Мой край родной» Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для обучающихся 5-х классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 65»
«Мой край родной»
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению
для обучающихся 5-х классов
Обсуждено на
заседании методическогообъединения
протокол № _________
от _________________
руководитель м/о ____
________ Т.В.Майорова.
Утверждено педагогическим
советом
протокол № ______________
от ______________________
директор школы _________
_________Л.А. Пятибратова
Кемерово, 2015


Составитель:
Андрейкина Н.С.,
учитель географии
МБОУ «СОШ № 65»

Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………..3
Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………………………………………………………...4
Содержание курса внеурочной деятельности……………………………....7
Тематическое планирование…………………………………………..............8
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности « Мой край родной»……………………..12
Приложение № 1 ……………………………………………………………13
1.Пояснительная записка .Наша малая родина носит несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузнецкий регион, Земля Кузнецкая… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.
Цель: дать учащимся основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кемеровской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.
Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.
Данная программа «Мой край родной » рассчитана на преподавание в 5 классе 34 часа в год (1 час в неделю).
Задачи:
В области образования:
содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Кузбасса в историко-культурное наследие региона;
расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по географии, краеведению, истории;
научить учащихся наблюдать и описывать факты из истории Кемеровской области, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
В области воспитания:
содействовать гармоничному развитию личности школьника;
сформировать самостоятельность и деловые качества;
развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Кемеровской области;
приобщить учеников к богатой культуре Кемеровской области.
2. Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные действия:
Ученик научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Ученик получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Кемеровской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Ученик научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Ученик получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Ученик научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Кемеровской области, города;
описывать достопримечательности столицы Кузбасса и родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Кемеровской области и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Ученикник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Ученик научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ученик получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Мой край родной» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Кемеровской области, контурные карты.
3.Содержание курса внеурочной деятельности:
Программа содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Мифы и легенды Кузбасса», «Люди нашего края». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
№ Название раздела Всего часов
1. Наш город 7 часов
2. Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).14 часов
3. Мифы и легенды Кузбасса 6 часов
4. Люди нашего края 5 часов
5 Итоговое занятие 2часа
Итого 34 часа
4.Тематическое планирование
№ занятия в учебном году № урока в теме Тема занятия Основные виды деятельности обучающихсяНаш город (7ч) 1 1. Этапы становления города Кемерова: село Щеглово - город Щегловск - город Кемерово - Кемеровская область. Фронтальная беседа. Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма «Кемерово. Борьба за мечту». Работа в парах: вопросы по содержанию.
2 2. Путешествие в средневековый город Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой в библиотеке.
3 3. Районы города. Социальный паспорт районов. Индивидуальность каждого района города Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об одном из районов нашего города.
4 4. Основные производственные предприятия города. Заводы и фабрики города. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.
5 5. Фонтаны в нашем городе Фронтальная бесед Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий, презентация) об одном из фонтанов нашего города..6 6. Улицы, названные в честь великих людей и великих событий Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об улицах названных в честь великих людей и великих событий (выступление обучающихся на уроке города)
7 7. Памятные места нашего города. Фронтальная беседа. Практическая работа: собрать и оформить информацию о памятных местах нашего города. (работа в группах)
Наша область (14ч) 8 1. Границы Кемеровской области. Причины ее образования Фронтальная беседа о причинах образования Кемеровской области.
Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой. Кроссворд «Кузбасс» (Приложение № 9)
9 2. Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическое занятие (работа с атласом, контурной картой)
10 3. Население Кемеровской области. Народности Кузбасса Беседа по содержанию. Практическая работа: Конкурс «Что лишнее?» (Приложение № 13)
11 4. Посещение музея «Томская писаница» 12 5. Кузнецкая Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Кузнецкой Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.
13 6. История заселения и освоения Земли Кузнецкой. Памятники древности Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию об истории заселения и освоения Земли Кузнецкой, памятниках древности. Конкурс «Узнай город» (Приложение № 12)
14 7. Экскурсия в музей Экологии и Этнографии (Кемеровский Государственный Университет) Практическая работа: экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Дискуссия.
15 8. Рельеф. Чем наши горные системы и равнинные территории отличаются друг от друга Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой, нахождение на физической карте Кемеровской области горные системы и равнинные территории. Работа с контурной картой. Найти отличие.
16 9. Водные ресурсы. Как образуются пороги и водопады. Пороги и водопады на реках нашей области Формирование представлений об особенностях водопадов, об образовании порогов.
Практическая работа: обозначение водопадов на контурной карте .17 10. Водные ресурсы. Типы питания рек Определение типа питания рек нашего края Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор собственного исследования. Работа с контурной картой.
