Программа по краеведению Юные краеведы


Пояснительная записка
Государство заботится о том, чтобы школа давала обучающимся прочные знания основ наук, учила применять эти знания на практике, воспитывала их активными гражданами современной России.
Одним из важных средств выполнения задач, поставленных перед средней общеобразовательной школой, является краеведение. Школьное краеведение – одно из важнейших средств обучения и воспитания с жизнью и практикой.
«Мира не узнаешь, не зная края своего» - эти слова близки и понятны мне потому, что занимаюсь изучением родного края уже давно.
Что такое краеведение – это по-большому счёту историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушёл, оставив след в истории своей малой Родины. Краеведение своими корнями уходит в далёкое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность материальной и духовной культуре народов.
Большая советская энциклопедия даёт, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение – всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение – комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края».
Если человек не любит смотреть хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали в веках, значит он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже плохонькие, значит у него нет любви к своему городу, селу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит он равнодушен и к своей стране.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Где бы мы не жили, на каком бы языке не говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть ещё «свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это место не сравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша Родина.
Родина – без нас обойтись сможет, мы же без неё ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребёнок.

Надо ли нам заниматься краеведением?
И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня?

С этим вопросом я обратилась к старшеклассникам нашей школы.
Вот какие ответы я получила:

-это интересно;
-это важно знать, чтобы уважать историю предков;
-всегда интересно, откуда ты родом;
- уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена;
- история края помогает почувствовать себя частицей Родины.
Из этого можно сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно.
Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений. Старики с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата и ярка их жизнь.
И еще, наверное, главное. У поколения наших учеников много проблем, очень много соблазнов, когда вокруг творится беспредел и правовой и социальный – велико желание подстроиться под среду и на все вопросы иметь один ответ: « Не я такой – жизнь такая». Жизнь, она всегда, жизнь, какой она будет выбирать им. Наша задача вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых ради неё на любые жертвы. И помогает им в этом краеведение.


Актуальность программы
С начала 1990-х годов система образования в России находится в непрерывном состоянии реформирования и модернизации. Одним из направлений конструктивной модернизации российского образования видится в возвращении российской школы в свою культурно-историческую почву, восстановление в системе образования исторической и культурной преемственности. Чувство любви к Родине выращивается в человеке впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос.
Краеведение играет существенную роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании.

Цель программы:

-всестороннее изучение родного края с тем, чтобы расширять общеобразовательный кругозор обучающихся;
- формировать представление об историческом прошлом родного края;
- формировать ценностные ориентации и убеждения;
- способствовать осознанному пониманию ими окружающей действительности, своего места и роли в жизни общества;
- воспитывать любовь и интерес к родному краю, к самостоятельному поиску, т.е. обеспечить условия для формирования личности школьника как гражданина;
- воспитание патриотизма;
- формирование представлений о том, что локальная история – это органическая часть всей отечественной истории.

Задачи программы:

1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему.
Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины – сложно. В современных политических и экономических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:
- фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,
- газеты, пестрящие материалами похожего содержания,
- безработица, пьянство, наркомания,
- бездомные и нищие,
- никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение,
- компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.
А ведь верно подмечено, что патриотизм – это ответ гражданина на заботу государства о нём. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота – человека, любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать краеведение.

2. Формирование важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.
Выполнение заданий по краеведению позволяет обучающимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у обучающихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям. Возникает желание понять, помочь, защитить.
Очень важно объяснить детям – вы придёте на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать – от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я – достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

3. Осознание проблемы окружающего школьника микромира.
Наглядно раскрыть обучающимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека и природы, т.е. формировать у ребят понятие о единстве «природы - человека - общества».

4. Воспитание у обучающихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Дети должны твёрдо знать, то что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живём с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

5. Развитие устной коммуникативной способности учащихся:
1) развитие умения вести устный диалог на заданную тему в жанре интервью;
2) развитие умения составить самостоятельно вопросник на заданную тему;
3) развитие умения участвовать в работе конференций, семинаров.

6. Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности:
1) умения сформулировать проблему исследования;
2) овладеть методикой сбора, оформления материала;
3) умение оформлять статью, доклад, реферат.

Основные источники краеведческой информации:
1) периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки);
2) художественная литература;
3) архивные фонды;
4) фонды музеев;
5) материалы статистики;
6) устные свидетельства старожилов.
Методы работы по краеведению
Интервью, рассказы, воспоминания, правила оформления (теория + практическое задание на дом: составить воспоминания родственников, знакомых в соответствии с указанными требованиями) ( практические занятия, консультации).
Работа с документальными источниками краеведческой информации
Работа с архивными материалами, фотографиями, правила оформления документов, посещение музеев. Формы занятий: лекции, изучение архивных материалов.
Работа с живыми источниками краеведческой информации:
Общение с местными жителями (старожилы, знатные люди, орденоносцы, ветераны войны и труда), специалистами-краеведами, научными сотрудниками архивов музеев. Формы занятий: интервью, индивидуальная работа, сбор устной информации, сбор видео и фотоматериалов, работа с диктофоном.
Обобщение материала
Оформление альбомов, написание рефератов, исследовательских работ, выступление с беседами перед обучающимися. Формы занятий: монтаж, оформление фотоматериалов, написание рефератов, оформление альбомов, отчёт о проделанной работе, выступление на научно-практической конференции.

Реализации задач программы помогает следование заповедям юного краеведа:

1. Краевед всегда в пути – постоянном поиске.
2. Краевед готов поделиться своими «находками»: показать и рассказать о них.
3. Краевед уважает труд других и сам трудолюбив.
4. Краевед честен, справедлив, дружелюбен.
5. Краевед любит и бережёт свой родной край и учит этому других.
Участники программы:

1) обучающиеся;
2) педагоги;
3) классные руководители;
4) педагоги дополнительного образования.




Прогнозируемый результат:
Осознание обучающимися того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и приумножает её историко-культурное, духовное наследие. Дети научатся общаться, брать интервью, грамотно собирать материал, обрабатывать его, оформлять в виде альбомов, рефератов. Приобретут умение публичного выступления.
Результатом будет участие в конкурсах, написание и защита рефератов, оформление альбомов, выступление на школьной научно-практической конференции.
Структура содержания программы предусматривает разделение на теоретические и практические занятия. Такой подход позволяет разнообразить формы работы, вызывая интерес у детей к краеведению.

Данная программа предназначена для разновозрастных обучающихся.
Работая по данной программе, обучающиеся получают:
- интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;
- возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;
- выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих.















Программа рассчитана на 1 год.
В программе несколько разделов, каждый из которых призван разбудить у детей чувство гордости за своё Отечество, за людей, живущих в нём.
Для начинающих работать по программе проводятся вводное занятия по теме «Что такое краеведение?».
Тема 1: «Моя родословная».
Перед первым занятием обучающиеся выясняют, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Дети либо устно рассказывают об этом, либо могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Далее выясняем, кто у них из родных воевал, какие имеют награды. Можно пригласить кого-либо из семей для беседы или небольшого рассказа «Моя родословная».

Тема 2. «Мой дом».
Занятие проводится на основе рассказов обучающихся о своём доме, о его отличительных чертах, достоинствах и недостатках. Данные выступления могут сопровождаться рисунками ребят, выполненных в реалистичном или сказочном представлении (зависит от фантазии обучающихся).

Тема 3. «Моя улица».
На усмотрение преподавателей и обучающихся выбираются несколько улиц. По выбранным объектам проводится экскурсия, в ходе которой обучающиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски.


Тема 4. «Наша школа».
В самых простых формах обучающиеся знакомятся с традициями, историей своей школы, выпускниками, которыми гордится школа.
Экскурсия по школе (кабинеты, учителя).
Бережное отношение к школьному имуществу.


Тема 5. «Бабушкины посиделки».
Прослушивание русских, татарских и чувашских народных песен.
Сбор фольклора.

Тема 6. «Профессия моих родителей», «А кто был маминой мамой?», «А кто был папиной мамой?».
Встреча с родителями, бабушками, дедушками.

