Программа краеведческого объединения учащихся Юные краеведы


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Согласовано:
На заседании методического объединения школы
Протокол № 1 от
«30» августа 2015г.
Принято:
На заседании педагогического
совета
Протокол № 1 от
« 30 » августа 2015 г.
Утверждаю:
Директор школы
_______ Никонова Т.В.
Приказ № 51/1 от
«31» августа 2015 г.

Программа краеведческого объединения учащихся
«Юные краеведы»
2015-2016 учебный год
Возраст: 15 – 16 лет
Количество часов: 35.
Срок реализации программы: 1 год
Cоставитель:
Дреер О.А. учитель высшей
квалификационной категории
Горняк 2015Программа краеведческого объединения учащихся «Юные краеведы»
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа краеведческого объединения учащихся «Юные краеведы» историко-краеведческой направленности разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (Закон об образовании 2013 – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844), Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Актуальность. Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. В качестве главного результата общего образования в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы» рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, что определяет их собственную гражданскую позицию.
В связи с этим необходимо искать новые подходы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, вести целенаправленную работу по определению и реализации условий для его гражданского становления.
Решить поставленные задачи помогает работа, организованная через деятельность школьного музея. В нашей школе действует музей Боевой и Трудовой Славы. Музей организован в1997 году. Профиль – историко-краеведческий. Музей является добровольным общественным объединением
учащихся, учителей, родителей, ветеранов войны и труда, представителей
общественных организаций города. В Музее действуют Зал Боевой Славы, Зал
Трудовой Славы, Зал, посвящённый воинам-интернационалистам.
Цель работы школьного музея: гражданско-правовое и патриотическое воспитание учащихся, укрепление преемственности поколений.
Одной из форм деятельности музея является работа объединения учащихся «Юные краеведы». Деятельность учащихся организована как научное общество учащихся « Юные краеведы». Деятельность общества регламентируется уставом НОУ (См. Приложение 1)
Деятельность учащихся данного объединения направлена на краеведческую работу по направлениям:
Исследовательское. Изучение истории города и района, истории шахты и возможности возобновления на территории района горного дела. Изучение материальной и духовной культуры сел района.
Проектировочное. Разработка проекта «Горняк – город шахтерской Славы». (Продолжение проекта начатого в 2007 году).
Издательское. Публикация статей в периодической печати ( газета «К новым рубежам»).
Экскурсионное. Организация и проведение автобусной экскурсии «Достопримечательности нашего города» по для школьников района .
Цель программы:
Подготовка учащихся к самостоятельному научному ведению исследовательской работы по краеведению.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с основными этапами проведения исследования.
Научить планировать исследовательскую деятельность.
Познакомить с основными методами сбора информации.
Научить оформлять результаты исследования в форме письменной работы.
Познакомить учащихся с организацией и проведением экскурсии.
Научить на основе проведенного исследования разрабатывать
статью для СМИ, буклет, брошюру.
Развивающие:
развитие познавательного интереса к историческому краеведению;
развитие критического мышления;
развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения;
развитие умения ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитательные:
формирование гражданской позиции, патриотизма;
воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности.
Основные принципы построения образовательного процесса
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей
для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной работы;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы с учащимися при
минимальном участии учителя;
Форма организации образовательного процесса
Занятия организуются с группой обучающихся старших классов 15-16 лет .
Количество обучающихся 15 человек. Набор учащихся – свободный. Занятия проводятся
1 раз в неделю по 1 часу. Всего учебных часов – 35.
Основной формой организации учебного процесса является занятия.
Форма занятий – оптимальное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм.
Разнообразные методы и приемы, активно используемые на занятиях данного объединения, дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, раскрыть творческий потенциал, способствуют гармоничному и духовному развитию личности.
Методы обучения:
методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.);
методы организации и осуществления учебных действий и операций (беседа, проблемное изложение, инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.);
методы контроля и самоконтроля (устный, письменный и др.).
Формы работы:
практические занятия;
беседы;
изучение специальной литературы;
экскурсии;
полевые выезды;
просмотр компьютерных презентаций;
Формы оценки качества знаний:
наблюдение;
защита исследовательской работы.