18 11. Растительность. Растительный мир степи, горной тундры и альпийского луга Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику растительного мира степи, горной тундры и альпийского луга.
19 12. Растительность. Растительный мир. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов Беседа по содержанию. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов на тему» «Как мы можем защитить леса».
20 13. Животный мир. Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику таежных, горно-таежных, степных и лесостепных животных.
21 14. Животный мир. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира Кузбасса Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Работа в группах.
Мифы и легенды Кузбасса (6ч) 22 1. Йети в Горной Шории: вымысел или реальность? Фронтальная беседа Практическая работа: моделирование ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Работа со свежей прессой Обзор периодической печати по теме.
23 2. Как легенды о кузбасском снежном человеке сказались на развитии культуры в нашем регионе Фронтальная беседа. Практическая работа:
работа со свежей прессой. Дискуссия.
24 3. Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Каким ты представляешь Йети?») Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию по заданной теме. Обзор периодической печати по теме. Защита проекта.
25 4. Мифы нашего края: НЛО в Осинниках, золото Колчака, Тайга – соприкосновение двух миров, Мертвая царевна в Тисульском селе Беседа по содержанию. Практическая работа: (работа в парах) пересказать миф нашего края. Обзор периодической печати по теме.
26 5. «Шестаковские болота» (Чебулинский район) - уникальное захоронение скелетов доисторических ящуров, так называемое «Кладбище динозавров» Фронтальная беседа. Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия, Работа со свежей прессой. Обзор периодической печати по теме.
27 6. Экскурсия в краеведческий музей Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация).
Люди нашего края (5ч) 28 1. Знакомство с поэтами и писателями Кузбасса и их произведениями. Произведения для детей: Береснева, Шумилова, Фадеевой, Матвеева и др. Издания Союза писателей Кузбасса (выступление обучающихся на уроке города) Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему: «Поэты и писатели нашего края».
29 2. Заслуженные и известные артисты Кемеровской области Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных артистах Кемеровской области
30 3. Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника. Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных художниках Кемеровской области
31 4. Экскурсия в музей искусств Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Люди, которыми славится наш Кузбасс».
32 5. Трудовые династии строителей, шахтеров, учителей и др. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители (участие обучающихся в школьной конференции) Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презентация) на тему: «Трудовые династии» Тест «Люди земли Кузнецкой» (Приложение № 10)
Резервные занятия (2ч) 33 1. Научно – практическая конференция «Кузбасс – мой край родной» Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских работ.
34 2. Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором» Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах.Защита проектов.
5.Описание учебно-методического и материально-ресурсного обеспечения курса внеурочной деятельности.
• Компьютер
• Интерактивная доска
• Карта РФ, Кемеровской области , города Кемерово.
Список литературы:
1.Антонова Ж.В., Иовенко Г.Е., Медянкина С.М. Градоведение. Программа факультативного курса на примере города Кемерово. Кемерово, 2003.
2.Балибалов И.А. Кемерово. Вчера. Сегодня. Завтра. Кемерово, 1982.
3Квасникова Н.Ю. Авторская программа по курсу «Краеведение»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/527267/].
4.Козлова О.Г. Внеклассное мероприятие по географии. Урок-конкурс «65 лет Кемеровской области»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/504384/].
[http://festival.1september.ru/articles/573480/].
5.Рехлов В. Повесть о Михаиле Волкове. Кемерово, 1972.
6.Скиданова Е.Н. Игра «История земли Кузнецкой»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/521536/].
7.Солосвьев Л.И. География Кемеровской области Природа. Кемерово, 2006.
8.Сорвилова О.В. Разработка урока с региональным компонентом «Наш край»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/562646/].
Приложение:
Некоторые формы подведения итогов учета знаний, умений, которые должны быть сформированы у обучающихся:
Приложение № 1
Кроссворд «Наш край»
1 2
н у 3 4 5
о г т 6
7 в о л к о в
о л и е м е
к ь с м ь ру т е б
з в ра
н я о е н в ц к о к а 1) Крупнейший город Кузбасса.
2) О каком полезном ископаемом Петр 1 сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет»?
3) Родина космонавта Алексея Архиповича Леонова
4) Столица Кузбасса
5) Главная водная артерия Кузбасса
6) Название растения, которое первым зацветает в Кемеровской области
7) Разгадав кроссворд, вы получите ключевое слово. Что вы знаете о нем?
Приложение №2
Викторина Почемучек
1) Кто, когда и где впервые обнаружил пласт каменного угля на территории нашей области?
2) Перечислите населенные пункты, название которых созвучны названиям растений? (п. Кедровка, п. Крапивинский, д. Листвянка, г. Березовский…).3) Откуда произошло название гор «Кузнецкий Алатау»?
