Рабочая программа по внеурочной деятельности: Туристы


Рабочая дополнительная образовательная программа
туристско-краеведческой направленности
«Туристы-проводники»
группа первого года обучения, возраст 11-12 лет
учитель: Скворцов П.И.
Пояснительная программа
Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Цель образовательной программы «Туристы-проводники»: обучить основам туризма, спортивного ориентирования и подготовить к выбору будущей профессии.
Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки организации туристского быта, техники туризма, ориентирования, краеведения. Со второго года обучения предполагается углубленная специальная подготовка.
Цель 1 –го года обучения: Формирование практических навыков и умений
туриста-проводника.
Задачи:
1. Научить основам туризма и ориентирования;
2. Развить физические специальные качества туриста-проводника;
3. Воспитать упорство, честность, мужество, взаимовыручку; навыки к здоровому образу жизни, бережное отношение к окружающей среде.
Требования к уровню подготовки учащихся определяются уровнем специальных знаний и умений по следующим критериям:
Знать:
- знать свой край;
- технику и тактику туризма;
- ориентирование на местности;
- инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися;
- основы туристской подготовки;
- основы гигиены;
- правила организации и проведения туристских соревнований.
Уметь:
- организовать туристский быт;
- ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, по местным предметам;
- вести краеведческие наблюдения;
- составлять и читать карту;
- составить план похода и разрабатывать маршрут;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия.
- выполнять нормативы ОФП и СФП.
Данная программа предусматривает ведение занятий два раза в неделю по 3 часа на протяжении всего учебного года. Занятия проводятся на базе Излучинской ОСШ№2 и ОНСШ (спортзал, кабинет туризма), пришкольном участке, в районе озера Мутного. Наполняемость группы 12 человек.
Перечень учебного оборудования, туристского снаряжения и инвентаря необходимого для ведения занятий имеется (Приложение №1)
Содержание программы состоит из теоретических и практических занятий пяти основных разделов: основы туристской подготовки, топография и ориентирование - основа специальной подготовки туриста-проводника, краеведение, основы гигиены, первая доврачебная помощь, общая и специальная физическая подготовка.
Контроль учебных срезов проводится по плану: диагностика по СУЗН вводная, которая проводится в октябре месяце и итоговая - в мае месяце. Средствами контроля учебной программы являются выполнение нормативов учащимися по общей физической подготовки и специальной физической подготовки. Приложение №2 Требования нормативов ОФП и СФП. Приложение №3 Методики оценки уровня специальных знаний и умений.
Формами подведения итогов реализации рабочей дополнительной образовательной программы будут:
- результаты диагностик; выполнение нормативов ОФП и СФП;
- итоги участия в соревнованиях, выполнение разрядных норм;
- портфолио обучающихся;
- участие и мастер-класс в фестивале детского творчества «Вдохновение»;
- поход 2 категории сложности.
Рабочая программа разработана на основе типовой программы Константинова Ю.С. «Туристы-проводники», утвержденной Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации, 2000 г.
Программа рассчитана на 216 учебных часов. Занятия проводятся в форме практических занятий, игр, экскурсий, походов, бесед.
В обучении широко использую здоровьесберегающие технологии, игровые.Индивидуально используется технология Портфолио.
Работа с родителями строится через проведение индивидуальных бесед, родительские конференции, походы выходного дня «Туристской тропой всей семьей».
Информационное сопровождение:
Вяткин Л.А. и др. учебное пособие « Туризм и спортивное ориентирование», М.. 2001 г.
Информационно-методический вестник – «Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения», № 2 (58) 2006 г.
Константинов Ю.С., программа для системы дополнительного образования детей «Туристы-проводники», Москва, 2000 г.
Смирнов Д.В. Программа «Оздоровительно-познавательный туризм» М., Советский спорт, 2003 г.Российская международная академия туризма
Программно-методическое обеспечение туристско-краеведческой деятельности в дополнительном образовании детей «Школа жизни – окружающий мир»,М., № 6 2005 г.
