Конспект урока по музыке на тему Развитие образа Снегурочки в поэзии А.Н. Островского и в музыке Н.А.Римского-Корсакова


МУЗЫКА
Тема урока: «Развитие образа Снегурочки в поэзии А.Н. Островского и в музыке Н.А.Римского-Корсакова»Цель урока: показать развитие образа Снегурочки в поэзии и в музыке великих русских людей.Художественный материал: 1.Вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»2.Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась»3.Ария Снегурочки « С подружками по ягоды ходила»( видиофрагмент)4.Сцена таяния Снегурочки (видиофрагмент)5. портреты  Н.А.Римского - Корсакова; А.Н. Островского; В.М.Васнецова 6. репродукция картины В.М.Васнецова «Снегурочка»7. А.Островский  пьеса « Снегурочка»  отрывок «Благополучие –великое слово»8. Г. Струве « Весенняя песня»Ход урока Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами попадем в весеннюю сказку, созданную руками  3-х великих людей: писателя, художника и композитора. Узнаем, как может их искусство создавать картины народной жизни со своими законами, верованиями, обрядами; как может превратить холод в тепло, равнодушие в любовь.Итак, «Конец зиме, пропели петухи,            Весна-Красна спускается на землю.           Полночный час настал, сторожку Леший            Отсторожил,-ныряй в дупло и спи!»/Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», появляется картина В.Васнецова «Снегурочка»/«Ты погляди диковина какая! Боярышня. Живая ли?живая! в тулупчике, в сапожках, в рукавичках. Дозволь спросить: далеко ль держишь путь и как зовут тебя и величают? Снегурочка. Куда идти не знаю. Коли будите добры- меня с собой возьмите.»/музыка затихает/Учитель:  В какую же весеннюю сказку мы попали?Дети: Сказка «Снегурочка»Учитель: на прошлом уроке мы начали знакомство с этим персонажем. Давайте вспомним, кто автор сказки, музыки, картины?Дети: Александр Николаевич Островский, Николай Андреевич Римский-корсаков, Виктор Михайлович Васнецов./портреты  А.Н. Островского, Н.А.Римского-Корсакова, В.М.Васнецов/Учитель: А.Островский во вступительной ремарке к пьесе поясняет, действие происходит в стране берендеев в доисторические времена. Само имя «Берендей» Островский не выдумал: под старинным городом Переяславлем -Залеским доныне существует Берендеево болото, на месте которого, по преданию было Берендеево царство. Кого же мы видим в этом царстве?Дети: народ, Леля, Снегурочку, которую отец Мороз и мать Весна-Красна отпустили к людям. Учитель:  Что заставило Снегурочку пойти на землю к людям?Дети: людские песни, песни Леля.Учитель: Ребята,  а кто такой Лель?Дети: Лель- один из персонажей древнерусских мифов, юноша 15-17 лет, пастушок. Лель-голос природы, голос лета. Он несет в себе тепло Солнца. Лель дарит людям добро, свет, он приносит в этот мир любовь.Учитель: Да, не случайно в хороводных песнях о любви встречается такая припевка: «Лель мой, Лель мой, лёли, лёли, Лель»Учитель: Сегодня, мы с Вами разучим одну из песен Леля, которая называется «Туча со громом сговаривалась»/Разучивание первого куплета третьей песни Леля «Туча со громом сговаривалась»/Учитель: Эта песня построена на интонациях р.н.п, хотя и композиторская. Какой жанр этой песни?Дети: хороводно-плясовая.Учитель: Давайте послушаем, как этот персонаж оживает в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»  /видиофрагмент третьей песни Леля «Туча со громом сговаривалась»/Учитель: Какова роль Леля в судьбе Снегурочки?Дети: Песни Леля привлекли Снегурочку, ее потянуло к людям.Учитель: Давайте вспомним, какую Снегурочку нам показал композитор в начале оперы?            /Слушание Арии Снегурочки « С подружками по ягоды»              Из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»/Учитель: Какую Снегурочку нам рисует музыка?Дети: Веселую, беззаботную, Снегурочка-сказочный персонаж и в ее музыке тоже что-то сказочное. Музыка волшебная, зимняяУчитель: есть ли признаки того, что она причина людских несчастий?Дети: никаких причин нет. Красивая, милая, беззаботная, радостная.Учитель: Но Снегурочка оказалась невольной виновницей того, что Берендеевом царстве лето холодное, и зима длинее,  и люди уж не так относятся к друг к другу. Вот как об этом говорит сам царь Берендеев./Зачитываю отрывок: «Благополучие-велико слово!...»/ЦарьБлагополучие-велико слово!Не вижу я его давно в народе, Пятнадцать лет не вижу.