4) Какая река говорит о себе только в первом лице?
5) Я река. Мой путь на север
Между скал и средь равнин,
Если Я на Т заменим,
Буду в море исполин.
Приложение №3
Викторина «История города Кемерово»
- Кто был первым поселенцем?
- Как назывался наш город раньше?
- Из представленных гербов выберите герб города и области.
- В каком году были построены первые каменные здания?
- Назовите улицы города, связанные с космической темой?
- Перечисли площади нашего города.
- В каком районе мы живем?
Приложение №4
Викторина «Люди нашего края»
- Назови почетных граждан нашего города.
- Назови имена кузбассовцев - защитников Родины.
- Перечисли известные имена поэтов и писателей нашего города.
- Перечисли известные имена художников нашего города.
Приложение №5
Викторина «Страницы истории родного края»
1. Улица, начинающаяся от Притомской набережной, на которой стоит памятник воинам-кузбассовцам, погибшим в годы ВОВ?
2. В 1965 году улица Барнаульская была переименована в улицу имени …?
3. Он был организатором АИК «Кузбасс». Его именем названа улица в Рудничном районе?
4. Эта улица названа именем шахтера, Героя Социалистического труда, кавалера трех степеней знака «Шахтерская слава», «Лауреата премии Кузбасса»? (Рудничный район):
5. Эта улица названа именем Героя Советского Союза по просьбе однополчан-кемеровчан. Здесь расположен лицей № 89?
6. Пересечение двух улиц: одна названа в честь первой женщины-космонавта, другая - именем первого космонавта планеты?
7. Назовите 12 улиц, носящих имена выдающихся людей нашей страны?
Ответы: 1. Весенняя. 2. Коломейцева. 3. Рутгерса. 4. Ракитянского. 5. Смирнова. 6. Терешковой. Гагарина. 7. Кирова, Дзержинского, Орджоникидзе, Островского, Калинина, Мичурина, Нахимова, Ленина, Лядовой, Тухачевского, Чкалова, Черняховского.Приложение №6
Игра «Крестики-нолики»
Командам предлагаются карточки-перфокарты, где записаны номера вопросов-заданий. Ведущий читает вопрос-задание, а команды ставят «+», если вопрос-задание верное, или «0», если в нем ошибка.
Вопросы-задания:
Бабочка и осина – это объекты живой природы.
Самый холодный осенний месяц – октябрь.
Осенью выпадают осадки только в виде дождя.
Ежики запасают на зиму грибы и ягоды.
Некоторые бабочки улетают осенью в тёплые края.
Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно.
В конце осени залегают в спячку бурундуки и барсуки.
На зиму запасают корм волки, лоси, лисы.
Лягушки осенью нагуливают подкожный жир и засыпают
Деревья зимой не умирают, а спят
Перфокарта с правильными ответами:
12345678910
+00 0+0+00+
Приложение №7
Игра «Цветик - семицветик»
Игра проводится по принципу «Решето». Ведущий задает вопрос о растительном, животном мире, о погоде, реках, горах. Участники каждой команды по очереди отвечают. Если учащийся не ответил, то отвечает следующий из команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон в виде лепестка цветка. Какая команда наберет большее количество лепестков, та и побеждает в этом конкурсе.
Вопросы:
С чем связаны дожди в январе в нашем крае (с теплыми ветрами с Атлантического океана);
Какой грызун наших лесов весной часто разоряет гнезда птиц и почему (белка, весной ей не хватает растительного корма);
Какая птица «хвостом лед разбивает» и почему (трясогузка, так как она прилетает во время вскрытия рек);
Какие деревья и кустарники нашего края цветут до распускания листьев (карагач, осина, вяз, тополь, ива);
Какие рыбы просыпаются весной после спячки (карась, линь, пескарь, карп, уклейка);
Растет ли в Кемеровской области подснежник (нет);
В какую реку впадает главная река Кемеровской области (Обь);
Какое широколиственное дерево осталось в Кемеровской области с доледникового периода (липа);
Самое большое озеро Кемеровской области (Большой Берчикуль);
Самый маленький олень Кузбасса (косуля).
Приложение №8
Игра «Аукцион»
На аукцион представлены следующие товары (названия товаров записаны на карточках и прикреплены к доске). Любой из этих товаров может стать вашим. Приобрести товары вы сможете в обмен на знания. Каждая команда, участвуя в торге, называет информацию о данном объекте объемом в одно предложение. Какая команда назовет последнее предложение, тот и покупает товар. Начинаем торги.
Товар первый – каменный уголь.
Примерные ответы детей о каменном угле:
Каменный уголь - это полезное ископаемое.
