Рабочая программа по кружку краеведения Юные краеведы малой родины.


Информационная карта.
Наименование программы. Юные краеведы малой родины.
Сведения об авторе программы. ФИО педагога: Головина Марина Владимировна.
Место работы: Шульгинский филиал МБОУ «Новопокровская средняя общеобразовательная школа».
Должность (категория): учитель истории и обществознания.
Аннотация программы.
Направленность Духовно – нравственное.
Возраст обучающихся 12 – 13 лет.
Срок реализации. 1 год, включая каникулярное время.
Год разработки. 2016.
Нормативная база. Конституция Российской Федерации;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Закон Р.Ф. «Об образовании»;
Устав МБОУ Новопокровской средней образовательной школы;
Концепция модернизации дополнительного образования Детей Р.Ф. до 2010г.;
Положение о дополнительном образовании детей в общеобразовательном учреждении;
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования.
Постановление Администрации Тамбовской области «Об утверждении Устава Тамбовского Областного Государственного Образовательного Учреждения Дополнительного Образования Детей».
Вид/тип. Образовательная программа дополнительного образования подростков.
Тематическая – образовательная.
Цель программы. Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.
Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению
Задачи программы. Обучающие:
изучать прошлое и настоящее Тамбовской области и Мордовского района, обычаи, традиции и духовную культуру народов.
воспитывать патриотизм у учащихся через краеведческие знания о селе и районе
формировать уважение к сохранению семейных ценностей и традиций
активизировать поисковую деятельность учащихся
прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в  ходе изучения родного края
Развивающие:
развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и к здоровому образу жизни;
способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
Формы занятий (указать количество детей в группах) Групповые. Количество обучающихся в группе – 12 человек.
Новизна программы Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа (всего 2 часа в неделю).
Ожидаемые результаты 1 год обучения.
- устойчивый интерес к истории своей Родины;- знания культурных традиций родного края;- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;- способность творчески мыслить и рассуждать;-   способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах
Страниц текста Приложение Методические разработки.
Рецензенты. Должность, ученая степень, звание:
/подпись директора образовательного учреждения

Пояснительная записка.
Направленность - духовно – нравственное.
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» предназначена для учащихся 5 - 6 классов. Программа является образовательной, имеет исследовательскую, краеведческую направленность. Научно-исследовательская работа проводится в рамках Школьного научного краеведческого общества «Исток». Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины» для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Новизна.
Новизна программы заключается в том, что данная система изучения своей малой Родины-погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Она способствует духовному развитию ребенка.
Актуальность курса.
Программа является актуальной, так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, то есть искать опору в историко- краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.
Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению.
В процессе изучения данной программы реализуются следующие задачи:
Познакомить учащихся с основами краеведения;
Научить из большого объема информации выбирать главное, оформлять готовый материал, публично выступать с докладом.
Научить составлять родословные своей семьи;
Познакомить с историей родной школы;
Интересно и доступно познакомить учащихся с разносторонними знаниями о родном городе (историческими, географическими, этнографическими, экономическими, социологическими, экологическими и т.д.);
Научить ориентироваться в городском пространстве, понимать образно-знаковый язык карт, схематических планов города;
Развивать картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, инструментальных измерений, умений обрабатывать и анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания;
Развивать основы пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений;
Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края;
Способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания;
Создавать объективную основу патриотизма и любви к малой Родине.
Создавать ситуацию комфорта, творчества, толерантности.
Отличительные особенности.
Отличительные особенности данной программы по истории в том, что предполагает привить учащимся любовь к истории Малой Родины. Создает условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.
*Участвует в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей.
*Воспитывает чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.
*Изучает историю и культуру России и родного края.
*Участвуют в подготовке и проведение мероприятий краеведческого характера.
Возраст детей.
Предполагаемая программа дополнительного образования предназначена для детей 12 – 13 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год.
Режим занятий.
Программа «Юные краеведы малой родины» включена в программу дополнительного образования и дополняет обязательную предметную область «история»
В учебном плане на изучении программы «Юные краеведы малой родины» в 5- 6 классах отводится 2 учебных часа в неделю, всего 72 часа.
Понедельник – 13. 05 – 15.05
Ожидаемые результаты:
знать:
-выдающихся людей Тамбовского края;
-наиболее важные исторические события и факты о Тамбове;
-достопримечательности своего района;
-имена поэтов, писателей, художников Тамбовского края;
-роль города в жизни страны
уметь:
-строить свое родословное древо;
-читать карту города: показывать на карте и называть улицы города, описывать свое движение в школу, дорогу к друзьям;
-объяснить название улиц, историю имени улицы, города;
-определять последовательность исторических событий (в пределах XX века);
-предъявлять свою позицию, участвовать в споре, диалоге;
-выражать свое отношение к родному краю, его ценностям в различных формах словотворчества;
-выполнять исследовательские задания учебных проектов;
-соблюдать правила поведения в музеях и театрах;
Основные формы проверки результатов освоения программы служат:
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующей форма контроля:
Стартовой в форме собеседования.
Промежуточный – тестирование,
Текущий аттестация (устный, письменный, индивидуальный, фронтальный виды контроля знаний, тестирование, самостоятельные и исследовательские работы, защиты презентаций и рефератов).
Итоговый контроль – аттестация по итогам 1 года обучения.
Учебно – тематический план программы.
№ п/п. Раздел Количество часов.
Всего Теоретических
занятий Практических
занятий
Вводное занятие. 2 1 I Тамбовский край с древнейших времен до начала 17 века. 16 12 4
II Тамбовский край с начала 17 века до конца 18 века. 18 16 2
III Тамбовская губерния с конца 18 века до конца 19 века. 16 10 6
IV Тамбовская губерния с 19 века до конца 20 века. 18 14 4
Заключение 2 1 Итого. 72 56 16

