Программа внеурочной деятельности. Кружок Юные краеведы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №28» города Смоленска
Программа по внеурочной деятельности
Кружок «Юные краеведы»
Автор: Шепелева Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
г. Смоленск
Пояснительная записка
       Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует социальное направление.
Нормативно-правовая база:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и  науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009  №373Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Письмо Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России МБОУ «СШ№28» г. Смоленска
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно- нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного края».
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном,эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между
учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительныйпроцесс формирования нравственныхценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного города, родной земли. Материал покраеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения местного краеведческого материала. Содержание данного курса направлено на формирование ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной, информационной, рефлексивной компетентностей.
Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых учащиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчет. В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, умение делать выводы.
Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой игры, выполнении творческих проектов.
Занятия призваны дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом родного края и его настоящем.
Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной
литературой.
Цель реализации данной Программы:
Цель программы 
 Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего,
любящего свой город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
 Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.
 Воспитание духовно - нравственной личности.
Задачи:
Обучающие:
 Ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью
населения Смоленской области, родного города Смоленска, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.
Развивающие:
 Развивать познавательные интересы , интеллектуальные и творческие способности учащихся
 Формировать способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
 Формировать умение овладевать начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.
 Формировать умение овладевать технологией проектной деятельности, умение применять данную технологию в самостоятельной работе
 Выявлять одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе,
предоставление им возможностей для реализации своих способностей.
Данная программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности.
Воспитательные:
 Воспитывать гражданские качества личности младшего школьника; его патриотическое отношение к России и своему городу;
Формировать личностно-ценностное отношение и побуждение деятельной любви к родному месту проживания
 Укреплять родственные и семейные связи через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений
воспитывать растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба
 воспитывать у школьников патриотизм, бережное отношение к природному и духовному наследию родного края.
Сроки реализации Программы – 1 год
Режим, формы проведения занятий
Занятия проводятся с детьми 2 класса  1 раз в неделю, всего 34 часов в течение года.
Основные виды деятельности:
проведение викторин, выставок рисунков, поделок, фотографий, сбор гербария, создание проектов, проведение исследований, написаниемини-сочинений, мини-газет, создание электронных презентаций,
участие в акциях по сохранению природы родного края, коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
экскурсия; поездка, практическое занятие, викторина, консультация, посещение библиотек, проблемная лекция, работа в музеях,встречи с участниками исторических событий
Формы контроля:
В качестве основных форм при освоении данной программы рекомендуются следующие формы контроля:
непосредственное участие младших школьников в:
- праздниках;
- конкурсах;
- олимпиадах;
- концертах;
- социальных проектах ( коллективных творческих делах)
Устные выступления учащихся (подготовка сообщений и выступления с докладом).
Анализ продуктов творческой деятельности ребенка.
Основным критерием результативности занятий по внеурочной деятельности «Юный краевед» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:
- наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;
- широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
- овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством)
- овладение опытом исследовательской и проектной деятельности
Планируемые результаты реализации программы:
- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся во внеурочной деятельности;
- интегрированность общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения родного края;
- получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;
- создание комплексной системы внеклассной работы по развитию и реализации интересов учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;
- создание условий для развития ключевых компетентностей школьников
- отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах организации краеведческих материалов;
- приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;
- реализация социально-экологических проектов.
- духовно – нравственное развитие личности
Личностными результатами изучения являются:
установка на поиск решения проблем;
критичность;
развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметными результатами изучения являются:
способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
способность осуществлять информационный поиск;
способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;
основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно
оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно
совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Принципы реализации Программы
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Способы определения результативности
Наблюдение за ребенком на занятиях;
текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
индивидуальная и групповая беседа с детьми;
опрос;
анкетирование;
викторина
Формы подведения итогов реализации Программы.
Результатом работы данного курса можно считать демонстрацию знаний и умений на открытом занятии для педагогов и родителей.