Ривкин Е.Ю. практическое пособие «Организация туристической работы со школьниками», М., 2001 г.

Календарно-тематический план занятий
«Туристы-проводники»
для учащихся группы 1 года обучения


п\пНаименование тем
кол. часов
дата всего теорет. пракик. Средства контроля,
сроки
контроля
1 01.09.11
Основы туристской подготовки
Тема 1.Вводное занятие. Беседа о содержании программы. Организации рабочих мест. Выявление запросов учащихся.
Инструктаж по технике безопасности
Правила поведения учащихся 2 1 1 тест
2 02.09.11 Туристские путешествия. История развития туризма. 2 - 2 3 06.09.11 Вводная диагностика. Выполнение нормативов ОФП, СФП. 2 - 2 Приложение №2
4 08.09.11 Групповое и личное турснаряжение туриста. 2 2 - 5 09.09.11 Комплектование личного и общественного снаряжения. 2 - 2 6 13.09.11 Подгонка личного снаряжения. 2 - 2 7 15.09.11 Изготовление и ремонт снаряжения. 2 - 2 8 16.09.11 Личная гигиена туриста 2 1 1 9 20.09.11 Походная медицинская аптечка. 2 1 1 10 22.09.11 Знакомство с лекарственными растениями и их использование. 2 - 2 11 23.09.11 Выбор и требования к месту бивака. 2 1 1 12 27.09.11 Развертывание и свертывание лагеря. 2 - 2 13 29.09.11 Установка палаток в различных условиях. 2 - 2 14 30.09.11 Заготовка дров-работа с пилой и топором. 2 - 2 15 04.10.11 Подготовка к походу, путешествию. 2 1 1 16 06.10.11 Изучение маршрутов учебно-тренировочных и зачетного(летнего) лагеря. 2 - 2 17 07.10.11 Составление плана-графика похода. 2 - 2 18 11.10.11 Заполнение маршрутной документации. 2 - 2 19 13.10.11 Составление сметы расходов. 2 - 2 20 14.10.11 Питание в туристском походе. 2 1 1 21 18.10.11 Составление меню и списка продуктов. 2 - 2 22 20.10.11 Туристские должности в группе. 2 1 1 23 21.10.11 Практические навыки по должностям в группе. 2 - 2 24 25.10.11 Техника и тактика в туристском походе. 2 2 - 25 27.10.11 Использование страховки и самостраховки. 2 - 2 25 28.10.11 Использование специального снаряжения (страховочная система,веревки, карабины) 2 - 2 27 01.11.11 Узлы: простой, двойной проводник. 2 - 2 28 03.11.11 Узлы:восьмерка, схватывающие,встречный2 - 2 29 08.11.11 Техника вязания узлов. 2 - 2 30 10.11.11 Техника преодоления завалов, густых зарослей. 2 - 2 31 11.11.11 Отработка техники движения в группе и преодоления препятствий. 2 - 2 32 15.11.11 Соревнования. Первенство объединения
по туртехнике. 2 - 2 33 17.11.11 Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях. 2 2 - 34 18.11.11 Разбор причин возникновения аварийных
ситуаций в походах. 2 - 2 35 22.11.11 Разбор причин возникновения экстремальных ситуаций в походах. 2 - 2 36 24.11.11 Подведение итогов туристского путешествия. 2 2 - 37 25.11.11 Подготовка и составление отчета о походе. 2 - 2 38 29.11.11 Ремонт туристского инвентаря и снаряжения. 2 - 2 39 01.12.11 Подготовка газеты по итогам похода. 2 - 2 40 02.12.11 Топография и ориентирование.