Описание планируемых результатов обучения
Ожидаемый результат:
Повышение у учащихся чувства патриотизма и гордости за свою малую родину – шахтёрский городок;
Повышение у учащихся интереса к исследовательской, экскурсионной, издательской работе;
Участие учащихся в различных конкурсах, НПК по краеведению.

Содержание деятельности
Тема Кол - во
часов Теория Практика
История горного производства на территории Локтевского района 4ч.
Теория 2ч.
Практика 2ч.
1.Горное дело в древности.
2. Эпоха Демидова. 3.Деятельность АГОКа Экскурсия в краеведческий музей, зал горного производства
Экскурсия на территорию шахты.
Этнография Локтевского района 4ч.
Теория 2ч.
Практика 2ч.
Традиционная культура жителей Локтевского района Экскурсия в краеведческий музей, зал этнографии.
Работа над созданием экспоната для школьного музея
Исследовательская работа школьников по краеведению 11ч.
Теория 3ч.
Практика 8ч.
Методика написания исследовательской работы Работа над индивидуальными исследовательскими работами.
Защита работы на НПК.
Методика подготовки и проведения экскурсий 6ч.
Теория 2ч.
Практика 4ч.
Методика разработки
экскурсии Разработка индивидуальнойэкскурсии.
Проведение экскурсии.
Работа над статьей по краеведению для районной газеты 6ч.
Теория 2ч.
Практика 4ч.
Методика разработки статьи по краеведению для газеты Разработка индивидуальной заметки или статьи для школьного сайта
или газеты
Изготовление брошюры и буклета 4ч.
Теория 1ч.
Практика 3ч.
Методика разработки
буклета или
брошюры Разработка индивидуального буклета или брошюры
Тематический план.
№ занятия Тема занятия Содержание занятия Дата проведения
1. Зарождение горного дела на территории
Локтевского района Рассказ по теме, знакомство с литературой 07.09.15
2. Деятельность АГОКа Рассказ по теме, знакомство с литературой 14.09
3. Практическое занятие:
Экскурсия в краеведческий музей, зал горного производства
Знакомство с экспозициями и коллекциями музея по теме 21.09
4. Практическое занятие:
Экскурсия на территорию шахты. Знакомство с историей горного производства. Последствия деятельности шахты. 28.09
5. Традиционная культура жителей Локтевского района. Материальная культура Рассказ по теме, знакомство с литературой.
05.10
6. Традиционная культура жителей Локтевского района. Духовная культура. Рассказ по теме, знакомство с литературой 12.10
7. Практическое занятие:
Экскурсия в краеведческий музей, зал этнографии. Знакомство с экспозициями и коллекциями музея по теме. 19.10
8 Практическое занятие:
Работа над созданием экспоната для школьного музея Разработка экспоната для школьного музея 26.10
9 Методика написания исследовательской работы по краеведению Знакомство с этапами работы над исследовательской работой. Краткое описание работы исследователя на каждом этапе. 09.11
10 Практическое занятие:
Выбор темы, объекта и предмета исследования, постановка цели и задач исследования. Знакомство с основными направлениями краеведческих исследований.
Выбор направления, объекта и предмета индивидуального исследования.
Оценка актуальности, новизны и практической ценности данного исследования.
Определение проблемы и темы исследования, Постановка цели и задач исследования. 16.11
11 Практическое занятие:
Отбор методов исследования Знакомство с основными методами проведения исследований:
- эмпирический уровень (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение документов, эксперимент, описание, классификация);
- теоретический уровень (анализ, синтез, абстрагирование, дедукция, индукция).
Отбор методов для индивидуального исследования.
Составление опросников по избранной теме. 23.11
12 Практическое занятие:
Работа с источниками. Отбор литературы по теме исследования в библиотеках.
Отбор документов и воспоминаний по теме исследования в школьном музее. 30.11
13 Практическое занятие:
Сбор информации, опросы, интервью, анкетирование. Выработка правил работы с респондентами.
Оформление полевого дневника.