Уголь добывают в нашей области.
Цвет черный.
Тяжелее воды.
Основное свойство – горючесть
Добывается в шахтах, на разрезах.
Имеет блеск, хрупкий, твердый.
Используется в черной металлургии, энергетике и химической промышленности.
Следующий товар – кедр.
Примерные ответы детей о кедре:
Точное ботаническое название – сосна сибирская.
Хвойное вечнозеленое дерево.
Семена кедра используют в пищу.
Высота дерева до 40-45 метров.
Живет кедр до 500-850 лет.
Кедр начинает плодоносить в 40-50 лет.
Кедр занесен в Красную книгу.
Кедровые семена являются источником питания для многих животных.
У кедра ценная древесина красноватого цвета.
Приложение № 9
Кроссворд «Кузбасс»
1 к 2 у 3 з 4 б 5 а 6 с 7 с 1.Растение из Красной Книги Кузбасса.
2. Правый приток реки Усы.
3. Пушной зверек.
4. Медвежий чеснок, черемша.
5. Стариннное село Новокузнецкого района.
6. Продукт переработки угля
7. Полудрагоценный камень Салтымаковского хребта
Ответы: Кандык, Чексу, заяц, колба, Атаманово, кокс, сердолик
Приложение № 10
Тест «Люди земли Кузнецкой»
Кузбассовец, летчик-космонавт СССР, впервые в истории человечества вышел из корабля в открытый космос. (Алексей Леонов)
Соратница Зои Космодемьянской по партизанскому отряду, находилась в рядах активной разведки штаба Западного фронта. (Вера Волошина)
Знатный шахтер, зачинатель стахановского движения в Кузбассе. (Иван Борисов)
Новокузнечанин, Герой Советского Союза, закрывший своим телом амбразуру дзота. (Черемнов)
Первооткрыватель кузнецкого каменного угля. (Михайло Волков)
Кузбассовец, герой Советского Союза, панфиловец. (Васильев)
Кемеровчанин, абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу. (Мартемьянов)
Приложение № 11
Конкурс «Самое интересное о природе Кемеровской области»
Командам выдаются карточки с вопросами. За 2-3 минуты необходимо ответить на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.
Карточка № 1
Самое ценное у пихты.
Самые темные леса.
Самое красивое, душистое и медоносное дерево.
Самый крупный олень.
Самый маленький примитивный олень.
(Смолы и эфирные масла, еловые, липа, лось, кабарга)
Карточка № 2
Самое ценное у кедра.
Самое долгоживущее дерево.
Самые древние из растений.
Самый редкий олень.
Самая крупная кошка.
(Семена, орехи; лиственница, папоротники, сибирский северный олень, рысь)
Приложение № 12
Конкурс «Узнай город»
По описанию надо отгадать города Кемеровской области.
1.Этот город долго называли городом одной улицы. Один из самых молодых угольных городов Кузбасса, построенный руками комсомольцев 50-60-х годов. Город возник на месте поселка Ольжерас. В городе развито производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность. Расположен в долине между Томью и ее притоком Усой на железнодорожной магистрали Новокузнецк – Абакан. (Междуреченск)
2. Город расположен на Кузбасской железнодорожной магистрали. Возник в 1726г. в виде маленькой деревушки. В 1931г., после сдачи в эксплуатацию цинкового завода, стал поселком городского типа, который был преобразован в город. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, машиностроение. Здесь работает крупная трикотажная фабрика.
(Белово)
Приложение № 13
Конкурс «Что лишнее?»
Из каждой перечисленной группы объектов надо выбрать лишний объект, который не относится к Кемеровской области.
Карточка № 1
Что лишнее? Обоснуйте свой выбор.
Бачатское, Беловское, Журавлевское, Танай.
Борисовская, Настуся, Смирновская, Терсинка.
Мариинск, Тайга, Тогучин, Белово.
Карточка № 2
Что лишнее? Обоснуйте свой выбор.
Томская, Новосибирская, Омская, Красноярский.
Заринск, Прокопьевск, Гурьевск, Тяжин
Борисовская, Карачинская, Березовоярская, Терсинка
Приложение №14
Тест « Реки, озера нашей области»
1. Главная река родного края. (Томь)
2. Эта река протекает по нашей области всего 25 км. (Чулым)
3. Река, название которой в переводе с тюркского означает «скала». (Кия)
4. Самое большое по площади озеро. (Большой Берчикуль)
5. Самое глубокое озеро. (Среднетерсинское)
6. Река, чье название состоит из двух одинаковых букв. (Яя)
7. Как называется озеро, в котором не водятся рыбы? (Пустое)