Обязанности туриста-проводника. 2 2 - 41 06.12.11 Подбор картографического материала к походу, разработка маршрута и графика движения группы. 2 - 2 42 08.12.11 Подготовка картографического материала
в отчете о походе. 2 - 2 43 09.12.11 Земля и карта. 2 2 - 44 13.12.11 Определение масштаба карты по её номенклатуре. 2 - 2 45 15.12.11 Определение масштаба карты по линейному значению широтной минуты. 2 - 2 46 16.12.11 Определение географических и прямоугольных координат точек на топографической карте. 2 - 2 47 20.12.11 Краткие сведения о строении и функциях организма. 2 1 1 48 22.12.11 Основные приемы по оказанию первой доврачебной помощи.
Приемы искусственного дыхания, закрытого массажа сердца. 2 1 1 49 23.12.11 ОФП. Упражнения с сопротивлением. Круговая эстафета. 2 - 2 50 27.12. 11 ОФП. Полоса препятствий. 2 - 2 51 29.12.11 Топографическая и спортивная карта 2 2 - 52 30.12.11 Упражнения на запоминание условных знаков. 2 - 2 53 10.01.12 ОФП.Упражнени с предметами.Баскетбол. 2 - 2 54 12.01.12 Изучение элементов рельефа по моделям. 2 - 2 55 13.01.12 СФП. Упражнения со скакалкой на время. Акробатика. 2 - 2 56 17.01.12 Определение по горизонталям различных форм рельефа. 2 - 2 57 19.01.12 Выбор путей движения группы с учетом основных форм и элементов рельефа. 2 - 2 58 20.01.12 ОФП. Упражнения с отягощением. Волейбол. 2 - 2 59 24.01.12 Компас. 2 2 - 60 26.01.12 Азимут, снятие азимута с карты. 2 - 2 61 27.01.12 СФП. Бег с высокого и низкого старта. 2 - 2 62 31.01.12 Азимутальные отрезки. Контрольные пункты по азимуту. 2 - 2 63 02.02.12 ОФП. Упражнения с гантелями. Эстафеты с препятствиями. 2 - 2 64 03.02.12 Измерение расстояний. 2 2 - 65 07.02.12 Измерение длины шага, построение графика перевода числа шагов в метры. 2 - 2 66 09.02.12 ОФП. Элементы акробатики. Встречная эстафета с переноской груза. 2 - 2 67 10.02.12 Способы ориентирования. 2 2 - 68 14.02.12 Упражнения по определению точки своего местонахождения на местности при помощи карты. 2 - 2 69 16.02.12 Соревнования по зимнему ориентированию 2 - 2 70 17.02.12 Приемы транспортировки пострадавшего. 2 1 1 71 21.02.12 ОФП. Попеременный и одновременный способа ходьбы на лыжах. 2 - 2 72 24.02.12 Упражнения по ориентированию. 2 - 2 73 28.02.12 ОФП. Техника поворотов на лыжах на месте и в движении. 2 - 2 74 01.03.12 ОФП. Прохождение на лыжах дистанции
3 км. на время. 2 - 2 75 02.03.12 ОФП. Катание с гор, спуски и подъемы на склонах. 2 - 2 76 06.03.12 ОФП Повороты и торможения во время спусков. Ложные падения. 2 - 2 77 09.03.12 Ориентирование по местным предметам. 2 2 - 78 13.03.12 Упражнения по определению своего место- нахождения на различных картах. 2 - 2 79 15.03.12 Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам. 2 - 2 80 16.03.12 Врачебный контроль. Предупреждение спортивных травм. 2 1 1 81 20.03.12 Основные приемы по оказанию первой помощи. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим. 2 - 2 82 22.03.12 СФП. Туристская полоса препятствий. 2 - 2 83 23.03.12 Туристские возможности родного края. 2 - 2 84 27.03.12 Экскурсия в краеведческий музей «Спектр». 2 - 2 85 29.03.12 СФП. Упражнения со штангой. Подъемы по гимнастической лестнице. 2 - 2 86 30.03.12 Встреча с ветеранами войны и труда. 2 - 2 87 03.04.12 СФП. Эстафеты с переноской тяжелых предметов. Переправы по бревну через овраг, ручей, канаву. 2 - 2 88 05.04.12 Изучение района путешествия. Разработка
маршрута. 2 - 2 89 06.04.12 ОФП. Элементы акробатики. Баскетбол. 2 - 2 90 10.04.12 Знакомство с отчетами туристских групп. 2 - 2 91 12.04.12 Знакомство с историей, природой, климатом района путешествия. 2 - 2 92 13.04.12 СФП. Эстафеты с преодолением препятствий. Упражнения с палками. 2 - 2 93 17.04.12 Пути подъезда к началу маршрута. 2 - 2 94 19.04.12 Население Нижневартовского района. 2 - 2 95 20.04.12 СФП. Марш-бросок в район озера Дачного. 2 - 2 96 24.04.12 Соревнования. Участие в первенстве Центра по пешеходному туризму. 2 - 2 97 26.04.12 СФП. Гимнастические упражнения на различных снарядах. 2 - 2 98 27.04.12 Общественно-полезная работа в путешествии. 2 2 - 99 03.05.12 СФП. Приседания, выпады, «полушпагат», «шпагат». 2 - 2 100 04.05.12 Сбор гербариев, материалов для краеведческого музея. 2 - - 101 08.05.12
Соревнования по турориентированию. 2 - 2 102
10.05.12 Контрольно-переводные испытания. Выполнение нормативов ОФП, СФП. 2 - 2 Приложение №2
103 11.05.12 Причины аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. 2 1 1 104 15.05.12 Разбор конкретных аварийных ситуаций в туризме, активная подготовка к походу. 2 - 2 105 17.05.12 Психологический тренинг. 2 - 2 106 18.05.12 Действия группы в аварийных ситуациях. 2 1 1 107 22.05.12 Практическое освоение средств и способов страховки и самостраховки в экстремальных условиях. 2 - 2 108 Итоговое занятие. 2 - 2 Итого: 216 42 174 Социальная практика:
воспитательные мероприятия в объединении Сентябрь Ярмарка образовательных услуг Сентябрь Экскурсия в парк «Сибирские Увалы» Октябрь КТД «Берегись автомобиля» Октябрь Поход на экологическую тропу «Здоровье» НоябрьАпрель Посещение соревнований района, округа во Дворце спорта «Югра» Декабрь КТД «Новый год» Январь Участие в судейской практике городских соревнований по туризму. Февраль Встреча с ветеранами войн, труда и спорта в «Спектре» Февраль Военно-патриотический вечер «От зарницы до границы» Март Посещение салона «Муза» Апрель Участие в судейской практике Кубка города по спортивному туризму в закрытых помещениях. Май Участие в инструкторской практике при проведении турпоходов: зачетных, социальных семейных «В турпоход всей семьей». Май Итоговый фестиваль «Вдохновение» Приложение №1
Перечень учебного оборудования, туристского снаряжения и инвентаря
№ п\п Наименование Кол-во единиц
1. Палатка туристская 4-местная 4 компл.
2. Тенты для палаток (верхние, серебрянка) 2 компл.
3. Тенты для палаток (нижние, полиэтилен) 2 компл.
4. Тент для кухни 1 шт.
5. Скамейки гимнастические 4 шт.
6. Термос (3 л.) 2 шт.
7. Пила двуручная в чехле 1 шт.
8. Топор большой в чехле 2 шт.
9. Топор малый в чехле 1 шт.
10. Колышки для палаток компл.
11. Таганок костровый 2 шт.
12. Рукавицы костровые (брезентовые) компл.
13. Канны (котлы) туристские компл.
14. Аптечка медицинская в упаковке 2 компл.
15. Ремонтный набор в упаковке 2 компл.
16. Коврик туристский 12 шт.
17. Рукавицы рабочие компл.
18. Фонари сигнально-осветительные 2-3 шт.