Учебно-тематический план

п/пНаименование разделов Количество часов В том числе
Теория Практика
I Историческое краеведение
«Наш город»
«Наша Смоленская область» 14
9 5
4 9
5
II Литературное краеведение 3 2 1
III
Экологическое краеведение
«Изучаем природу родного края» 8
3 5
Содержание программы
I Историческое краеведение (23ч)
«Наш город» (14ч)
Воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь; Формирование
понятий о малой родине.
- прошлая и настоящая история г.Смоленска;
- достопримечательности города;
- история войн и возрождений города;
- «…ожерелье всея Руси»- история крепостной стены
- предприятия города, их значение для области и страны;
Экскурсии в школьный музей, по родному городу, в городской музеи.«Наша Смоленская область» (9ч)
Воспитание любви к краю, где ты живёшь.
- область на карте мира и России;
- символика края (флаг, герб)
- история Смоленской области в прошлом и настоящем;
- Великая Отечественная война в истории нашего края;
- достопримечательности Смоленска
- о людях нашего края;
Экскурсии по городу
II Литературное краеведение ( 3 ч.)
Разучивание стихов, песен о Смоленске и области, знакомство с фольклором Смоленской области.
Выступление на празднике «Осенины» перед учащимися начальной школы и родителями.
III Экологическое краеведение. ( 8 ч.)
«Изучаем природу нашего края».
- растительный и животный мир края, охрана природы;
- игра-путешествие по пути «из варяг в греки» ;- обитатели рек и озёр родного края;
- природа национального парка «Смоленское Поозерье», меры по охране природы;
- Красная книга Смоленской области;
Экскурсия по берегу реки Днепр.
Акция по очистке берега реки от мусора.
Условия реализации программы
Условия набора:
В группу принимаются все желающие дети без предварительного отбора (на основании заявлений родителей). Основной формой работы с детьми является занятие.
Результаты изучения кружка «Юные краеведы»
к концу 2 класса учащиеся получат возможность:
Личностные Метапредметные Предметные
результаты результаты результатыЗнать – о формах проявления - знать о ценностном-культурные
заботы о человеке при отношении к историитрадиции прошлого
групповом и культуре;и настоящегосвоего взаимодействии; -осознать своюнарода;
- о принятых в обществе причастность к-символику;
нормах отношения к истории , понять, что-выдающихся
природе, к памятникам и они являютсяземляков;
истории и культуры, к носителями истори--историю своей семьи,
людям других поколенийческой памяти;города , края;
и социальных групп;-познакомиться с-культурные и
- правила поведения на благороднымипромышленные
занятиях; экскурсиях, вобразцами служенияпредприятия;
походах;Отечеству;-профессии;
- правила общения,-знать о традициях-растительный и
-о правильномпамяти событийживотный мир края,
отношении кВеликойзанесённые в Красную
собственным ошибкам,Отечественной войны;книгу Смоленской
к победе, поражению.-о способах области
самостоятельного
поиска и нахождения
информации в справочной литературе
Уметь - анализировать и-планировать свои- готовить небольшие
сопоставлять,действия всообщения, доклады,
обобщать, делать соответствии срассказывать об
выводы, проявлять поставленнойистории. города,
настойчивость взадачей;края;
достижении цели;адекватно-проводить
-соблюдатьвосприниматьисследования;
дисциплину;предложения и -создавать проектные
- правильнооценку учителя,работы;
взаимодействовать стоварища, родителя и-работать с картой;
партнерами по командедругих людей;-ориентироваться
(терпимо, имея-контролировать и на местности;
взаимовыручку и т.д.);оценивать процесс и
- выражать себя врезультат
различных доступных идеятельности;
наиболее-договариваться и
привлекательных видахприходить к общему
деятельностирешению в совместной
деятельности;
-сформулировать
собственное мнение
и позицию
Применять – быть сдержан--заниматься-иметь
ным ,терпеливым,природосберегающейпервоночальныйвежливым ви природоохраннойопыт
процессе взаимодей-деятельностью;самореализации
ствия;-иметь нравственно-различных видах
-подводитьэтический опытдеятельности;
самостоятельныйвзаимодействия -участвовать
итог занятия;со сверстниками ,в различных
анализировать и старшими и младшимипроектах,
систематизироватьдетьми , взрослымиконференциях,
полученные уменияв соответствии исследованиях,
и навыки;с общепринятымиконкурсах,
- управлять другиминравственнымиолимпиадах;
людьми и брать нормами-использовать
на себя ответствен-накопленные
ность за других знания на уроках
людей.окружающего
мира.