Календарно – тематическое планирование
На 2016 – 2017 учебный год
По программе дополнительного образование детей.
«Юные краеведы малой родины».
Класс – 5 – 6.
Учитель – Головина Марина Владимировна.
Количество часов всего – 72; в неделю – 2 часа.
Плановых контрольных работ – 0; практических работ – 10; проектных работ – 0.
Вид программы: авторская, общеинтеллектуальная.
Уровень изучения: базовый.
№ Дата проведения урока Кол – во часов Тема урока.
ПлановаяФактическая1 2 Вводное занятие
Тамбовский край с древнейших времен до начала 17 века.
2 2 Из истории тамбовского краеведения.
3 2 Как жили наши предки в далеком прошлом.
4 2 Наш край в период бронзового века.
5 2 Жизнь наших предков в раннем железном веке.
6 2 Цнинская мордва.
7 2 Тамбовский край в 11 – 13 веке.
8 2 Рязанское пограничье в 14 – начале 16 века.
9 2 Заселение Тамбовского края русскими во второй половине 16 – начале 17 века.
Тамбовский край с начала 17 века до конца 18 века.
10 2 Тамбовский край на страже южных рубежей Русского государства.
11 2 Освоение Тамбовского края в 17 веке.
12 2 Православная церковь на территории Тамбовского края в 12 – 17 веках.
13 2 «Бунташный век» на Тамбовщине.
14 2 Тамбовский край в первой половине 18 века.
15 2 Тамбовский край во второй половине 18 века.
16 2 Наместник Тамбовского края Г.Р. Державин.
17 2 Тамбовская епархия в 18 веке.
18 2 Народный быт 17 – 18 веков.
Тамбовская губерния с конца 18 века до конца 19 века.
19 2 Окончание заселения Тамбовского края в конце 18 – первой половине 19 века.
20 2 Хозяйственная жизнь края в первой половине 19 века.
21 2 Расцвет крепостного права.
22 2 Города и горожане в первой половине 19 века.
23 2 На службе губернии и России (1800 1850-е годы).
24 2 Тамбовский вклад в русскую культуру первой половины 19 века.
25 2 Отмена крепостного права.
26 2 Правители губернии и общественные деятели во второй половине 19 – начале 20 века.
Тамбовская губерния с 19 века до конца 20 века.
27 2 Труд и быт свободных крестьян.
28 2 «Оскудение» тамбовского дворянства.
29 2 Развитие промышленности, торговли и транспорта в пореформенный период.
30 2 Фабриканты, рабочие, ремесленники.
31 2 Изменение в облике городов второй половины 19 – начале 20 века.
32 2 Тамбовские революционеры.
33 2 Революция 1905 – 1907 годов в Тамбовской губернии.
34 2 Тамбовская епархия в 19 – начале 20 века.
35 2 Культурная жизнь в 1860 – 1910-е годы.
36 2 Заключение.

Содержание программы.
Вводное занятие (2 часа).
Вводный инструктаж.
Раздел 1. Тамбовский край с древнейших времен до начала 17 века.
Как жили наши предки в далеком прошлом.
Практика.
Составление презентаций.
Раздел 2. Тамбовский край с начала 17 века до конца 18 века.
Тамбовский край на страже южных рубежей.
Практика:
Исследование тамбовского края в библиотеке.
Раздел 3. Тамбовская губерния с конца 18 века до конца 19 века.
Окончание заселения Тамбовского края.
Практика:
Составление докладов и рефератов.
Раздел 4. Тамбовская губерния с 19 века до конца 20 века.
Труд и быт свободных крестьян.
Практика:
Работа в школьном музее.
Заключение.
Повторение пройденного материала.

Учебно – методическое обеспечение.
Материально - техническое и финансово – хозяйственное оснащение образовательного процесса осуществляется согласно требованиям . Учебный класс оборудован необходимой мебелью. Оснащение и оборудование кабинетов соответствует требованиям и обеспечивает нормальное условие для работы. Для реализации программы имеется следующая материально – техническая база:
Компьютер;
Медиапроектор;
Иллюстрированный материал.
Список литературы:
Рабочая программа разработана на основании учебника
- Историческое краеведение: история Тамбовского края. Издательство Юлис, 2007г.
Дополнительной литературы:
- П.Н. Черменский «Прошлое тамбовского края»
- В.П. Загоровский «История нашего края»
- Р.В. Воротникова «Тамбовская область»
Интернет ресурсы.
http://www.tambovlib.ru/litmap/