Тема 7. «Изучение семейных традиций».
Обучающиеся рассказывают о традициях их семей (семейные праздники, семейные игры).
Тема 8. «Природа нашего края».
Растительный и животный мир.
Внутренние воды (реки, озёра, пруды, подземные воды), их практическое применение.
Объекты и памятники природы края.
Охранять природу – значит охранять Родину. Экскурсия в природу (общение с живой природой).
С участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, в парке, у себя в саду, на даче, уход за ними.
Разведение комнатных растений, цветов в школе и дома.
В зимний период изготовить кормушки и подкармливать птиц.
Операция «Чистый двор»

Тема 9. «Красная книга родного края».
Обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Творческая работа обучающихся – создание Красной книги.

Тема 10. Памятники истории нашего края.
Экскурсии по историческим местам: церкви и храмы Серпуховского района. Сбор фотоматериала
Пополнение материалов для школьного музея.
Составляя программу я опиралась на работу школьного музея, который вот уже несколько лет объединяет юное поколение, помогает ему формировать характер, с уважением относиться к старшим, чтить добрые традиции, знать и понимать историю. И создание экспозиций нашего музея является результатом кропотливой, целенаправленной, творческой поисково-исследовательской работы учеников и руководителя.
Программа по краеведению имеет достаточно широкие внутренние и внешкольные связи:
1. Взаимодействие с обучающимися.
2. Взаимодействие с классными руководителями.
3. Взаимодействия с музеями района.
4. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования.
5. Работа с родителями.
История человечества складывается из истории жизни отдельных людей, истории сёл и городов, стран и континентов.
Вместе с ребятами решили сделать альбом о нашем посёлке, о его людях. И дали название - «Знакомьтесь – мой посёлок». По этой теме уже собран определённый исторический материал, собираем фотоматериал. Все уверены – наш посёлок богат различными событиями, здесь живут замечательные люди, здесь уникальная, красивейшая природа.
Но самое главное они уверены, им продолжать историю посёлка и нести ответственность за то, каким это посёлок будет в будущем.










Кто-то грубо скажет – «деревня».
И презрительно смеривши взглядом,
Пройдёт мимо, наивно веря,
Он – то лучше, красивей «фасадом».

А я твёрдо уверена в том,
Что мои земляки - это сила.
Ведь на них же держится дом,
Да и в целом – моя Россия.

В каждой улице здесь – история,
И в семье каждой свой роман,
Своя сага, своя хронология,
Загляни и поймёшь всё сам.

Здесь умеют любить по-русски,
И по-русски умеют жить,
Приглядись и пойми, посочувствуй,
Не порви жизни тонкую нить.

Говорят, умирает деревня,
Её участь уже решена.
Если мы растворимся во времени,
Как же выживешь ты, страна?

Поспеши сохранить историю,
И гордись, что среди лесов,
Есть деревня – малая Родина,
Твоё детство, твой мир, твой кров.



Результаты деятельности.

В ходе работы обучающиеся узнают о своей школе, посёлке, крае, истории и культуре народов, пишут сценарии экскурсий и проводят их, подбирают материал к составлению проектов и исследовательских работ. Деятельность программы создаёт такие условия в детском разновозрастном коллективе, которые способствуют возникновению дружбы, сохранению и передачи опыта, традиций из поколения в поколение.
Программа также нацелена на формирование и развитие социально-коммуникативной, научно-исследовательской, профессионально-деловой компетенций:
1) публичное выступление с познавательной информацией;
2) умение выбрать, обработать, сохранить и распространить краеведческую информацию;
3) организовать тот или иной вид деятельности.

















Литература.

1. Строев К.Ф., Ефремов Ю.К. Краеведение. /К.Ф. Строев, Ю.К.Ефремов; под ред. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. – 3-е изд. – М.: 1973. – Т.13. – с. 920.

2. История Отечества для детей: Пособие для учащихся начальных классов школ всех типов./ Левицкая З.В. – М.: ВЛАДОС, СИПКРО, ИЭКА «Поволжье», 1996. – 176с.
3. Материалы школьного музея.
4. Информация из Интернета.
15