Работа с респондентами. 07.12
14 Практическое занятие:
Сбор информации, опросы, интервью, анкетирование. Работа по оформлению меморатов14.12
15 Практическое занятие:
Оформление письменного доклада. Обработка информации.
Основные правила написания исследовательской работы.
Оформление результатов исследования. 21.12
16 Практическое занятие:
Оформление письменного доклада Оформление приложений 28.12
17 Практическое занятие:
Работа над презентацией Отбор материала для презентации
Разработка презентации 11.01.16
18 Практическое занятие:
Работа над презентацией Разработка презентации 18.01
18 Практическое занятие:
Устная защита доклада.
Секреты ораторского мастерства Основные требования к защите доклада.
Отбор материала для устной защиты доклада.
. 25.01
19 Практическое занятие:
Устная защита доклада. Защита докладов.
Формулирование вопросов к докладчику 01.02
20 Методика разработки
экскурсии Рассказ по теме, знакомство с литературой 08.02
21 Методика разработки
экскурсии Рассказ по теме, знакомство с литературой 15.02
22 Разработка индивидуальнойэкскурсии. Отбор материала для экскурсии 22.02
23 Разработка индивидуальнойэкскурсии. Подготовка к проведению экскурсии 29.02
24 Проведение экскурсии для школьников Проведение экскурсии для школьников 07.03
25 Проведение экскурсии для школьников Проведение экскурсии для школьников 14.03
26 Методика разработки статьи по краеведению для школьного сайта Рассказ по теме, знакомство с литературой 21.03
27 Методика разработки статьи по краеведению для газеты Рассказ по теме, знакомство с литературой 04.04
28 Разработка индивидуальной заметки или статьи для школьного сайта
или газеты Разработка индивидуальной заметки или статьи для школьного сайта
или газеты 11.04
29 Разработка индивидуальной заметки или статьи для школьного сайта
или газеты Разработка индивидуальной заметки или статьи для школьного сайта
или газеты 18.04
30 Разработка индивидуальной заметки или статьи для школьного сайта
или газеты Разработка индивидуальной заметки или статьи для школьного сайта
или газеты 25.04
31 Разработка индивидуальной заметки или статьи для школьного сайта
или газеты Разработка индивидуальной заметки или статьи для школьного сайта
или газеты 02.05
32 Методика разработки
буклета или
брошюры Рассказ по теме, знакомство с литературой 10.05
33 Разработка индивидуального буклета или брошюры Разработка индивидуального буклета или брошюры 16.05
34 Разработка индивидуального буклета или брошюры Оформление индивидуального буклета или брошюры 23.05
35 Разработка индивидуального буклета или брошюры Оформление индивидуального буклета или брошюры 30.05
Материально- техническое обеспечение программы.
Кабинет для проведения занятий (кабинет №6).
Музей Боевой и Трудовой славы школы №2 ( экспонаты, архивные материалы музея)
Наименование оборудования
1.Рабочее место учителя
МФУ WorkCentre 3210/3220
Мультимедийный проектор Epson
Портативная ПЭВМ RAYbooksl 152
Активная акустическая система DialogDiscoAD-06
Инитерактивная доска SMART Board
2. Кинокамера
3. Фотоаппарат
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Закон об образовании 2013 – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.
Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. Путеводитель. Барнаул, 2005.
Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М., 1981.
Гулыга А.В. Искусство истории. М., 1980.
Контев А.В. Основы научно-исследовательской деятельности школьников // Программа для одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая»: Тематика исследований, лучшие работы, методические материалы. Барнаул, 2002.
Бармин В.А. Общие требования и правила оформления студенческих работ в условиях многоуровневого образования: метод. Пособие./ В.А.Бармин, В.И.Матис.- Барнаул, 1996. – 30 с.
Историческое и культурное наследие алтайской деревни: Материалы для полевых исследований по этнографии и устной истории: метод. пособие./ Науч. ред. Т.К.Щеглова. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 108 с.
Методика сбора устных исторических источников. / Под. ред . Т.К.Щегловой. – Барнаул., 1992.
Лист
корректировки рабочей программы
Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту