Программа по внеурочной деятельности по курсу Юные краеведы


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 34 города Тюмени
Рассмотрено на заседании МО
Учителей начальных классов
протокол №_____
от «___»______2015г. Утверждаю
директор МАОУ лицея №34
------------Нестерова Т.Ю.
от «___»______2015г.
Рабочая программа
учителяОсколковой Татьяны Анатольевны
по курсу: «Юные краеведы »
(общеинтеллектуальное направление)
Составлена на основе курса «Юный краевед» Автор: Полынцева И. Н.
Курс рассчитан на 4 года, 2 часа в неделю.
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Статус документа
.Дополнительная образовательная программа кружка «Юный краевед» составлена на основе авторской программы курса «Юный краевед» Полынцевой Ирины Николаевны. Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. Само название «краеведение» свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, но еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.  Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея «всё связано во всём» как бы цементирует элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал. Проведение занятий кружка «Юный краевед» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа, города, школы. Главная цель курса – формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей, формирование у школьников личной ответственности и гордости за свой край, город, школу. Задачи работы кружка: 
знакомство детей с историей и географией своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; 
развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве; 
духовно-нравственное и эстетическое воспитание, формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края.
Каждый ученик 2 класса вправе выбрать данный курс. Разработаны 68 занятий кружка.
Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Юные краеведы» для учащихся 2 класса распределяются по трем уровням. 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.Подведение итогов проводится по результатам практической деятельности в конце года. Проводится защита проектов «История школы, в которой я учусь».
Учебно-тематический план
№ Названия разделов Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных занятий
1 Знакомство с предметом краеведения. 1 1
2 «Моя Родина – Тюмень» 10 5 5
3 Районы нашего города. 12 6 6
4 Достопримечательности нашего города. 23 2 21
5 Школа, в которой я учусь 22 7 15
Всего 68 21 47

Содержание деятельностиСодержание и методика преподавания данного курса направлены на развитие личности младшего школьника с учётом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания. Специфика содержания курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы – в парке, в музее, на улице, в лесу и т.д. Раздел 1. Знакомство с предметом краеведения (1 час). Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.Раздел 2. «Моя Родина – Тюмень» (10 часов).Тюмень и Тюменская область. Наш город на карте России.. Дата основания Тюмени. Экскурсии к памятникам. Тюмень – город фонтанов.Раздел 3. Районы нашего города (12 часов).Путешествие по карте города: как устроен город, почему он поделен на районы. Старые и новые районы.Район, в котором мы живём. Экскурсия на реку Туру. Культурные места нашего района.Раздел 4. Достопримечательности нашего города (23 часа). Экскурсия на набережную р.Туры в детский городок. Культура поведения в местах отдыха.. Экскурсия в детские библиотеки. Значение библиотеки, правила посещения библиотеки.Экскурсия в краеведческий музей. О чём можно узнать в краеведческом музее города.Экскурсии в ДК «Железнодорожник», к памятникам города, в Школу искусств. Значение этих мест для города Тюмень. Правила поведения в общественных местах.Раздел 5. Лицей, в котором я учусь. (22часа).Гордость лицея. Лицей №34 в городе Тюмень. Образование школы. Как выглядел лицей раньше. Лицей № 34 – одна из самых лучших школ города. Учителя и ученики – гордость школы. Где я могу узнать историю своей школы – сайт школы. О чем рассказывают школьные стенды. Встреча с учениками старших классов – «работниками» газеты «ЛИК».Посещение школьного музея.Мои родители учились в этой школе. Какой был лицей много лет назад. Традиции лицея. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.. Самые интересные стенды. Защита проекта «История лицея, в котором я учусь». Опыт обработки и представления информации об истории своего лицея для одноклассников и родителей.Обобщение и систематизация знаний о прошлом и настоящем своей малой Родины и родного лицея. Конкурс рисунков.