Наше летоКороткое, год от года корочеСтановится, а вёсны холодней-Туманные, сырые, точно осень, Печальные. До половины летаСнега лежат в оврагах и лядинах. Из них ползут туманы по утрам,А к вечеру выходят злые сёстры,Трясучие и бледные кумохи,И шляются по деревням, ломая,Знобя людей…Сердит нас Ярило.БермятаЦарь премудрый,За что б ему сердиться?ЦарьВ сердцах людей заметил я остудуНемалую; горячности любовной Не вижу я давно у берендеев.Исчезло в них служенье красоте;..Короче, друг, сердечная остудаПовсюдная,-сердца охолодели,И вот тебе разгадка наших бедствийИ холода: за стужу наших чувствИ сердится на нас Ярило-СолнцеИ стужей мстит.Учитель: Так получается, что Снегурочка причина зла, а может быть и само зло…Как вы думаете?Дети: нет, она милая, беззаботная.Учитель: но есть что-то, что отличает портрет Снегурочки от того же Леля?Дети: есть внешняя красота, но нет тепла.Учитель: Что же получается, с одной стороны, образ привлекательный, красивый, с другой стороны, что-то нас в ней настораживает, сдерживает. И как показывает развитие сюжета сказки Островского не только нас отталкивает холодность Снегурочки. Давайте вспомним, кто отказался от дружбы с ней?Дети: Купава, Лель.Учитель: а Снегурочка понимала, что она не такая как все, как те люди, к которым она стремилась? Понимала  ли она, почему ее покидают друзья?Дети: ДаУчитель: Если она злой персонаж, если в ней зло, то, как она должна поступить? Дети: Мстить людям. Ведь у нее есть для этого все возможности, она же дочь Дед Мороза. Могла обратиться к Морозу с вьюгами, к ее лесным сторожам-Лешим.Учитель: Но как поступает Снегурочка, к кому идет?Дети: к матери Весне-Красне./Читаю отрывок разговора Весны и Снегурочки «Снегурочка, дитя мое, чего тебе не достает?-Любви»!...»/Снегурочка, дитя мое, о чемМольбы твои? Великими дарамиМогут тебя утешить на прощанье . Последний час Весна с тобой проводит, С рассвет дня вступает бог ЯрилоВ свои права и начинает лето.Чего тебе не достает?Любви!Кругом меня все любят, все счастливыИ радостны; а я одна тоскую;Завидное мне чужое счастье, мама .Хочу любить – но слов любви  не знаю, И чувства нет в груди; начну ласкаться-Услышу брань, насмешки и укорыЗа детскую застенчивость, за сердце холодное…,Учитель: Что же Снегурочка просит?Дети:ЛюбвиУчитель: Что происходит со Снегурочкой после этого?/отрывок «Ах, мама, что со мною?..»/Ах, мама, что со мною? Какой красойЗеленый лес оделся! БерегамиИ озером нельзя налюбоваться.Вода манит, кусту зовут меняПод сень свою; а небо, мама, небо!Разлив зари зыбучими волнамиКолышется.Дети: мать наделила ее силой любви и она увидела вдруг все по- другомуУчитель: что она увидела?Дети: Зленый лес, озеро, небоУчитель: Но ведь Снегурочка 15 лет все это видела изо дня в день. Что же с ней случилось?Дети: Она готова к любви, влюбленный человек все видит по-другомуУчитель: но какая опасность подстерегала Снегурочку в ее новом состоянии души?Дети: могла растаятьУчитель: И луч солнца попадает на Снегурочку, и она действительно начинает таять.Мы подошли к кульминационной сцене развития образа Снегурочки. Как вы думаете, какие чувства переживает она в момент прощания с жизнью, Снегурочку? Должен ли измениться ее музыкальный портрет?Дети: Да /видиофрагмент сцены таяния Снегурочки./Учитель: Почему изменился образ Снегурочки.Дети: Изменилась ее душаУчитель: От прежней Снегурочки не осталось и следа! Поэтому изменился ее музыкальный портрет, ее интонация, ее душа.Учитель: можно ли здесь поставить точку. Можно ли гибель Снегурочки считать финалом оперы?Дети: Да.Нет.Учитель: Я вам предлагаю вспомнить слова царя Берендея прозвучавшие в начале урока. Что происходит в Берендеевом царстве? Почему у людей остуда?Учитель: Да. Ведь она нарушила естественное течение в жизни. Ведь не должно быть в природе союза Мороза и Весны. Погибла Снегурочка, растаяла, причина бед Берендеев исчезла, восстановилось равновесие в природе?Дети: Да.Учитель: Композитор заканчивает оперу хором «Ярило-Солнцем», праздником, прославлением Ярило-Солнца.Учитель: Мудрость А.Н.Островского и Н.А.Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на земле больше- светлого или темного.Музыка-это искусство способное растопить даже самое ледяное сердце.И закончить сегодняшний урок мне хочется радостной, светлой песней о весне, о солнце, о звонких ручьях композитора Г.Струве на слова К.Ибряева «Весенняя песня». Давайте исполним ее.                          /Исполнение «Весенней песни Г.Струве/Учитель: на этом наш урок закончен. Спасибо. До свидания!