Программа внеурочной деятельности Весёлые туристы в 1 классе


Муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №1
Верхнемамонского муниципального района Воронежской области».
«Согласованно» «Утверждаю» Заместитель директора Директор МКОУ«СОШ №1» по ВР Полунин В.И.__________ Чукина Т.И..________ Приказ №__
« »__________2014г. От « »__________2014г.
Программа внеурочной деятельности объединения младших школьников туристско-краеведческой направленности
«Весёлые туристы»
Учитель –Водяная М.А.
.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность. Одним из направлений Концепции духовно-нравственного воспитания является формирование ценностной сферы развития личности обучающегося, в том числе через принятие и включение его в особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села (города, поселка), а также через направления сохранения и укрепления здоровья детей. В наше время как никогда актуальна проблема двигательной активности школьников. Хорошо, если оздоровление ребёнка тесно интегрируется с какими-либо другими направлениями, желательно, чтобы взаимосвязаны были несколько видов деятельности: игровой, познавательный, досугово-развлекательной, туристско-краеведческий и др. Очень важно, чтобы вид деятельности был доступен каждому и особенных талантов и специальных громоздких затрат не требовал.
Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
 Самый массовый и самый доступный вид туризма - пешеходный туризм. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира. Беседы с детьми младшего школьного возраста показывают, что у детей есть интерес к такой деятельности. Этим и объясняется необходимость разработки программы внеурочной деятельности туристско-краеведческой направленности «Весёлые туристы».
Занимаясь в кружке, ребенок освоит все премудрости пешеходного туризма, сможет овладеть определёнными навыками и умениями. Программа кружка направлена на развитие в ребёнке стремления к познанию, к совершенствованию волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, ответственности, взаимовыручки.
Состав кружка: учащиеся 1 класса.
Цель: создание условий для формирования и сохранения физического, нравственного, психического здоровья школьников через целостное восприятие мира.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
-формирование бережного отношения к природе;
-развитие у школьников интереса к изучению родного края;
-формирование детского коллектива;
-оздоровление в активной деятельности на природе;
-развитие и совершенствование туристских навыков, необходимых для выживания в экстремальных условиях.
Ожидаемые результаты:
- у детей появится интерес к изучению родного края ;- они научатся элементам исследовательской деятельности;
- учащиеся приобретут опыт природоохранной деятельности, начальные туристические навыки;
- у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности.
Формы работы: беседы по теории, работа с книгой, картой, просмотр видеосюжетов. Практические занятия в помещении и на местности (в том числе, подготовка походов и подведение их итогов), соревнования, игры (дидактические, ролевые и подвижные), разработка проектов. При этом 80% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность. Занятия теорией тесно связаны с практикой, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя. В кружке ведётся учет спортивно-туристских и краеведческих достижений каждого ребёнка, т.е заносятся результаты в портфолио. У каждого члена кружка имеется «Туристский паспорт», фиксируются их успехи. Каждый ребёнок имеет походный блокнот, в котором выполняет зарисовки.
Подходы реализации программы
Благодаря деятельностному подходу педагог включает учащихся в разнообразные виды деятельности, использует разнообразные формы воспитательной работы;
учитель успешно организует совместную деятельность детей, родителей.
Аксиологический подход предполагает, что педагог рассматривает задачу сохранения физического и психического здоровья детей как одну из важнейших в организации образовательного процесса (создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, для ситуации успеха на уроке и во внеурочной работе).
Отношенческий подход ориентирует на выстраивание между детьми, родителями и учителем отношений взаимопонимания, формирование умений слушать и слышать друг друга, осознавать ценность каждого человека.
Благодаря системному подходу происходит интеграция урочной и внеурочной деятельности и, конечно, постоянный коллективный анализ результатов деятельности.
Режим и организация работы кружка. Программа занятий кружка рассчитана на 66 учебных часов. Режим работы туристского кружка в течение учебного года в его различные периоды не одинаков: как правило, кружок собирается на занятия 2 раза в неделю в определенный день и час. В среднем один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности, 2 раза в год однодневные походы.
Литература
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. «Туризм и спортивное ориентирование» М., 2001г.
Данилюк А.Я., КондаковА.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение , 2011.
Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская литература, 1975.