19. Лопата саперная в чехле 1 шт.
20. Призмы для ориентирования на местности компл.
21. Костюм ветрозащитный компл.
22. Номера участников ( нагрудные и набедренные) компл.
23. Тент хозяйственный 1 шт.
24. Клеенка кухонная 2 шт.
25. Посуда для приготовления пищи ( ножи, терка, консервный нож и т.п.) Компл.
26. Маршрутные документы (маршрутные листы) Компл.
Специальное снаряжение для горно-пешеходного туризма (туристы-проводники) 1. Веревка основная (20 м) 4 шт.
2. Веревка основная (30 м.) 6 шт.
3. Веревка основная (40 м.) 6 шт.
4. Веревка вспомогательная ( 30м.) 2 шт.
5. Петли прусика (веревка 6-8 мм) Компл.
6. Система страховочная Компл.
7. Карабин туристский (полуавтомат) Компл.
8. Карабин туристский (автомат) Компл.
9. Веревка вспомогательная (40м) 2 шт.
10. Репшнуры (2-3 м диаметром веревки 6-8 мм) Компл.
11. Каска защитная Компл.
12. Полиспаст 2 шт.
13. ЖумарыКомпл.
14. Спусковое устройство «восьмерка» Компл.
15. Компасы- 20 шт.
16. Рюкзаки 60-90 л. 15 шт.
17. Спальный мешок 15 шт.
18. Карандаши цветные, чертежные Компл.
19. Транспортир Компл.
20. Карты топографические учебные Компл.
21. Условные знаки спортивных карт Компл.
22. Условные знаки топографических карт Компл.
23. Учебные плакаты «Туристские узлы» Компл.
24. Карты спортивные, планы местности, планы микрорайона школы, карты своей местности. Компл.
24. Видеомагнитафон1 шт.
25. Видеокамера 1 шт.
26. Фотоаппарат 1 шт.
Специальное снаряжение для лыжного туризма 1. Лыжи спортивно-беговые 30 пар
2. Средство для транспортировки пострадавшего- волокуша разборная 2 шт.
3. Лыжные палки 30 пар
4. Ботинки лыжные 30 пар
5. Куртка парадная (соревн.) утепленная 15компл.
6. Крепления лыжные 30компл.
7. Фонарь сигнальный 4 шт.
8. Лыжи «Лесные» Компл.
9. Валенки с галошами Компл.
Спортинвентарь: 1. Мячи баскетбольные 5 шт.
2. Мячи волейбольные 5 шт.
3. Мячи футбольные 3 шт.
4. Гимнастические снаряды компл.
5. Скакалки 15 шт.
6. Набивные мячи 20 шт.
7. Фишки фигурные 20 шт.
8. Гимнастические маты 6 шт.
9. Гимнастические скамейки 4 шт.
10. Штанга разнокомплектнаякомпл.