Система отслеживания результатов
- включенность учащихся во внеурочную деятельность, посещаемость;
- результативность участия в мероприятиях, выставках, конкурсах различного уровня;
- рост социальной активности обучающихся;
- уровень сформированности коммуникативных компетентностей, креативных и организаторских способностей
- уровень развития и сплочения ученического коллектива, характер межличностных отношений;
- сформированность рефлексивных навыков (ценности здоровья и ЗОЖ);
- удовлетворенность учащихся и родителей деятельностью кружка.
журнал внеурочной деятельности
дипломы, грамоты, итоговые приказы
анкетирование
тестирование
педагогическое наблюдение
сочинение
анкетирование
Ежемесячно
По мере проведения
Январь, май
Апрель
Еженедельно
Март
Май
Календарно-тематическое планирование кружка внеурочной деятельности «Юные краеведы»
№ п\пТема занятия Кол-во часов
Календ.срокиПо плану ФактичПо плану ФактичI Раздел «Историческое краеведение»
Наш город. 14 1. Моя школа. 1 2 Музей нашей школы. 1 3. Из истории образования города Смоленска. 1 4. История войн и возрождений нашего города. 1 5. Выпуск газеты «История памятников, посвящённых войне1812г, в Смоленске» 1 6. Чьи имена носят улицы города Смоленска 1 7. Достопримечательности нашего города. 1 8. Достопримечательности нашего города. 1 9. Экскурсия по городу. 1 10. Смоленск - мой любимый город. 1 11. Экскурсия в музей «Смоленск – щит России». 1 12. Создание проекта «Наш город» 1 13. Предприятия города. Их значение для края и страны. Профессии наших родителей. 1 14. Игра-викторина «Знаешь ли ты свой город?» 1 Наша Смоленская область. 9 15. Географическое положение Смоленской области. Наш край на карте мира, России. Символика области (флаг, герб) 1 16. Смоленская область в прошлом. 1 17. Великая Отечественная война в истории нашего края. 1 18. Великая Отечественная война в истории нашего края. 1 19. Люди нашего края. 1 20. Достопримечательности Смоленской области. 1 21. Достопримечательности Смоленской области 1 22. Экскурсия по «Лопатинскому саду». 1 23. Экскурсия по Смоленску. 1 II Раздел «Литературное краеведение» 3 24. Стихи и песни о нашем городе .1 25. Фольклор Смоленщины. 1 26. Концерт «Мой край родной» 1 III Раздел «Экологическое краеведение» 8 27. Игра-путешествие по Смоленской области. 1 28. Какая вода в реке Днепр? 1 29. Игра- путешествие по «Пути из варяг в греки» 1 30. Кто в реках и озерах Смоленщины живет? 1 31. Экскурсия по набережной Днепра Акция по очистке берега реки Днепр от мусора. 1 32. Национальный парк «Смоленское Поозерье» - достояние России 1 33. Экскурсия в музей «Смоленский лён» 1 34. Отчетная выставка рисунков , проектов , газет участников занятий кружка 1 Источники
Российский образовательный портал; http://edu.1september.ru/ Педагогический университет
«Первое сентября»;
http://festival.lseptember.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
http://www.researcher.ru/index.html Исследовательская деятельность школьников»;
http://lit.lseptember.ru/index.php. Газета «Начальная школа» (Издательский дом «Первоесентября»);
http://rus.lseptember.ru.«Начальная школа » (Издательский дом «Первое сентября»);
http://mega.km.ru «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Красная книга Смоленской области._