАСС (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ЧАСА)
Составитель: Лутченкова Е.Л. учитель истории

2016г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Программа внеурочной деятельности «Мой край родной» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А. Тимофеев и др., Москва Просвещение» 2015г.
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мой край родной» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Вологодской области, история города Бабаево, герои Бабаевского района в годы Великой Отечественной войны. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощущать свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности – изучения истории родного края.
Цели программы:
Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
Расширить и углубить знания учащихся в родном крае;
Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
Воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
Ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
Овладение начальными навыками исследовательской работы;
Овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Росси и своему краю;
Воспитание учащийся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждого человеческой жизни;
Воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
Стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программы предусматривает теоретические и практические занятия:

Теоретические ( беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа);
Практические(экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся 5 классов.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Ожидаемые результаты
Программа рассчитана на один год обучения из расчета 1 час в неделю. Всего: 34часа.
Количество часов в 1 –ой четверти- 9 ч.;
Количество часов во 2 –ой четверти- 7 ч.;
Количество часов 3 –й четверти- 10 ч.;
Количество часов в 4 –ой четверти-8 ч.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работа детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Занятие проводятся в 1 раз неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
• групповая работа;
• экскурсия;
• беседы, викторины;
• коллективные творческие дела;
• смотры-конкурсы, выставки;
• экскурсии, поездки, походы;
•трудовые дела.
Теоретическое и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
• вести устный диалог на заданную тему;
• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
• участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действия:
Знакомство класса с темой.
Выбор подтем (области знания).
Сбор информации.
Выбор проектов.
Работа над проектами.
Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии – это экскурсии либо в музеи, либо действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнениях. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
умения формулировать проблему исследования,
выдвигать гипотезу;
навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой провориться исследование;
навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Ожидаемые результаты
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составление доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента.
Предполагаемые результаты обучения
• Изучение истории города Бабаево.
• Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.
• Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться Сформированные действия
Обучающие должны научиться
▪видеть проблемы;
▪ставить вопросы;
▪выдвигать гипотезы;
▪давать определение понятиям;
▪классифицировать;
▪наблюдать;
▪проводить эксперименты;
▪делать умозаключения и выводы;
▪структурировать материал;
▪готовить тексты собственных докладов;
▪объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблемы; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникационную (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности учащихся:
• альбом;
• газета;
• плакат;
• серия иллюстраций;
• справочник;
• стенгазета;
• сценарий праздника;
• фотоальбом.
Личностные и метапредметные результаты
результаты Формируемые умения Средства формирования
личностные • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
• развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. организация на занятии парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и с условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
познавательные • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
• добывать необходимые знания с их помощью проделывать конкретную работу;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
коммуникативные • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• умение координировать свои усилия с усилиями других;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Содержание программы
Раздел І. Введение в ИКТ. (4 часов)
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint. Работа с интернетом, знакомство с сайтом «Википедия». Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые и исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Раздел ІІ. История Вологодской области и города Бабаево. (15 часов).
Раздел посвящен истории родного края. История Вологодской области. Символика Вологодской области и города Бабаево. Известные люди родного края. Достопримечательности города Бабаево. Музеи города Бабаево.
Раздел ІІІ. Вологодская область и город Бабаево в годы Великой Отечественной войны. (10 часов).
Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм земляков на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза. Вклад бабаевцев в победу над врагом. Знакомство с Вологодской Книгой Памяти.
Раздел ІV. Ратные и трудовые подвиги земляков. (2 часов).
Сбор материала о трудовиках.
Раздел V. Итоговое занятие. (3 часа).
Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий. Открытое мероприятие.
Всего: 34 часа.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Количество часов Дата проведения занятия Форма проведения Дополнительная деятельность, содержание занятий
Раздел І.
Введение в ИКТ (4 часа)
1-2
Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий.
Программа текстовый редактор Word.
Программа PowerPoint. 2 Беседа (теория).
Практическое занятие, групповая работа.
Правила ТБ при работе с ПК. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
3-4 Формы и методы исследовательской работы.
Исследовательский проект. Разработка исследовательских проектов. 2 Лекция.
Практическое занятие, групповая работа. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем.
Раздел ІІ.
История Вологодской области и города Бабаево (15 часов)
5 История становления Вологодской области. 2 Лекция. 6 Географическое расположение. Топонимика родного края. 2 Практическое занятие, групповая работа. Коллективно-творческая работа с картой Вологодской области.
7 Символика Вологодской области. Флаг, герб, гимн. 2 Лекция, викторина.
Сбор информации для презентации. Работа в интернете
8 Известные люди Вологодской области. 2 Лекция, экскурсия. Практикумы в библиотеке, работа с документами.
9 Достопримечательности Вологодской области. 2 Беседа (теория), экскурсия. Рассказ о достопримечательных местах области.
10 Музеи Вологодской области. 2 Экскурсия. Экскурсия в краеведческий музей.
11 История образования города Бабаево. 2 Беседа Рассказ о родном городе.
12 Знаменитые места Бабаевского района и города Бабаево. 2 Беседа 13 Работа над проектом
« История Бабаевского района» 1 Практическая групповая работа Сбор информации
Раздел ІІІ.
Вологодская область и город Бабаево в годы Великой Отечественной войны. (10 часов).
14 Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. 2 Лекция. Просмотр документального фильма о ВОВ.
14 Героизм вологжан и бабаевцев на фронтах войны. 2 Практическое занятие, групповая работа. Практикумы в библиотеке, работа с архивными документами. Экскурсия в городской архив.
15 Знаменитые люди Бабаевского района. Герои ВОВ. 2 Беседа (теория), экскурсия. Заочная экскурсия к памятникам героев Вологодской области.
16 Бабаевцы – фронту. 2 Практическое занятие, групповая работа. Встречи с ветеранами войны и тыла. Сбор информации.
17 Вклад бабаевцев в победу над врагом. 2 Практическое занятие, групповая работа. Отчет о проделанной работе групп по ІІІ разделу. Знакомство собранной информацией.
Раздел ІV.
Ратные и трудовые подвиги земляков (3 часов)
18 Писатели и поэты Бабаевского района. 2 Практическое занятие, групповая работа. Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
19 Работа над проектом
«Знаменитые люди Бабаевского района» 1 Практическое занятие, групповая работа. Сбор информации для оформления проекта.
Раздел V.Итоговое занятие (3 часа).
20 Оформление
проектов». 1 Практическое занятие, групповая работа. Творческая работа.
21 Оформление и защита творческих работ. 1 Практическое занятие, групповая работа. Выставка работ, фотографий.
22 Отчет о работе. 1 Практическое занятие, групповая работа. Проведение открытого мероприятия для учащихся школы «Мой родной край – Александровка».