Тематическое планирование
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Нагрузки
Дата
аудиторная. неаудиторная 1. Знакомство с предметом краеведения. 1ч 1 - «Моя Родина – Тюмень» - 10 часов
2.-3 Тюмень и Тюменская область 2ч 1 1 4-5 Наш город на карте России. Дата основания Тюмени. 2ч 1 1 6-9 Экскурсии к памятникам. 4ч 2 2 10-11 Тюмень – город фонтанов. 2ч 1 1 Районы нашего города – 12 часов
12-13 Путешествие по карте города: как устроен город, почему он поделен на районы. 2ч 1 1 14-15 Старые и новые районы. 2ч 1 1 16-19 Район, в котором мы живём. 4ч 2 2 20-21 Экскурсия к реке Тура. 2ч 1 1 22-23 Культурные места нашего района. 2ч 1 1 Достопримечательности нашего города – 23часа
24-25 Экскурсия на набережную р.Тура в детский городок. Культура поведения в местах отдыха. 2ч 2 26-27 Экскурсия в самую первую детскую библиотеку города. 2ч 2 28-33 Экскурсия в детские библиотеки. Значение библиотеки, правила посещения библиотеки. 6ч 1 5 34-36 Экскурсия в краеведческий музей. О чём можно узнать в краеведческом музее города. Правила поведения в общественных местах. 3ч 3 37-39 Экскурсии в ДК «Железнодорожник». Правила поведения в общественных местах. 3ч 3 40-42 Экскурсия к памятникам города. Правила поведения в общественных местах. 2ч 2 43-44 Экскурсия к памятникам города. Правила поведения в общественных местах. Значение этих мест для города Тюмень. 2ч 1 1 45-46 Экскурсия в Школу искусств. Правила поведения в общественных местах. 2ч 2 Лицей в котором я учусь – 22 часа
49-50. Лицей №34 в городе Тюмень Образование лицея. Как выглядел лицей раньше. 2ч 2 51-52 Лицей №34 – одна из самых лучших школ города. Учителя и ученики – гордость лицея. Где я могу узнать историю своего лицея– сайт лицея. 2ч 2 53-54. О чем рассказывают лицейские стенды стенды. 2ч 2 55-56 Встреча с учениками старших классов – «работниками» газеты «ЛИК». 2ч 2 57-58. Мои родители учились в этой школе. Каким был лицей много лет назад. Традиции лицея. 2ч 2 59-60 Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся лицеем №34. 2ч 1 - 61-62. Экскурсия в музей лицея. 2ч 2 63-65 Защита проекта «История лицея, в которой я учусь». Опыт обработки и представления информации об истории своего лицея для одноклассников и родителей. 3ч 3 - 66-68 Обобщение и систематизация знаний о прошлом и настоящем своей малой Родины и родного лицея. Конкурс рисунков. 3ч 3 -
Методические рекомендации«Организация и содержательное наполнение некоторых занятий кружка «Юные краеведы» для учащихся 2 класса»Особенности проведения занятий и распределения содержания программы При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует учитывать не только индивидуальные возможности участников кружка, но и активно пользоваться опытом их родителей. Только активное взаимодействие со специалистами культурно-образовательных учреждений поможет реализовать намеченные цели. К разделу 2. «Моя Родина – Тюмень»При организации занятий с использованием краеведческого материала важно учить детей элементам анкетирования, интервьюирования. Так, важной формой освоения и применения знаний о своем населенном пункте будет социально-моделирующая игра «К нам приехали гости. Они попросили показать…». На занятиях по этой теме педагог не только сообщает информацию, но и помогает детям выступать с мини сообщениями.К разделу 3. Районы нашего города.При организации образовательных экскурсий не стоит перегружать детей сложной информацией, до минимума сократить обзорную часть экскурсии и остановиться на самых запоминающихся элементах достопримечательностей. Следует учить детей пользоваться рекламной информацией (афиша, баннер). При организации викторин привлекать детей в качестве ведущих и экспертов.К разделу 5Лицей в котором я учусь. На занятиях по этой теме дети включены в творческую продуктивную деятельность: они фантазируют, рисуют, сочиняют, поют. При организации проблемно-ценностных дискуссий для обсуждения, например, вида эмблемы лицея, важно учить детей приводить веские доводы и аргументы. Учить выслушивать разные точки зрения, принимать результаты коллективного решения.Материально техническое обеспечение: Богордаева Н.Г., Демус Л.Г. и др. Мы – дети природы: Хрестоматия по краеведению для 1-2 классов Орлова Т.К., Демус Л.Г. и др. Интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы»ООО «Пиксель групп», Город, чистый душой, 2005