Приложение №2
Средства контроля
Требования оценочных нормативов
для мальчиков и юношей
Общая физическая подготовка
Тест
Оценки Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) Прыжок в длину с места (см) Поднимание туловища (за 30 с) Челночный бег
3×10 м (сек) Прыжки со скакалкой (в 1 мин)
12 лет
Высокий 33 и более 196 и более 32 и более 8,3 105
Средний 18-32 161-195 20-31 9,0 – 8,6 95
Низкий 9-17 131-160 12-19 9,3 82
13 лет
Высокий 36 и более 211 и более 32 и более 8,3 115
Средний 19-35 176-210 20-31 9,0 – 8,6 105
Низкий 10-18 136-175 12-19 9,3 92
14 лет
Высокий 39 и более 221 и более 33 и более 8,0 125
Средний 21-38 185-220 21-32 8,7 – 8,3 115
Низкий 11-20 140-180 13-20 9,0 102

Требования оценочных нормативов
для девочек и девушек
Общая физическая подготовка
Тест
Оценки Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) Прыжок в длину с места (см) Поднимание туловища (за 30 с) Челночный бег
3×10 м (сек) Прыжки со скакалкой
(в 1 мин)
11 лет
Высокий 19 и более 171 и более 28 и более 8,9 и ниже 120
Средний 10-18 142-170 18-27 9,7 – 9,3 110
Низкий 5-9 116-141 11-17 10,1 и выше 105
12 лет
Высокий 19 и более 180 и более 29 и более 8,8 125
Средний 10-18 150-179 18-28 9,6 – 9,1 115
Низкий 6-9 122-149 11-17 10,0 108
13 лет
Высокий 20 и более 187 и более 39 и более 8,7 130
Средний 11-19 156-186 18-28 9,5 – 9,0 120
Низкий 6-10 127-155 11-16 10,0 110
14 лет
Высокий 22 и более 193 и более 31 и более 8,6 135
Средний 12-21 160-192 19-30 9,4 – 9,0 125
Низкий 6-11 126-159 12-18 9,9 112
Низкий 6-10 135-164 11-17 9,7 122
Наименование упражнений
Воз-
растДевочки, девушки Мальчики, юноши
низк. сред. выс. низк. сред. выс.
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине
(кол-во раз)
Подтягивание на высокой перекладине из виса
(кол-во раз) 11 4 и ниже 10-14 19 и выше 12 4 11-15 20 13 5 12-15 19 14 5 13-15 17 11 1 4-5 6 и
выше
12 1 4-6 7
13 1 5-6 8
14 2 6-7 9
Упражнения Возр. низк. сред. выс. низк. сред. выс.
Бег 60 м, с11 11,5 10,8 10,5 11,4 10,7 9,9
12 11,2 10,6 10,3 11,1 10,4 9,8
13 11,0 10,4 9,9 10,8 9,9 9,5
14 10,7 10,2 9,7 10,5 9,7 9,0
Кросс 1500 м (мин) 11 9.00 8.40 8.20 8.20 8.00 7.40
12 8.40 8.20 8.00 8.10 7.50 7.30
13 8.20 8.00 7.40 7.50 7.30 7.10
Кросс 2000 м (мин) 14 13.50 12.40 11.00 11.40 10.40 10.00
15 13.00 12.00 10.20 11.00 10.00 9.20
Требования оценочных нормативов по СФП
Таблица контрольных нормативов «Туристы-проводники»
№ Вид Удовлетворительно Хорошо
юноши девушки юноши девушки
1 СФП. Закрепление карабинов (сек.) 60 70 50 60
2 СФП. Вязка схватов (сек.) 140 150 120 130
3 СФП. Кросс по пересеченной местности (юноши — 800 м, девушки — 500 м) (в мин) 3,00 2,20 2,50 2,10
4 СФП.Прохождение по бревну (по поваленному дереву) Неуверенно, замедленно, излишне осторожно Уверенно, без остановок, спокойно
5 СФП. Марш-бросок с грузом до 2—3 кг по грунтовым дорогам и тропам протяженностью 10 км За любое время в течение дня 3а 3 ч 30 мин (чистое время)
6 Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 3 - 5 -
7 Приседание на одной ноге (правой и левой) (кол-во раз) 5  + 5 4 + 4 7 + 7 5 + 5
Наименование упражнений Низкий уровень (1 балл) Ниже среднего
(2 балла) Средний
( 3 балла) Выше среднего
( 4 балла) Высокий
( 5 баллов)
Закреплении е 10 карабинов (сек.) 100 90 80-100 70-80 60
Маркировка веревки 25 м.(сек.) 60 55 50 45-50 Св.45
Вязка 10 схватов (сек.) 150 145 140 135 130
Приложение №3
Методика оценки контрольных тестов-упражнений по ОФП.
Тест 1. Бег на короткие дистанции. Проводится с целью определения скоростных качеств. Так как основная масса учащихся не имеет сильных мышц спины для удержания наклона в стартовом разгоне, для девочек всех возрастов и для мальчиков предлагается бег с высокого старта.
