Статья для конференции МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАТЕЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Овчинникова Галина Леонидовна,
Кошелева Оксана Михайловна
воспитатели МБДОУ ЦРР Д/С «Хрусталик»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАТЕЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

С древнейших времен люди тщательно собирали знания о своей культуре, о самобытной местности, о традициях и обычаях своего народа. К большому сожалению в XIII веке в результате монгольского нашествия письменность коренных жителей – хакасов была утрачена и в последующие века народ передавал свои знания в устной форме (в сказаниях, легендах, национальных сказках, песнях хайджи). Вместе с ними ушли некоторые тайны Хакасской истории и культуры. Под воздействием времени, людей, немало памятников археологии и этнографии были разрушены и пришли в негодность как исторический источник. По крупицам приходится восстанавливать историю становления Хакасии, ее фольклора, быта и национальных обрядов. Этому способствует изучение и раскопки курганов хакасских степей разных эпох, петроглифы, письмена, каменные изваяния, орудия труда. Поистине уникальна природа и ландшафт нашей Хакасии, ее называют маленькой Швейцарией, на территории которой повсеместно встречаются удивительные камни, разбросанные у подножий древних курганов. Часто на них можно рассмотреть бороздки и неровности, и только настоящий специалист может определить, где тут каменная неровность, созданная природой: дождем и ветром, а где – настоящий рисунок древности, кропотливо выбитый рукой доисторического художника. К слову сказать, сказочные артефакты издавна будоражат воображение и тех, кто побывал тут проездом. Это и заповедник «Казановка» с экологическими тропами, галереями наскальных рисунков и небольшой этно-деревней с юртами и шалашами, где можно посидеть, отдохнув с дороги. Это и знаменитая мать – матерей Улуг Хуртаях Тас. Это и Сундуки, и знаменитый Салбыкский курган, чего только стоит взглянуть на боярские писаницы времен Тагарской и Окуневской культуры. В Хакасии есть одиночные стелы и чаатасы, что означает «камни войны» Необходимо тщательно беречь некрополь – это наша история. Как говорят хакасы: «люби свою малую родину, она твоя колыбель, она вырастила тебя, и принимала тебя и в горе, и радости, а ты – лишь часть продолжения бытия!».
Особым почитанием у хакасов, как и в древние времена пользуются предки, необходимо почитать и уважать их старость, накопленный жизненный опыт и знания, именно они хранители былых времен помнят о традициях и обычаях их дедов, прадедов и пращуров. В легендах древние люди высоко подняли нас над животным миром, объяснили смысл жизни, взрастили нас и поставили на ноги. Известен хакасский обычай, отправляясь на войну, или опасное место, стоит приехать на могилу своих родителей, взять с нее горсть земли и сохранить ее. Это поможет защитить твою жизнь.
Проживая на территории Хакасии нельзя не слышать о национальных праздниках и фестивалях, одним из них является эколого-этнический фестиваль театров кукол «ЧирЧайаан», что в переводе с Хакасского языка означает «Дух земли» Он стал значительным культурным событием не только Республики Хакасии, но и России в целом. Проведение национальных выставок, чтение национальных сказок и легенд, театральные представления, посещение музеев и картинных галерей, все это побуждает изучать историю Хакасии, вызывая чувство патриотизма у подрастающего поколения. Все чаще мы используем элементы хакасского национального узора, самостоятельно из бисера и пуговиц совместно с детьми создаем украшение паго, организуем не большие выставки рисунков и поделок.
Создание музейной этнопедагогики на сегодняшний день актуально и необходимо как для детей, так и для их родителей. Это богатый опыт и для педагогов, обменивающихся опытом и знаниями. Очень красиво проводятся открытые занятия с применением национальной музыки, хакасских костюмов, прослушиванием мелодий ветра в степи, или воды в хакасских озерах. Именно совместный труд педагогов и родителей является общей целью и задачей в создании предметно-развивающей среды воспитанников, позволяя каждому ребенку открывать для себя новый неизученный мир Хакасии, полный новых красок и ощущений. В своей работе организуя мини музей с элементами хакасской вышивки, национальными рисунками на ткани и камне, предметами быта мы пытались донести до малышей красоту хакаской культуры, национальных особенностей и традиций коренных жителей Хакасии. Особой частью хакасского наряда являлись хакасские рукавицы. Их шили мастерицы из овчины, украшая орнаментом, вышитыми шелковыми нитками. Среди летних головных уборов у мужчины были популярные черные войлочные шляпы. Женщины в обычные будничные дни носили ситцевые и шерстяные платки, а в праздники надевали нарядные шелковые платки. Завершали национальный костюм правильно подобранные сапоги. Летом – кожаные, а зимой теплые, меховые. Женщины летом носили тапочки, а девушки надевали удобные туфли. В летние праздники женщины надевали хромовые сапоги, которые украшали золотым шитьем.
В своей выставке педагоги нашей группы ставили ветки березы, украшенные специальными ленточками разных цветов: зеленый, красный, голубой, белый. Цвет белой ленточки означает чистоту дел и помыслов. Красной – символ солнца, тепла, жизни. Синий – символ чистого неба. Дети с увлечением рассматривали, а затем завязывали ленточки. Исторический интерес представляют статуэтки и маски шаманов. Шаманы всегда играли важную роль в жизни хакасов – они поводили обряды, лечили от болезней. Богат хакасский фольклор, многообразием жанров: сказки, легенды, предания. Повествования сказителей всегда сопровождается аккомпанированием. На сегодняшний день известны пятнадцать музыкальных национальных инструментов. Главные национальные инструменты – это хомыс и чатхан. С чатханом связано горловое пение – хай. Со всем этим детей познакомили через аудиозаписи.
И пускай история Хакасии оставляет много тайн и пятен, нам необходимо сделать многое для детей и подростков, только начинающих оценивать красоту природы степи и хакасских гор. Для этого необходимо ценить опыт и мудрость предков, когда то давно проживающих на нашей земле.
Выставка национальной культуры может быть различной, но целью и задачей является воспитание чувство любви к родному краю, который имеет богатую и самобытную историю.
Настало время возрождения народных праздников и старинных традиций и надежды на улучшение нравственного здоровья общества.

Библиографический список
Акулов А. В. Путеводитель Хакасии. Москва, 2006. 176 с.
Бутанаев В. Я. Хакасские народные названия исторических памятников // Вопросы древней истории Южной Сибири. Абакан, 1984
Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.к
Чебодаев П. И. История Хакасии с древнейших времен до конца XIX в. Абакан, 1992. 300 с.




15