Куликов В.М., Константинов Ю.С. «Топография и ориентирование в туристском путешествии. М., 2002г.
Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 1972.
Обухова А.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1-4 классы) М.: Вако,2011.
Тематический план
№ Темы занятий Количество часов
Всего теоретические занятия практические занятия
в помещении на местности
1 Введение 1 1 - -
2 Природа родного края и его история 4 1 1 2
3 Туристский бивак или наш временный «дом» на природе! 3 1 - 2
4 Что такое поход и что взять с собой? 2 1 1 -
5 Безопасность в походе на первом месте! Кто будет главным? 3 1 1 1
6 Что такое компас и «с чем его едят»? 2 1 1 -
7 А вот без карты никуда….. (Ориентирование с помощью карты и компаса) 3 1 2 -
8 Сильные. ловкие, смелые ! (ОФП) 2 1 - 1
9 Если кому-то нужна помощь! (Оказание первой медицинской помощи) 3 1 2 -
10 Проведение походов: 4 - - 4
однодневных 4 - - 4
11 Подведение итогов похода 2 - 2 -
12 Проект «Как хорошо быть туристом!» 4 1 3 -
Содержание программы
Введение (1час). Беседа о туризме и о работе кружка, о значении туризма для человека в форме дидактической игры «Отгадай загадку».Природа родного края, его история (4часа). Климат, растительность и животный мир родного края, его реки и озера. Охрана природы (Красная книга).Сведения о прошлом края: знаменитые люди, достопримечательности. Практические занятия. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов. Подготовка выставки «Как много у нас всего интересного!». Фотографирование в походе. Знакомство с картой области (края). Игра «Путешествие по карте». Подготовка и заслушивание сообщение кружковцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин, экскурсия в краеведческий музей.
Туристский бивак или наш временный «дом» на природе (3 часа). Что такое палатка? Правила разжигания костра.
Практическое занятие. Установка палатки. Разжигание костра в соответствии с правилами противопожарной безопасности.
Что такое поход и как к нему правильно подготовиться (2 часа). Понятие «поход», его виды, личное и групповое снаряжение
Практические занятия. Игра «Собери рюкзак». Заучивание походной песни и кричалок.
Безопасность в походе на первом месте! Кто будет главным?(3 часа). Меры безопасности при обращении с огнём , кипятком, колюще-режущими предметами. Распределение обязанностей в группе.
Практические занятия. Инсценировка ситуаций , игра «Ромашка»,ролевая игра «Мы идём в поход!»
Что такое компас и «с чем его едят»? (2 часа) История появления компаса , его предназначение и использование в ориентировании на местности.
Практическое занятие. Нахождение ориентира по компасу с помощью учителя.
А вот без карты никуда….. (3 часа) Знакомство с элементарными топографическими знаками.
Практическое занятие. Викторина по знакам. Составление плана местности в виде групповых творческих проектов .Сильные, ловкие , смелые !(ОФП)(2 часов)Упражнения для рук и плечевого пояса ,для мышц шеи ,туловища и ног.
Практические занятия. Подвижные игры на свежем воздухе и в помещении («пятнашки», «мяч в воздухе», «Совушка», «палочка-выручалочка», «перестрелка», «игры-эстафеты»)
Оказание первой медицинской помощи в походе (3 часа) Личная аптечка туриста, лесная аптека. Оказание медицинской помощи при различных травмах.
Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи (разыгрывание ситуаций).
Проведение походов (4 часов). Однодневные походы с привлечением родителей учащихся.
Подведение итогов похода (2 часов). Обсуждение итогов похода, обработка собранных материалов, составление иллюстрированной схемы маршрута, конкурс рисунков «Мы в походе!», подготовка фотоматериалов о походе, выполнение творческих работ.
Проект «Как хорошо быть туристом!»(4 часов). Что такое проект?
Практические занятия. Разработка проекта по изученным направлениям с последующим выходом в другие классы для вовлечения в кружковую деятельность других детей.
Нормативное обеспечение внеурочной деятельности
1.Закон Российской Федерации «Об образовании»
2.Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года.
3.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. Учительская газета от 9 июня 2009 года.
4. Федеральные государственные стандарты нового поколения. 2009
5.Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. №30-51-433/16)
6. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 года №13-51-28/13)
7. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002);  раздел 2.9.