Тест 2. Прыжки в длину с места. Упражнение определяет уровень скоростно-силовых качеств и качество прыгучести. Соревнования (тестирование) лучше проводить на резиновой дорожке или на полу, где сделана разметка. Условия проведения: из и.п. стоя носками на линии старта – махом рук вперед-вверх выполнить прыжок на обе ноги. Результаты засчитываются по сзади стоящей пятке любой ноги. Из трех попыток лучшая идет в зачет. Результаты оценивают с точностью до 1 см.
Тест 3. Приседание на одной ноге (правой и левой). Упражнение определяет силу ног. Упражнение выполняется из и.п. основная стойка, приседание на одной ноге засчитывается при сгибании колена под углом 90 градусов и выпрямлением ноги в исходное положение. Вторая нога, которую держит учащийся на вису, может быть слегка согнута.
Тест 4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Упражнение определяет уровень силы рук.
Руки на ширине плеч или чуть шире, кисти направлены пальцами вперед. Плечи располагаются над кистями. Корпус прямой, подбородок приподнят, если его опустить – согнется спина. Делая упражнение, следить за тем, чтобы грудь опустилась к кистям, а руки шли вдоль туловища, слегка касаясь его. При широком разведении локтей вся нагрузка переносится на руки, что затрудняет выполнение упражнений. Не менее грубой ошибкой является и опускание плеч к кистям. Плечи при сгибании рук должны быть впереди кистей.
Тест 5. Прыжки через скакалку. Упражнение определяет скоростную выносливость учащегося.Упражнение выполняют с вращением скакалки вперед на количество выполненных прыжков за 1 мин. При задевании ног скакалкой и вынужденной остановке участник продолжает прыжки. Общее количество прыжков, выполненное за указанное время, оценивают по таблице.
Тест 6. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине. Для выполнения упражнения обычно используют навесные перекладины, которые на нужной высоте подвешивают на гимнастической стенке. Высота перекладины должна быть такой, чтобы участница, упираясь пятками о препятствие (приспособление на полу) и взявшись руками хватом сверху за перекладину, могла, подтянувшись, выйти подбородком выше перекладины. Подтянувшись таким образом, участница должна полностью выпрямить руки, зафиксировать это положение и начать следующее подтягивание. Порядок судейства следующий: судья, вызывая к снаряду очередную участницу и убедившись в ее готовности, а также в готовности судей-счетчиков (по числу участниц, выполняющих упражнение одновременно), подает команду «Упражнение начинай». Судья-счетчик, стоя рядом с участницей, подсчитывает количество правильно выполненных подтягиваний. Если какая-либо попытка выполнена неправильно, он произносит «Не считать». Например, если первые две попытки выполнены правильно, третья неправильно, а четвертая опять правильно, судья считает так: «Раз, два, не считать, три» и т.д. В конце выполнения упражнения судья объявляет результат, который также оценивается по таблице.
Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики 5-9 классов). Упражнение выполняют по тем же правилам подсчета. Руки хватом сверху. Маховые рывки и движения не разрешаются.
Тест 7. Поднимание туловища. Упражнение определяет уровень силы мышц брюшного пресса. Выполняется из положения лежа на спине на полу или на гимнастическом мате за 30 с. И.п. – лежа, ноги зафиксированы носками у нижней рейки гимнастической стенки, колени согнуты, руки за головой. По команде «Упражнение «начи-най!» включают секундомер. Участник поднимается до положения сидя (вертикально), касается локтями коленей и снова ложится. В этом упражнении учитывается количество правильных повторений. Результат оценивается по таблице.
