Статья Музейная педагогика как средство реализации ФГОС


Бурмистрова Юлия Николаевна
воспитатель Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей №31»
Асбестовского городского округа
«Реализации педагогического проекта
по созданию музея свечей в ДОУ»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Важная особенность мини-музеев в  развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. 
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Изучив литературу по данной теме я решила реализовать проект: «Музейная педагогика, как средство развития познавательных процессов у дошкольников».
Цель: Создание условий для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ, формирование у дошкольников представления о музее.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Развитие сотрудничества ДОУ с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Ожидаемый результат:
Для педагога: повышение уровня компетенции в музейной педагогике; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей; инновационные изменения в организации образовательного процесса.
Для воспитанников: появление интереса к музейной культуре, повышение качества воспитания и образования дошкольников.
Для родителей: повышение качества семейного воспитания, мотивация родителей на активное сотрудничество.
Этапы реализации проекта:
I Подготовительный
1.На подготовительном этапе я выбрала место для размещения мини-музея «Волшебная свеча» и его дальнейшего оформления.
2. Определила тему и название мини – музея, разработала модель, спланировала экспозицию, выбор дизайна оформления мини – музея, классифицировала литературу и дидактический материал.
II Основной
Работа с детьми: организовала совместно с родителями экскурсии в «Историко-краеведческий музей», где нас познакомили с историей нашего города, мы рассмотрели различные музейные экспонаты. Детям очень понравились экскурсии, мои воспитанники нарисовали рисунки и изготовили поделки, была оформлена выставка для детей детского сада и родителей.
Провела со своими воспитанниками познавательные беседы по темам «Что такое музей?», «Правила поведения в музее», «Что такое коллекция?» «История происхождения свечей».
Мною были организованы конкурсы детских рисунков «Самая красивая свеча» и аппликаций «Волшебные свечи» для развития навыков рисования, закрепления формы, развития воображения и интереса к изучению и коллекционированию свечей;
Совместно с детьми и родителями создали коллекцию свечей из парафина, восковых свечей, гелевых свечей, аромасвечей, светодиодных свечей;
Я организовала мастер-класс для педагогов и родителей по изготовлению свечей своими руками;
Мною были подобраны игры музейного содержания, с классификацией по возрасту.
Был организован просмотр видеофильмов о музеях для познавательного развития, знакомства с историей, для эстетического развития и развития культурных навыков у детей;
Организовано совместное чтение художественной литературы по данной теме.
Работа с родителями:
Провела анкетирование с родителями «Что такое музейная педагогика в ДОУ» с целью выявления у родителей общих понятий о музейной педагогике и её значении для детей дошкольного возраста;
В заключении проекта самые активные родители были награждены грамотами – участников проекта за активность в сборе экспонатов для мини-музея и участии в мастер- классе по изготовлению свечей.
III Итоговый
На уровне городских детских садов показала совместную деятельность детей и педагога - организовала мастер класс по изготовлению поделок из парафина, отзывы коллег были восторженные.
Заключительным результатом реализации проекта стало проведение совместного мероприятия для детей, родителей и педагогов детского сада – праздник «Читаем стихи любимых авторов» - при свечах. Вечер понравился и большим и маленьким – читали стихи, атмосфера при свечах была романтическая и необычная для детей, показали свое творчество– рисунки из истории свечей. Родители были активными участниками данного праздника – тоже читали свои любимые стихи.
С результатами реализации данного проекта выступила на педагогическом совете с результатами проекта «Музейная педагогика, как средство развития познавательных процессов у дошкольников».
Литература
1. Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.– 184 с.
2. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.
3. Технология музейной педагогики в дошкольном учреждении.
4. .Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.
5. Петров Г.Ф. Идём по Русскому музею. – Л.: Лениздат,1982. -192 с.
6. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
7. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008.
8. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высш. шк., 2004. -216 с.
9. Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.