Рабочая программа для внеурочной деятельности в категории Духовно-нравственное направление


Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно - нравственному направлению
Школа вежливых наук









































Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2-х классов по духовно - нравственному направлению составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2010 года №373;
- Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой Издательство Москва, Вентана – Граф, 2011 год, разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования;
Рабочая программа разработана в соответствии:
- с основной образовательной программой начального общего образования МКОУ « СОШ им. А. Ю. Байсултанова» с.п. Яникой;
- учебным планом МКОУ «СОШ им.А. Ю. Байсултанова» с.п. Яникой.;
- Положением о рабочих программах МКОУ «СОШ им. А.Ю. Байсултанова» с.п. Яникой (ФГОС).

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ им. А. Ю. Байсултанова» с.п. Яникой.
Рабочая программа рассчитана на преподавание во 2-х классах в объеме – 70 часов.
Количество часов в год – 70 часов
Количество часов в неделю – 2 часа.
Количество часов - в1 четверти – 16 ч.
во 2 четверти - 16 ч.
в 3 четверти– 22 ч.
в 4 четверти – 16 ч.


Учебно -методический комплект:


-Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 1 – 2. - М.: Школа-Пресс,
-Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс. -Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”.
-Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
-Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
-Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

Планируемые результаты
(метапредметные, предметные, личностные )
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению « Этикет:азбука добра» является формирование следующих умений:
внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
положительная мотивация учебной деятельности;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению « Этикет: азбука добра» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
устанавливать причинно-следственные связи.
3.Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
4. Личностные УУД:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1.Отличие понятий «этика» и «этикет».
2.Правила вежливости и красивых манер.
3.Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8 .Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.
Формы учета оценки планируемых результатов
Опрос, наблюдение;
Диагностика
Анкетирование учащихся и родителей.




























Содержание программы.

2 класс (1полугодие)
Раздел 1. Школьный этикет (5 часов)
Правила поведения в школе. Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены? Мы в школьной столовой. Культура принятия пищи.
Раздел 2. Правила общения (10 часов)
Зачем нужны вежливые слова? Доброжелательность. Какие бывают поступки? Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Я и мои товарищи. Общение со сверстниками в играх. Мой учитель. Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья. Я среди людей.
Раздел 3. О трудолюбии (5 часов)
Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся в школе. Мои обязанности в классе. Как мы трудимся дома. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои и школьные вещи).
Раздел 4. Культура внешнего вида (5 часов)
Основные правила Мойдодыра. Как я выгляжу. Домашняя одежда (викторина). Правила ухода за одеждой. Культура одежды. Язык красок.
Раздел 5. Внешкольный этикет (8 часов)
Простые правила этикета. Правила поведения на улице. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в общественных местах. Праздничный этикет. «Спасибо» и «пожалуйста». Обобщение изученного за год. Итоговый тест.

2 класс (2полугодие)
Раздел 1. Введение (1час)
Этика – наука о морали. (Дискуссия).
Раздел 2. Школьный этикет (9 часов)
Как я выгляжу. Школьный этикет. (Круглый стол). Зачем быть вежливым. (Дискуссия).
Сказка о вежливости. (Обыгрывание жизненных ситуаций.) Роль жестов и мимики в приветствии. «Ты» и «вы» в обращении. Добро и зло в сказках. (Конкурсная программа).
Раздел 3. Правила общения (5 часов)
Твои поступки и твои родители. (Наблюдения). Что мешает общению. «Правила поведения, отраженные в народных сказках». (Проектная деятельность). Чем богат человек. (Практикум).
Раздел 4. О трудолюбии (4 часа)
«Что мы умеем: делаем новогодние игрушки». (Выставка).
«История религиозного праздника» (по выбору). Презентация. Обязанности ученика в школе и дома (Дискуссия).
Раздел 5. Культура внешнего вида (5 часов).
Да здравствует мыло душистое. Требования к внешнему виду человека. Повседневная одежда. Волосы и головной убор. Человек и его имя.
Раздел 6. Внешкольный этикет (10 часов)
Моя мама – самая лучшая. ( Стенгазета). День рождения. (Стенгазета). Учимся общаться. (Практикум). Двор, где я живу. «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. «Герои ВОВ – жители нашего города». Оформление альбома. «Угощаем национальными блюдами» (коллективная работа школьников и родителей). (Ярмарка). Сказка в нашей жизни. (Наблюдения). Итоговый тест. «Мы любим свой город». (Презентация).


































Тематическое планирование

2 класс (1 полугодие)



Тема
Кол. часов
Теория
Практи-ческие
занятия

1
Школьный этикет.
5
2
5

2
Правила общения.
10
2
6

3
О трудолюбии.
5
2
7

4
Культура внешнего вида.
5
3
6

5
Внешкольный этикет.
10




Итого:
35
9
24



2 класс (2 полугодие)


Тема
Кол. часов
Теория
Практи-ческие
занятия

1
Введение
1
2
5

2
Школьный этикет.
9
1
8

3
Правила общения.
5
4
5

4
О трудолюбии
5
2
7

5
Культура внешнего вида.
7



6
Внешкольный этикет.
7




Итого:
34
9
25










15