Урок по окружающему миру Удмуртия-наш край родной





Данный урок - первый, в разделе «Родной край - часть большой страны» по учебнику
Плешакова А.А. «Окружающий мир», УМК «Школа России».
Количество учащихся в классах нашей школы небольшое -5-7 человек, поэтому и специфика работы на уроке несколько отличается от больших классов. В частности, по данной теме учащиеся предлагают не больше 7-8 вопросов и все успевают за урок рассказать свою работу по карточкам (Приложение № 1).
Предлагаемое мною лото на стадии Рефлексии тоже выполнено по количеству учащихся, но для больших классов, конечно же, будет разумнее эти варианты повторить, а не готовить отдельно на каждого. Лото выполнено в следующей форме: карточки-основы с вопросами (они выделены курсивом) выполняются на цветных листах (типа «Радуги»), а ответы - на белых листах и разрезаются. В таком в двухцветном варианте хорошо видно, где ответы, а где вопросы. Карточки с вопросами выбирают учащиеся сами, а ответы разложены по партам в хаотичном порядке по 3 штуки. Таким образом, ребята могут найти правильный ответ у себя или на другой парте (это и дополнительная небольшая физминутка). Учащимся нравится работать с лото, я его применяю на различных уроках.



































Цели:
1. Критическое осмысление и обобщение уже имеющейся и новой информации об Удмуртской Республике.
2. Совершенствование умений продуктивного чтения.
3. Воспитание уважительного, патриотического отношения к своей Родине.

Задачи:
- познакомить с географическим положением Удмуртии, промышленностью, растительным и животным миром;
- формирование умения работать с политико-административной картой России;
- развитие умения задавать вопросы, анализировать информацию и делать выводы;
- развитие умения вести диалог в паре, взаимодействовать с партнёрами для получения общего результата;
- формирование ценностного отношения к известным людям республики, памятникам природы и культуры.

Приёмы: Вопросительные слова, Образ темы, ИНСЕРТ, синквейн.

Стадия Вызова.
1. Учитель предлагает послушать стихотворение удмуртской поэтессы Ашальчи Оки:
О, родная земля:
Лес, покосы, поля!
Я люблю неспроста
Эти наши места
- О чём это стихотворение? (о Родине)
2. Послушайте фонограмму. Что это за отрывок? (гимн УР)
3. Как вы думаете, почему я предложила вам послушать гимн УР, прочитала стх. удмуртской поэтессы Ашальчи Оки? (на уроке будем говорить об Удмуртии)
4. Да, сегодня мы поговорим о нашей республике.
Скажите, какие слова приходят вам на ум, когда вы слышите слово Удмуртия? Ученики называют свои ассоциации, которые учитель записывает на доске в таблицу.

Вопросительные слова
Ключевые слова

Какой?
Сколько?
Что?
Кто?
Для чего?
Почему?
Как?



5. Используя ключевые слова и уже знакомые вам вопросительные слова, придумайте и запишите свои вопросы по этой теме.
Каждый самостоятельно записывает свои вопросы. Затем вопросы обсуждаются в паре, из них выбираются наиболее важные и интересные, например:
- Кто прославил удмуртскую землю?
-Сколько городов в нашей республике?
- Что производят в республике?
- Кто является автором герба, флага, гимна?
- Какие крупные реки протекают по территории республики?



Стадия Содержания.
1. У вас возникло много интересных и важных вопросов. Давайте попробуем ответить на них. Начнём нашу работу с карты (карта РФ)
- Кто может показать на ней нашу республику?
- Каким цветом она обозначена?
- В каком направлении от Москвы находится?
- Что ещё можно узнать об Удмуртии с помощью этой карты?
2. Каждый ученик самостоятельно читает текст (Приложение №1), делая карандашом по ходу чтения пометки:
«V» - уже знал, подтвердилось;
«+» - новое;
«?» - непонятно, есть вопросы.
После чтения каждый заполняет таблицу:

«V» - уже знал
«+» - новое
«?» - есть вопросы






3. После чтения организуется беседа по пометкам: сначала в парах, затем в классе. Учащиеся проговаривают то, что они знали раньше и узнали нового (каждый по своей карточке, при этом опираются на записи в своих таблицах). Затем при наличии пометок «непонятно», учитель организует объяснение трудных вопросов темы, непонятных слов: сначала на вопросы своих товарищей отвечают сами ученики, а в случае затруднений – на помощь приходит учитель.

Стадия Рефлексии.
1. Остались ли у вас вопросы, на которые вы не получили на уроке ответов? Как же мы можем получить эти ответы? (Поискать дополнительную информацию в Интернете, в энциклопедиях, справочниках).

2. Проводится игра «Раздели на две группы». На столе лежат различные предметы, которые необходимо разделить на 2 группы и объяснить свой выбор (коллективная работа), как вариант - при возможности - эту же работу можно выполнить на интерактивной доске:
- изображение 2 гербов (российский и удмуртский);
- 2 флага (российский и удмуртский);
- портреты президента – В. В. Путина и главы УР –А.В. Соловьева;
- 2 карты (России и Удмуртии);
- 2 куклы (в удм. национальном костюме и в светском наряде);
- фото с видом на Кремль в г. Москве и президентскую резиденцию в г. Ижевске;
- 2 книги (А.С. Пушкина и К.Герда).

3. Игра «Лото» (Приложение № 2)

Домашнее задание.
1. Если остались вопросы, на которые не получили ответы, то найти на них ответы.
2. Составить синквейн по изученной теме: Удмуртия.









Приложение № 1.
Карточка № 1

Площадь Удмуртии составляет 42 060 квадратных километров. По величине территории она превосходит многие государства Европы – Швейцарию, Нидерланды, Бельгию.
Удмуртия расположена в лесной природной зоне, на территории Восточно-Европейской равнины. На севере и западе граничит с Кировской областью, на востоке – с Пермским краем, на юго-востоке – с Республикой Башкортостан, на юге – с Татарстаном.
В Удмуртии чётко выражены четыре времени года, тёплое лето и продолжительная холодная зима.
В Удмуртской Республике наиболее распространены месторождения нефти, каменного угля, торфа, различных строительных материалов (песок: стекольный, строительный; гипс, известняк, глина, гравий и т.д.), минеральные краски, минеральные воды и грязи.
Удмуртия – одна из немногих территорий, где разведан минерал волконскоит, из которого делают зелёную краску.
Металлическими рудами республика бедна, к тому же их качество низкое. Встречаются железные, марганцевые, медные руды.
Большое значение имеют минеральные воды. В Алнашском районе работает курорт «Варзи-Ятчи». Здесь используются минеральные воды и лечебные грязи для поддержания здоровья людей. Также имеются минеральные источники «Увинский» в санатории «Ува» и «Новоижевский» на территории санатория «Металлург».


Карточка № 2

Территорию Удмуртии с древних времён образно называют «край родниковый». На её территории насчитывается около 7000 больших и малых рек, более 800 прудов, много болот и ещё больше родников. Самые крупные реки – Кама, Вятка, Чепца, Кильмезь, Иж и другие. Все они начинаются с родников. Самая крупная река - Кама. С давних пор Кама была связана с жизнью удмуртского народа. Она была дорогой в Поволжье, Центр, на Урал, на юг России. С ней связано возникновение промышленности в Удмуртии, развитие городов Сарапул, Воткинск и Камбарка. В 1961 году у города Чайковского построена гидроэлектростанция и сооружено водохранилище. Каму называют рекой – труженицей, по ней сплавляют лес, перевозят грузы и пассажиров.
К сожалению, водоохранные зоны часто нарушаются и приводят к загрязнению воды хозяйственными, бытовыми и промышленными отходами, которые содержат труднорастворимые вещества. Поэтому так важно правильно использовать и охранять водные ресурсы в нашем крае.















Карточка № 3

Лес – основное природное богатство Удмуртии. Большую часть составляют хвойные леса, остальную – лиственные и смешанные. В северной части республики в основном растут ель, пихта, рябина, черёмуха. На возвышенных участках растут сосновые леса. В отдельных местах встречаются искусственные насаждения сибирского кедра, выращенного из семян. На юге республики распространены пихта, липа, клён, вяз, лиственница. На вырубках встречаются дуб, берёзовые и осиновые леса.
Леса Удмуртии богаты ягодами: земляникой, малиной, смородиной, рябиной,
черникой, брусникой. Много разнообразных грибов. На территории Удмуртии произрастает более 120 видов лекарственных растений. Наиболее известны валериана, ромашка, пижма, зверобой, душица, чистотел, череда. Есть и ядовитые растения.
Для сохранения отдельных видов растений создаются заповедные зоны, национальные парки. Особо охраняемые территории: национальный парк «Нечкинский», природные парки «Каракулинское Прикамье», «Шаркан».


Карточка № 4

Животный мир характерен для лесной зоны. В настоящее время в республике обитает 49 видов млекопитающих.
На севере и в центральных районах республики встречается бурый медведь. Повсюду встречается волк.
Типичные хищники нашего края – рыжая лисица, чёрный хорь, куница, норка европейская, горностай, барсук и ласка. В лесах живёт рысь. Среди травоядных самый крупный представитель лесной зоны – красавец лось. Он распространен по всей республике. Также в нашем крае постоянно живёт кабан.
Богат и разнообразен мир птиц, их более 150 видов. Большинство из них перелётные: дрозд, соловей, грач, скворец и другие. В хвойных лесах живут клёсты, глухари. Многие птицы гнездятся у водоёмов: утки, кулики, чайки, серая цапля, выпь, чёрный аист, серый журавль. Встречаются и хищные птицы – сокол-сапсан, беркут, скопа, филин, ушастая сова.
Водоёмы богаты рыбой. Их около 40 видов. Во многих реках водятся норка и выдра, ондатра и бобр.





















Приложение № 2

Карточка № 1



В нашей республике районов


25


В республике околобольших и малых рек



7000

Как называется минерал, разведанный в республике, из которого делают зелёную краску


ВОЛКОНСКОИТ

.
Карточка № 2



Самая крупная река Удмуртии


КАМА

Как называются заповедные зоны, созданные в республике для сохранения отдельных видов растений и животных


«НЕЧКИНСКИЙ», «КАРАКУЛИНСКОЕ ПРИКАМЬЕ», «ШАРКАН»


С какими территориями граничит Удмуртия

С Кировской областью, с Пермским краем, с республикой Башкортостан и Татарстан


Карточка № 3



Как называются города Удмуртии

Ижевск, Глазов, Воткинск, Сарапул, Можга, Камбарка



Какова площадь республики


42 060 кв. метров


Кто автор герба и флага Удмуртии



Юрий Лобанов










Карточка № 4


На какой равнине находиться Удмуртия



Восточно-Европейская равнина


Какой цветок является символом Удмуртии


италмас (купальница европейская)


Кто является главой республики



А.А. Волков


Карточка № 5

Самый известный автомат, выпускаемый в Ижевске



автомат М.Т. Калашникова


В какой природной зоне находится Удмуртия


лесная зона


Самое крупное травоядное животное, обитающее на территории республики


лось


Карточка № 6

Как называется курорты УР, где лечат минеральными водами и лечебными грязями



«Варзи-Ятчи», «Ува», «Металлург»



Какие ягоды растут в наших лесах

малина, земляника, черника, брусника, смородина, рябина


Столица Удмуртии



ИЖЕВСК



Заголовок 215