Тест 8. Челночный бег 3×10 м. Упражнение определяет координационные возможности учащегося. В зале или на беговой дорожке отмеряется отрезок 10 м. В начале и конце отрезка чертят линии старта и финиша. Два кубика (детских) лежат на линии старта. По команде «На старт!» участник подходит к линии старта и ставит вперед одну ногу (толчковую) у линии старта. По команде «Внимание» наклоняется вперед и берет один кубик. По команде «Марш!» бежит с кубиком до конца отрезка и кладет кубик на линию финиша, возвращается за вторым кубиком и также кладет его на линию финиша. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в момент, когда второй кубик коснется пола. Броски кубика и размещение его до линии финиша запрещаются. Челночный бег 5×10 м проводится по тем же правилам, но с тремя кубиками, лежащими на линии старта.
Методика оценки контрольных тестов-упражнений по СФП:
Тест 1. Закрепление 10 карабинов. От линии старта на расстоянии 15 метров вешается веревка, на которой вяжутся 2 узла восьмерка-проводник, за которые учащиеся будут зацеплять 10 карабинов. Учащихся должны за меньшее количество времени пристегнуть карабины, за 1 пробегание от старта к узлам разрешается взять в руки не более 2 карабинов.
Тест 2. Вязка 10 схватов. Учащиеся за меньшее количество времени должны завязать 10 схватывающих узлов. Учащиеся стоят возле веревки, по команде начинают вязать на нее узлы. Учитывается время и техника вязки узла.
Тест 3. Кросс по пересеченной местности. Кросс проводиться в природных условиях по среднепересеченной местности. Минимальный результат оценки достаточно низкий и в связи с этим не будет очень влиять на условия бега. Результаты в соответствии с возрастом участников и дистанции оценивают по таблице.
Тест 4. Прохождение по бревну (по поваленному дереву). Определяется техника преодоления препятствия. Дается две попытки. Необходимо удерживая равновесие с грузом (рюкзаком), пройти по бревну до конца.
Тест 5. Марш-бросок с грузом до 2—3 кг по грунтовым дорогам и тропам протяженностью 10 км. Оценивается силовая выносливость и техника преодоления препятствий. Проводиться в природных условиях по среднепересеченной местности. Специально разрабатывается маршрут.
Тест 6. Маркировка веревки 25 метров. Учащиеся за меньшее время должны быстро, правильно маркировать веревку. Кольца веревки должны быть одинаковыми. Учитывается время маркировки и техника.
Протокол
приема контрольных нормативов по ОФП группы _____ г.о.
объединение _________________________________
№ п\пФ.И. учащегося Дата рождения Бег
60 м. (сек.) Прыжки в длину с места
(см.) Приседание на одной ноге (правой и левой) (кол-во раз) Сгибание и разгибание рук (раз) Прыжки соскакалкой
(раз) Подтягивание на перекладине
(раз)
Сент ! Май Сент ! Май Сент ! Май Сент ! Май Сент ! Май Сент ! Май Сент ! Май
НА 01.09. 2009 г. На 20.05.2010 г.
Итого: высокий уровень ______ чел. ______ % Итого: высокий уровень ______ чел. _______%
средний уровень ______ чел. ______ % средний уровень _______ чел. _______%
низкий уровень ______ чел. ______%низкий уровень ________ чел. ______%
Педагог ДО: _______________

Протокол
приема контрольных нормативов по СФП группы _____ г.о.
объединение _________________________________
№ п\пФ.И. учащегося Дата рождения Закреплении е 10 карабинов (сек.) Вязка 10 схватов (сек.) Кросс по пересеченной местности
(мин.) Прохождение по бревну (по поваленному дереву) Марш-бросок с грузом до 2—3 кг по грунтовым дорогам и тр.
Сент ! Май Сент ! Май Сент ! Май Сент ! Май Сент ! Май
НА 01.09. 2009 г. На 20.05.2010 г.
Итого: высокий уровень ______ чел. ______ % Итого: высокий уровень ______ чел. _______%
средний уровень ______ чел. ______ % средний уровень _______ чел. _______%
низкий уровень ______ чел. ______%низкий уровень ________ чел. ______%
Педагог ДО: ______________